Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения

Ограничение прав и свобод – временная мера, с четким указанием пределов и срока такого ограничения.

Пункт 3 статьи 56 Конституции РФ содержит перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни при каких чрезвычайных обстоятельствах:

1) право человека на жизнь (ст.20);

2) право на достоинство личности – никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21);

3) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23,ч.1);

4) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Каждый имеет право ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы (ст.24);

5) свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28);

6)право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, ч.1);

7) право на жилище не подлежит ограничению также, никто не может быть произвольно его лишен (ст.40/1).

Не подлежит ограничению также весь блок личных прав и свобод, относящихся к сфере конституционных гарантий правосудия и уголовного судопроизводства (статьи 46-54).

Закон также предусматривает гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия ЧП.

Лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных обстоятельств или в связи с применением мер по их устранению, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь.

В период действия ЧП не изменяется порядок применения физической силы, спец.средств и оружия сотрудниками ОВД и военнослужащими ВВ, установленный законами, а за неправильное и неправомерное применение указанных средств, превышение полномочий должностные лица несут ответственность в полной мере в соответствии с законом.

Правосудие на территории осуществляется только судом. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории чрезвычайного положения может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры РФ на территории, на которой введено ЧП, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

В период действия ЧП судами могут выноситься приговоры с применением смертной казни, не приводятся в исполнение в течение всего срока действия ЧП и тридцати суток после его прекращения или отмены.

Федеральный орган исполнительной власти в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря ООН о временных ограничениях прав и свобод граждан, уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения ЧП.

 

Тема №5: «Конституционные формы народовластия»

Учебные вопросы:

1. Понятие народовластия и его конституционное закрепление.

2. Представительная и непосредственная демократия в Российской Федерации.

1 учебный вопрос: «Понятие народовластия и его конституционное закрепление»

Термин «народовластие» есть точный перевод на русский язык древнегреческого понятия «демократия». Это слово составлено из двух слов: «демос» – народ и «кратос» – власть. Но всякий ли народ может объективно осуществлять народовлас­тие? Истории известны периоды, когда вне понятия «народ» были ра­бы, крепостные крестьяне и т.д.

Однако даже в настоящее время во многих странах отдельные категории граждан ограничены в избирательных правах. А ведь изби­рательное право является прямым приз­наком демократии, народовластия.

Суммировав сказанное, можно сказать, под народовластием надо понимать: форму государства; метод осуществления государственной власти; классовый характер демократии; формы осуществления власти.

В России понятие народовластия закладывается в юридической теории, только начиная с октября 1905 года. Вопрос народовластия рассматривался сквозь призму государственной власти. Это зачастую приводило к преувеличению роли, возможности и значения государственного вмешательства в общественную жизнь. Се­годня большое значение имеет исследование и практика ра­зумного сочетания и разграничения государственно-властного руко­водства и народного самоуправления. Становление системы местного самоуправления позволит наиболее эффективно развивать формы на­родовластия.

В специальной литературе много пишут, прежде всего, о формах представительного народовластия. А о формах непосредствен­ной демократии – мало. Непосредственная демократия – это совокупность конституционно-правовых институтов, посредствам которых народ выражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления.

В одних случаях это выражение воли народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер, т.е. принятые им решения не требуют утверждения кем-либо. Соответствующие институты можно назвать императивными институтами непосредственной демократии. Сюда относятся:

· Императивный референдум (т.е. референдум, решение которого окончательно и не требует оформления актом органа государственной власти или местного самоуправления);

· Выборы депутатов и выборных должностных лиц;

· Отзыв народом (избирателями) своих, т.е. избранных им (ими) представителей.

В других случаях воля народа носит так называемый консультативный характер – т.е. официальное окончательное решение принимает компетентный орган государства или орган местного самоуправления.

Соответствующие институты можно назвать консультативными институтами непосредственной демократии. Сюда относятся:

· Опрос народа или консультативный референдум;

· Всенародное (народное) обсуждение проектов правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления;

· Публичные слушания органа власти;

· Коллективные обращения граждан по вопросам общественного (петиции);

· Народные правотворческие инициативы;

· Наказы избирателей.

