КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органов государственной власти
Тема 12. Конституционные основы формирования системы Модуль 5. Система органов государственной власти в РФ
Учебные вопросы:
1. Понятие и признаки органа государства. 2. Система и виды органов государства, принципы деятельности и их конституционное закрепление.
1 учебный вопрос: «Понятие и признаки органа государства» В сложной структуре политической системы общества центральное место занимает государство как самая представительная и влиятельная политическая организация. В то же время само государство как политическая организация представляет сложную систему. Многообразие сфер социальной жизни, требующих государственного руководства, предопределяет сложную и разветвленную систему органов государства, существенно отличающихся друг от друга по методам осуществления задач и функций государства, компетенции, принципам и формам деятельности. Все органы государства обладают общими признаками (при рассмотрении каждого признака обращаю внимание на существующие органы, сравниваю их с органами общественных организаций, в частности - партий). 1. Особый, установленный государством порядок образования, формирования государственных органов, и иначе они появиться не могут. 2. Создается для осуществления определенных задач и функций государственной власти. 3. Наличие определенной компетенции. 4. Наличие государственно-властных полномочий, которые регламентируются статусом каждого органа государства, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями. Орган государства может принимать решения и давать предписания. 5. Государственные органы при осуществлении своих полномочий выступают от имени государства. 6. Органы государства обладают правами юридического лица, наделяются определенными материальными и финансовыми ресурсами. В структуре органов государства функционируют вспомогательные органы. Например, комитеты в составе палат Федерального Собрания, которые также не являются самостоятельными органами государства. Орган государства (государственный орган, орган государственной власти) представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного механизма, наделенную законодательством государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти и выступающий от имени государства. 2 учебный вопрос: «Система и виды органов государства, принципы деятельности и их конституционное закрепление» Основной задачей вопроса следует считать закрепление в памяти курсантов, какой орган основан на соответствующем принципе. Государственные органы объединяются в систему. Эта система разветвлена и многообразна. Конституционная система государственных органов основывается на двух конституционных принципах: - принцип разделения властей; - принцип разграничения предметов ведения и полномочий. Исходя из сказанного, можно предложить следующую классификацию органов государства: а) в зависимости от места в системе власти, а значит выполняемых функций различаются: - органы законодательной власти; - органы исполнительной власти; - органы судебной власти; б) в соответствии с принципом разграничения предметов ведения в РФ создаются два уровня высших органов государственной власти: - федеральные органы государственной власти; - органы государственной власти субъектов РФ. Государственную власть в РФ в соответствии с Конституцией (п.1 ст.11) осуществляют: - Президент РФ; - Федеральное собрание; - Правительство РФ; - суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п.2 ст.11), причем система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов власти, установленных федеральным законом (ст.77 Конституции). 1. Органы законодательной власти являются, во-первых, представительными органами, во-вторых, через эти органы народ осуществляет свою власть, а в-третьих, эти органы обладают исключительным правом издавать нормативные акты Законодательные органы действуют на коллегиальной основе, решения принимают большинством голосов 2. Органы исполнительной власти: а) федеральные органы исполнительной власти: - Правительство РФ; б) органы исполнительной власти субъектов РФ и их система устанавливается каждым субъектом самостоятельно. По предметам совместного ведения центра и субъектов РФ органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в РФ (п.2 ст.77 Конституции). 3. Органы судебной власти. судебная система РФ включает в себя: 1. Федеральные суды. 2. суды субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти: - Прокуратура РФ; - Центральный банк РФ; - Счетная палата; - Центральная избирательная комиссия; - Уполномоченный по правам человека. Все органы государства объединяют конституционные принципы их деятельности: 1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 2. Органы государственной власти, а также органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. 3. Охрана правопорядка – важнейшая функция всех органов государства.
