Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм государственного управления внешнеполитической сферой

Сферы реализации, принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь

Национальные интересы Республики Беларусь. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь

 

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В концепции под национальной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз. А национальные интересы понимаются как совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь. Национальные интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития. Стратегическими национальными интересами являются: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.

Похожая точка зрения в интерпретации национальных интересов предлагается и И. И. Лукашуком, который понимает «под национальными интересами государства … его наиболее важные интересы, прежде всего в области обеспечения безопасности и благосостояния». С этим определением национальных интересов также можно согласиться. Но при этом И. И. Лукашук предлагает проводить анализ интересов отдельных стран, условно отделяя национальные интересы от интернациональных и общих, говоря, что «национальные» будут пониматься в узком смысле как интересы отдельного государства, не включающие его интернациональные интересы. Под последними будут пониматься интересы государства, связанные с внешней средой. Наконец, общие интересы – интересы международного сообщества в целом»[33].

Предложение по отделению национальных интересов от интернациональных для проведения анализа представляется не очень удачным. В условиях глобализации каждый из внутренних национальных интересов опосредован внешними или способен повлиять на них. Сам автор отмечает, что национальные интересы «в растущей мере зависят от взаимодействия государства с внешней средой. В результате национальные интересы интернационализируются»[34]. В условиях многозначности последствий каждого действия, в особенности учитывая разную значимость важных шагов для безопасности и благосостояния государства и граждан в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, анализ национальных интересов необходимо проводить с системной точки зрения, не отделяя изменения в системе от влияний внешней среды. Приведем для иллюстрации только один пример. В середине 1990-х гг., когда принимались принципиально важные решения о национальных интересах белорусского государства, в мире безоглядно доминировали ведущие экономические теоретики либерального толка, уверявшие, что сфера услуг окончательно одержала победу, и рекомендовавшие республикам бывшего Советского Союза избавляться от «избыточных» индустриальных предприятий, продавая их за любую цену каждому желающему. Говорилось о риске, на который идет иностранный инвестор, покупая промышленное предприятие в такой исторический период, поэтому надо продавать очень дешево, иначе он вообще не станет рисковать. Нераспроданные промышленные предприятия предлагалось обанкротить с целью построения современной экономики, ориентированной на сферу услуг. Утверждалось, что это в национальных интересах бывших социалистических стран, раз такова ситуация в интернациональной среде. В краткосрочной и среднесрочной перспективе такое предложение казалось разумным, предоставляя возможность переложить заботу о модернизации национальных предприятий на плечи заботливого инвестора, но в долгосрочной перспективе оказалось с подвохом. Пропаганда тотальной приватизации оказалась лишь внешним по отношению к Беларуси методом приобретения за бесценок наиболее лакомых объектов промышленного потенциала бывших социалистических государств представителями западного бизнеса, торговавшихся на крупнейшей распродаже государственной собственности, которую когда-либо видел мир. Белорусское руководство за счет понимания истинного значения смысла национальных интересов в контексте выявления подлинных интернациональных интересов сумело распознать перспективы сохранения крупного индустриального сектора в государственной собственности с необходимым перепрофилированием и модернизацией при поддержке государства и смогло за счет сохранения экспортно ориентированной специфики страны найти необходимые средства для этих целей. В результате Беларуси удалось первой из республик СНГ выйти на уровень ВВП, эквивалентный 1990 г., и продемонстрировать высокие темпы экономического роста и завидную политическую стабильность. Удалось, поскольку одним из важнейших факторов стабильности экономического развития является крупный государственный сектор, гарантирующий экономическую независимость страны от настроений и авантюр внешних «инвесторов». Модернизированные предприятия приносят средства для модернизации других предприятий и строительства новых, производящих продукцию с минимальной энергоемкостью.

Согласно Концепции национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь.

Субъектами обеспечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане.

Объектами национальной безопасности являются:

личность – ее конституционные права, свободы и законные интересы;

общество – его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права;

государство – его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй.

Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов.

Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают:

· разработка и реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности;

· определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства;

· нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности;

· обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь;

· создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования.