 

2 учебный вопрос: «Представительная и непосредственная демократия в Российской Федерации»

Непосредственная демократия – это не­посредственное участие народа в отправлении функций власти, кото­рое может выражаться в различных формах – референдуме, выборах, собраниях, пикетах, создании общественных объединений, органов и комиссий.

Конституция РФ, закрепив положения о том, что носителем су­веренитета и единственным источником власти является многонацио­нальный народ, установила: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст.3 Конс­титуции РФ).

Референдум в рамках народовластия. Это не новая форма учас­тия народа в решении основных вопросов (непосредственного учас­тия). Первый в истории референдум, как принято считать, состоялся в Швейцарии в 1439 г. и он отождествля­ется со всенародным опросом и плебисцитом (букв. «опрос народного (общественного) мнения»), то есть когда народ в результате опроса, голосования утверждает и придает окончательный характер тому или иному государственному решению.

Существенны различия между референдумом и всеобщими выбора­ми. Во-первых, в ходе выборов (в мировой практике) избираются вы­борщики или кандидаты, а в ходе референдума избиратель говорит либо «да», либо «нет». Во-вторых, выборы являются формой предста­вительного народовластия, а референдум - институт прямого и не­посредственного народовластия.

Тип референдума:

- консультативный, когда исход его не носит обязательного характера.

Подписанный Президентом РФ Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» определяет Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Определен круг воп­росов, которые не могут выноситься на референдум:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) об амнистии и о помиловании.

Референдум не про­водится в условиях действия чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации и в течение трех месяцев после отмены положения.

Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит:

- не менее чем двум миллионам граждан;

- Конституционному Собранию в случае принятия решения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции РФ.

Референдум РФ назначает Президент РФ и в течение 10 дней направляет поступившие ему документы в Конституционный суд РФ. Суд рассматривает их и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение. Не позднее 15-ти дней Президент обязан назначить референдум.

Накануне референдума граждане РФ вправе вести агитацию «за» или «против» проведения референдума РФ в целом или какого-либо вопроса.

Не имеют право проводить агитацию и распространять какие-либо агитационные материалы:

- любые государственные органы (сверху донизу);

- воинские части и все военные учреждения и организации;

- благотворительные и религиозные организации;

- члены избирательных комиссий.

В референдуме участвуют все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и имеющие право голоса согласно законодательству.

На определение результатов отводится не более 10-ти дней. Референдум признается состоявшимся Центральной комиссией, если в голосовании приняло участие более 1/2 граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Не позднее трех дней после определения результатов референ­дума Центральная комиссия должна опубликовать его результаты.

Другой формой высшего непосредственного волеизъявления многонационального народа России являются выборы. На основе норм избирательных законов в РФ замещается должность Президента РФ, формируются законодательные (представительные) органы государс­твенной власти, образуются органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Выборы должны быть свободными, справедливыми и достоверными.

Свободные – это такие выборы, которые проводятся при условии соблюдения всех прав человека, когда отсутствуют давление и запу­гивание избирателей.

Справедливые -означает, что всем гражданам, ко­торые достигли минимального возраста, гарантируются избирательные права при тайном голосовании. Ограничения и чрезмерные требования к цензу не допускаются.

Достоверные – такие выборы, которые определяют, что власть в целом и отдельные посты определяются на основе воли большинства избирателей. Обеспечивают избирателям реальный выбор на основе обязательной альтернативности.

Конституции республик в составе РФ и Уставы других субъектов России также устанавливают, что народ субъекта РФ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органами местного самоуправления. Высшим непосредствен­ным выражением власти народа являются референдум и свободные вы­боры. Законы субъектов Федерации аналогично с Федеральными зако­нами формируют положения о проведении референдума и выборов в представительные (законодательные) органы.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ зак­репляет следующие формы прямого волеизъявления граждан и форм осуществления местного самоуправления:

а) местный референдум;

б) муниципальные выборы;

в) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

г) сход граждан, проводимые для решения вопросов местного значения;

д) правотворческая инициатива граждан;

е) Территориальное общественное самоуправление;

ж) Публичные слушания;

з) Собрание граждан.

и) Конференция граждан (собрание делегатов)

к) Опрос граждан

л) Обращения граждан в органы местного самоуправления и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения | Модуль 3. Конституционно-правовой статус личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.