Тема №13: «Избирательное право в Российской Федерации»
Учебные вопросы: 1. Теоретические основы современного избирательного права. Система избирательного законодательства в РФ. 2. Понятие и виды избирательных систем. 3. Избирательный процесс и его стадии. Вопрос №1: « Теоретические основы современного избирательного права. Система избирательного законодательства в РФ » В современных демократических государствах выборы выполняют основополагающую роль в процессе формирования государственных органов и организации их деятельности. Несмотря на то, что выборы как форма прямого волеизъявления граждан были известны еще в древности (Древняя Греция, Древний Рим), появление избирательного права и избирательных систем относится лишь к периоду XVII-XVIII вв., когда были заложены теоретические основы конституционализма и современного понимания демократии. Между тем для России прогрессивное развитие избирательного права и реализация его принципов в законодательстве происходит лишь в XX в. Очевидно и то, что в современных условиях не существует универсальных и оптимальных моделей функционирования избирательной системы, что стимулирует поиск и сочетание различных элементов избирательного права в правовой системе конкретного государства. В современной науке конституционного права избирательное право – одна из крупнейших подотраслей, в которой объединены множество правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Однако круг регулируемых отношений постоянно изменяется как в сторону расширения действия норм избирательного права, так и в сторону упразднения отдельных видов выборных органов власти. Поэтому для характеристики избирательного права используется два основных значения этого термина: 1) объективное избирательное право – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих избирательные отношения; 2) субъективное избирательное право – мера возможного поведения управомоченного лица в избирательном правоотношении. Для более полного анализа сущности избирательного права необходимо раскрытие содержания указанных значений данного термина. Определение избирательного права в объективном смысле позволяет выделить и определить сферу правоотношений, составляющих предмет избирательного права как подотрасли конституционного права. Субъективный аспект понятия избирательного права раскрывает содержание конкретных правомочий, принадлежащих гражданину как участнику избирательных правоотношений. Конституционный Суд РФ в своих правовых позициях неоднократно характеризует субъективные избирательные права как активные (право избирать) и пассивные (право быть избранным). Предмет российского избирательного права составляют избирательные правоотношения, которые по своей структуре обладают всеми свойствами, присущими правоотношению. В то же время они обладают специфическими признаками, характеризующими их природу как самостоятельного вида правовых отношений: 1) социально-политическое содержание: через избирательные правоотношения реализуется закрепленная в ст. 3 Конституции РФ власть народа, которая непосредственно выражается в процессе выборов. Поскольку посредством выборов народ делегирует часть своих правомочий избираемым должностным лицам, избирательные правоотношения составляют основу для формирования институтов представительной демократии. С другой стороны, социально-политическое содержание избирательных отношений характеризуется взаимодействием различных политических групп, органов государства и должностных лиц в процессе организации выборов и в период между выборами; 2) публичный характер: в избирательных отношениях всегда одной из сторон выступает должностное лицо, либо государственный орган; 3) конечной целью организации и проведения выборов является периодическое воспроизводство власти в разумные сроки на федеральном, региональном и местном уровне. Таким образом, в структуру предмета избирательного права включаются регулируемые нормами конституционного права общественные отношения, связанные (1) с осуществлением избирательных кампаний (обеспечение процесса организации и проведения выборов) и (2) с созданием надлежащих условий реализации избирательных прав граждан в межвыборный период (период между выборами). В период между выборами это отношения, касающиеся функционирования системы постоянного учета избирателей, внедрением автоматизированных систем обработки и хранения информации об избирателях и результатах их голосования, разработки и реализации федеральных и региональных программ развития избирательной системы. Специфика избирательных правоотношений проявляется и в наличии особого субъектного состава, предусмотренного в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» – избиратели, кандидаты, избирательные комиссии и их члены, избирательные объединения (политические партии и их региональные отделения), наблюдатели и др. Главные субъекты здесь – избиратели и кандидаты как управомоченные участники этих правоотношений, а избирательные комиссии – основные субъекты, обязанные обеспечить проведение выборов. По юридической структуре избирательные правоотношения представляют собой комплекс как материальных, так и процессуальных правоотношений. Предоставленные гражданам избирательные права составляют содержание материальных избирательных правоотношений, а их реализация в рамках юридических процедур – содержание процессуальных избирательных правоотношений. Например, реализация права быть избранным предполагает соблюдение порядка выдвижения кандидата, условий его регистрации, сроков и правил проведения предвыборной агитации, порядка формирования избирательных фондов, расходования их средств и т.д. Для избирательных правоотношений характерен приоритет судебной защиты избирательных прав, что особо подчеркивается в законе указанием на то, что суды обязаны организовывать свою работу, в том числе в выходные дни, таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение споров. При этом решения судов, как отмечает Конституционный Суд, подлежат немедленному исполнению, чтобы обеспечить эффективное восстановление нарушенных избирательных прав. Особое значение имеет вопрос об объектах избирательных правоотношений. В широком смысле объектом выступает такой предмет политической сферы как публичная власть, которая воспроизводится путем ее передачи на основе выборов. Поскольку избирательные правоотношения являются разновидностью конституционных правоотношений, в процессе их осуществления реализуются высшие социальные ценности, выраженные в принципах народовластия, приоритета прав и свобод человека и гражданина, политического плюрализма и т.