В Концепции национальной безопасности указываются следующие меры по защите от внешних угроз национальной безопасности:

· проведение последовательной и сбалансированной многовекторной внешней политики, основанной на принципах взаимоуважения, равенства и партнерства, невмешательства в дела суверенных государств;

· своевременное выявление, предупреждение и пресечение политико-дипломатическими методами попыток вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь со стороны зарубежных государств и их спецслужб, международных организаций, а также иных сил, не являющихся признанными субъектами международных отношений;

· противодействие применению в международной практике экономических, политических и иных мер принудительного характера, направленных на ущемление суверенных прав государств, либо поощрению таких мер;

· решительное отстаивание национальных интересов в рамках международных организаций и союзов, в том числе регионального характера, содействие укреплению авторитета Республики Беларусь и позиций этих структур в системе международных отношений;

· сохранение глобальной роли ООН и Совета Безопасности ООН в обеспечении международной стабильности и безопасности;

· продолжение последовательного курса в сфере ядерного разоружения, участие в режимах нераспространения, в выполнении посреднических функций при урегулировании конфликтов, миротворческой деятельности под эгидой ООН;

· развитие международного сотрудничества в вопросах борьбы со всеми видами транснациональной организованной преступности, в первую очередь связанной с терроризмом, незаконной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом;

· активное участие Республики Беларусь в деятельности ОБСЕ, содействие устранению дисбалансов в ее функционировании, последовательное укрепление институциональных основ данной организации;

· формирование полноценного, без искусственных изъятий и ограничений, эффективного и взаимовыгодного таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;

· активизация деятельности Республики Беларусь по расширению участия во взаимовыгодных инициативах и проектах в рамках ключевых субрегиональных организаций: Содружества Независимых Государств, Центральноевропейской инициативы, Организации Черноморского экономического сотрудничества, Совета государств Балтийского моря и других;

· развитие по периметру внешних границ Республики Беларусь пояса добрососедства во всех его измерениях: военном, политическом, культурном, информационном, социальном и экономическом;

· эффективная реализация государственной пограничной политики, обеспечивающая комплексный подход к управлению границами, оптимальное сочетание барьерных функций с созданием благоприятных условий для активного развития экономических связей, повышения туристической и деловой привлекательности страны;

· сохранение и укрепление основ Союзного государства, реализация имеющегося конструктивного потенциала стратегического партнерства с Российской Федерацией;

· развитие полноформатных отношений с государствами Европейского союза, поддержание активного диалога с ЕС по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес, с перспективой заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также отмены дискриминационных мер в отношении белорусского государства;

· последовательное наращивание вовлеченности Республики Беларусь в общеевропейские объединительные процессы, в первую очередь предполагающие активное участие в международных проектах, связанных с производством и транспортировкой энергоресурсов, эксплуатацией транспортных коридоров;

· последовательное углубление отношений стратегического партнерства с Китаем, Венесуэлой, развитие всестороннего сотрудничества с другими государствами Азии, Латинской Америки и Африки, прежде всего с Индией, Вьетнамом, Бразилией, приведение масштабов экономического взаимодействия с ними в соответствие с уровнем политических отношений;

· развитие диалога с США на принципах равноправия, взаимоуважения и партнерства, основывающегося на совпадающих интересах, в первую очередь в контексте обеспечения международной безопасности;

· доведение до широких кругов мировой общественности объективной информации о Беларуси и ее позиции по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах, достижениях отечественной культуры и науки;

· повышение эффективности защиты прав и законных интересов белорусских граждан и соотечественников за рубежом[35].

Таким образом, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь отражены идеологические основы внешнеполитического курса Республики Беларусь, нацеленные на спонсорство мира в Европейском регионе, миролюбивый характер внешней политики, прагматизм в отношениях с основными партнерами по международным взаимодействиям. Президент Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г. отмечал: «Особую значимость сегодня приобретает активная, сбалансированная внешняя политика, жестко и бескомпромиссно защищающая и твердо продвигающая национальные интересы. Мы не шли и не пойдем на поводу у тех, кто настойчиво убеждает нас в неизбежности дилеммы — Беларусь либо с Востоком (Россией), либо с Западом (Европой). Наша задача — быть соединяющим мостом между Востоком и Западом»[36]. Многовекторность внешней политики становится ключевым фактором обеспечения суверенитета Республики Беларусь.

 

 

 

Сферы реализации, принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь нашли свое отражение в законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г.

Внешняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах:

· внешнеэкономическая деятельность;

· международное экономическое сотрудничество;

· международное сотрудничество в области космической деятельности;

· международное военное сотрудничество;

· международное сотрудничество по реализации государственной пограничной политики;

· международная безопасность;

· гуманитарное сотрудничество и права человека;

· международное сотрудничество в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды;

· международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сотрудничество в области кодификации и прогрессивного развития международного права;

· трансграничное сотрудничество.

Согласно Закону, внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

· соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

· соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

· повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

· развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

· добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;

· приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

· отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

· защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

· защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

· содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

· равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

· создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

· формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

· обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;

· содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

· содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

· расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

· привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

· участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

 

Большая роль в реализации механизма государственного управления внешнеполитической сферой отведена Президенту Республики Беларусь. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь «Президент … гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти». Помимо этого, Президент, согласно ст. 84 Конституции, «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств». Деятельность Президента Республики Беларусь в области управления внешнеполитической сферой обеспечивается Администрацией Президента Республики Беларусь, которая, как орган государственного управления, функционирует на основании Положения об Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 97 от 23.01.1997 г. В частности, в соответствии с п. 5.10. Положения, к ведению Администрации Президента Республики Беларусь отнесена «координация деятельности государственных органов и иных государственных организаций по подготовке проектов правовых актов». Основные вопросы в сфере внешней политики Республики Беларусь отнесены к ведению Управления внешней политики. В своей деятельности оно подчиняется Главе Администрации Президента Республики Беларусь, который, согласно п. 17.7. и 17.8 Положения, «обеспечивает подготовку предложений Президенту Республики Беларусь по основополагающим вопросам внутренней и внешней политики» и «представляет Администрацию Президента Республики Беларусь в отношениях с внутригосударственными, зарубежными и международными организациями».

Роль правительства в реализации внешнеполитической деятельности раскрывается в ст. 107 Конституции Республики Беларусь. Так, Правительство Республики Беларусь: руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; … принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления. Специализированным ведомством по реализации основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь является Министерство иностранных дел Республики Беларусь. МИД Республики Беларусь функционирует в соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 978. В соответствии с п. 2 Положения, МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей, осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. В соответствии с п. 5 Положения, основными задачами МИД являются: 5.1. реализация единой внешней политики Республики Беларусь, в том числе координация политики в области внешнеэкономической деятельности; 5.2. обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; 5.3. представление Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; формирование, поддержание и укрепление позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом; 5.4. координация деятельности республиканских органов государственного управления по обеспечению единой политики Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; 5.5. защита прав и интересов физических и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом; 5.6. создание благоприятных условий для продвижения экономических интересов Республики Беларусь за рубежом; 5.7. планирование внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; 5.8. сбор и анализ информации о факторах и тенденциях международного развития и внесение Президенту Республики Беларусь, в Правительство Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь предложений и рекомендаций по тактическому реагированию и стратегическим направлениям внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества в интересах Республики Беларусь; 5.9. обеспечение реализации решений Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь; 5.10. координация деятельности государственных органов Республики Беларусь по формированию и совершенствованию договорно-правовой базы отношений Республики Беларусь с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; 5.11. контроль за исполнением международных договоров Республики Беларусь государственными органами Республики Беларусь и оказание содействия в исполнении международных договоров Республики Беларусь; 5.12. координация работы по присоединению Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации; 5.13. руководство работой загранучреждений Республики Беларусь; 5.14. представление информации по условиям осуществления внешнеэкономической деятельности государственным органам, иным юридическим и физическим лицам Республики Беларусь и зарубежным партнерам; 5.15. обеспечение развития инфраструктуры внешнеполитической деятельности Республики Беларусь и оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики; 5.16. координация работы по формированию режима внешней торговли товарами в отношениях с иностранными государствами; 5.17. содействие в привлечении иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь; 5.18. содействие общественным объединениям Республики Беларусь в осуществлении связей с зарубежными партнерами и развитии сотрудничества с соотечественниками за рубежом.

Большое значение в механизме государственного управления внешнеполитической сферой принадлежит Национальному собранию Республики Беларусь. Согласно ст. 97 Конституции Республики Беларусь, Палата представителей: рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; об объявлении войны и о заключении мира. Главной функцией второй палаты парламента, Совета Республики, во внешнеполитической сфере является одобрение или отклонение принятых Палатой представителей проектов законов. Таким образом, в белорусском парламенте разрабатываются и принимаются основные нормативные акты, касающиеся внешнеполитической сферы.

Важное значение также имеют межпарламентские комиссии и рабочие группы Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с парламентами иностранных государств. В 2009 г. они осуществляли сотрудничество с парламентами: Австрийской Республики; Азербайджанской Республики; Аргентинской Республики; Республики Армения; Королевства Бахрейн; Королевства Бельгия; Республики Болгария; Республики Босния и Герцеговина; Федеративной Республики Бразилия; Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии; Венгерской Республики; Боливарианской Республики Венесуэла; Социалистической Республики Вьетнам; Федеративной Республики Германия; Государства Израиль; Республики Индия; Иорданского Хашимитского Королевства; Исламской Республики Иран; Итальянской Республики; Республики Казахстан; Китайской Народной Республики; Республики Корея; Республики Куба; Государства Кувейт; Кыргызской Республики; Латвийской Республики; Ливанской Республики; Литовской Республики; Республики Молдова; Объединенных Арабских Эмиратов; Республики Польша; Румынии; Сербии; Сирийской Арабской Республики; Словацкой Республики; Республики Таджикистан; Турецкой Республики; Республики Украина; Французской Республики; Южно-Африканской Республики; Японии.

Национальное собрание Республики Беларусь также принимает деятельное участие в межпарламентских организациях. Делегации Национального собрания взаимодействуют со следующими межпарламентскими организациями: Межпарламентский союз; Парламентское Собрание Союза Беларуси и России; Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС); Межпарламентская ассамблея государств–участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ); Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ); Межпарламентская ассамблея православия; парламентская структура Центральноевропейской инициативы; Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ); Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ); Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества; Северный Совет; Парламентская ассамблея НАТО. Помимо этого, в обеих палатах функционируют специализированные комиссии по внешнеполитическим вопросам.

Важное место в механизме государственного управления внешнеполитической сферой отведено Конституционному Суду. Он, согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь, по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

  • о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона. Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что понимают под суверенитетом государства?

2. Как влияет глобализация на суверенитет национального государства?

3. Какова роль сепаратизма в глобализирующемся мире?

4. Кому выгодны процессы разжигания сепаратистских устремлений?

5. Что вкладывается в понятие «мягкий» суверенитет?

6. В каких нормативных актах закреплены конституционно-правовые основы проведения внешнеполитического курса Республики Беларусь?

7. Каковы особенности белорусского пути по укреплению независимости и суверенитета после распада СССР?

8. Назовите главные системные итоги экономических и политических реформ 1994–2007 гг.

9. Каков внешнеполитический потенциал белорусской модели?

10. Что представляют собой национальные интересы Республики Беларусь?

11. Какие приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в политической сфере указываются в Концепции национальной безопасности?

12. Назовите основные сферы реализации внешней политики Республики Беларусь.

13. Перечислите основные принципы реализации внешней политики Республики Беларусь.

14. Назовите стратегические цели внешней политики Республики Беларусь.

15. Перечислите основные задачи внешней политики Республики Беларусь.

 

 

Тема 2. Развитие сотрудничества Республики Беларусь с государствамиучастниками Содружества Независимых Государств

1. Распад Советского Союза и создание Содружества Независимых Государств.

2. Проблемы укрепления международной безопасности в СНГ.

3. Проблемы и перспективы создания единого экономического пространства Содружества.

4. Состояние и перспективы белорусско-российских отношений. Строительство Союзного государства Беларуси и России.

5. Состояние и перспективы белорусско-украинских отношений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности белорусского пути | Распад Советского Союза и создание Содружества Независимых Государств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.