д. В то же время конкретными объектами отдельных избирательных правоотношений могут быть избирательные действия (включение в список кандидата или избирателя, регистрация, формирование избирательного округа). Развитие избирательного права в том или ином государстве характеризуется уровнем обеспечения и реализации основных принципов избирательного права. Содержание данных принципов в теории и истории права определялось в зависимости от исторического этапа развития общества, традиций и правовой культуры, характера политического режима: 1. Теория естественного права (Ш. Монтескье, Ж. Руссо). Естественная свобода индивида, присущая ему от природы, сохраняется даже после вступления в общественный договор. В этом смысле абсолютная свобода противоречит принудительной власти государства. Поскольку только самоограничение и самообязывание соответствуют естественной свободе индивида, свободный выбор может быть реализован при обеспечении участия всех граждан в правотворчестве и формировании органов власти. Из естественного равенства индивидов по природе также следует, что никакой гражданин или группа граждан не обладает исключительным правом на осуществление публичной власти. Таким образом, суверенитет принадлежит народу в целом, введение избирательных цензов недопустимо, а представительные органы власти должны формироваться на основе всеобщего избирательного права. Первые попытки реализации этой теории на практике стало реформирование государственного строя Великобритании в XVII в. и организация публичной власти в североамериканских колониях и позднее в США в XVIII в. 2. Теория цензового избирательного права (избирательной способности) (Б. Констан и др.). Теоретики естественного права, по мнению французских либералов и историков, строили свои выводы на основе принципа народного суверенитета, который представляет собой проявление силы народных масс без ограничений и правил, совести и сознания долга. Необходимо провозгласить верховенство разума как проявления справедливости и права и разграничить «равные» права, присущие человеку от природы (права человека), и «неравные» права, установленные обществом (права гражданина). Избирательным правом обладают лишь те, кто способен выражать общественный разум, кто обладает избирательной способностью. В этом смысле Б. Констан критикует принцип суверенитета народа, имеющего абсолютный характер. Любая абсолютная власть незаконна и потому подлежит ограничению законом. Вместо всеобщего голосования следует передать власть умеренным элементам общества, среднему классу – буржуазии в широком смысле слова. Таким образом, участие граждан в формировании органов публичной власти – не естественное право, а общественная функция, которая должна быть ограничена имущественным и налоговым цензом, что и было предусмотрено в законодательстве европейских государств и Российской империи в XIX – XX вв. 3. Теория политического утилитаризма (И. Бентам). Цель существования общественных институтов – обеспечение наибольшего счастья большинства граждан. Люди эгоистически преследуют свои интересы и стремятся к этой цели. Поэтому частный интерес должен совпадать с всеобщим интересом политического сообщества в целом. Средством реализации этого является периодическое переизбрание правителей на короткий срок и участие всех граждан в выборах. Именно так народ осуществляет суверенитет через избрание народных представителей и достигает всеобщей этической цели – счастья для себя и для других. Отсюда следует, по мнению И. Бентама, необходимость соблюдения принципа всеобщего избирательного права. Участвовать в выборах могут все граждане независимо от имущественного положения, достигшие определенного возраста (допустим лишь возрастной ценз), в том числе осужденные и душевнобольные. Имущественный ценз недопустим, ибо счастье бедных в большей степени увеличивает всеобщее счастье, чем счастье богатых. 4. Социальная (коллективистская) теория избирательного права (Ф. Лассаль, социал-реформизм, марксизм). Общественное неравенство и классовые противоречия в условиях развития промышленности и техники способствуют социальному расслоению в обществе. Существующее цензовое избирательное право позволяет господствующим классам сохранить власть. Отсюда борьба за политическую и экономическую свободу, за социальную справедливость – это борьба, в том числе, и за всеобщее избирательное право путем устранения классовых цензов и противоречий. В настоящее время теорию избирательного права активно разрабатывают проф. МГУ С. А. Авакьян, глава Центра избирательных технологий ЦИК РФ А.В. Иванченко и руководитель Независимого института выборов А.Любарев. Рассмотренные теории заложили основу для реформирования избирательного законодательства и изменения представлений о сущности конституционных принципов избирательного права: 1. принцип всеобщего избирательного права предполагает возможность участия в выборах всех граждан РФ независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения. Однако существуют законодательные ограничения принципа всеобщности, связанные с естественным состоянием человека, либо с его неправомерными действиями. В частности, предусматривается возрастной ценз (общее правило – достижение 18 лет) для различных избирательных кампаний: выборы депутатов Госдумы – 21 год, выборы Президента РФ – 35 лет. Кроме того, необходимо наличие дееспособности. Ограничение избирательных прав предусматривается и для лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, но не касается исходя из принципа презумпции невиновности лиц, находящихся под следствием. Другое ограничение принципа всеобщности, распространяющееся на иностранцев и лиц без гражданства, не рассматривается в качестве ценза, т.к. имеется в большинстве демократических государств и признается в правовых позициях Европейского Суда по правам человека. Эти категории граждан обладают избирательными правами лишь на муниципальных выборах на основании международных договоров. Однако сохраняют свое значение в современных условиях ценз оседлости ( срок проживания в государстве, допускающий участие в выборах – на выборах Президента РФ составляет 10 лет ), ценз военной службы ( в списки избирателей на местных выборах не включаются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории муниципального образования, где они не проживали до призыва ). 2. принцип равного избирательного права предполагает равную для всех возможность воздействовать на результаты выборов (равное количество голосов и равный вес каждого голоса избирателя), равные условия претендентов на участие в выборах, и по возможности формирование равных по численности избирательных округов. Этот принцип распространяется как на активное, так и на пассивное избирательное право. 3. принцип прямого избирательного права предполагает непосредственное избрание выборных должностных лиц и государственных органов гражданами путем голосования «за» или «против» кандидатов или списка кандидатов. Несмотря на то, что Конституционный Суд в своих решениях неоднократно признавал правомерность голосования «против всех кандидатов», новая редакция Закона 2002 г. от 12.07.2006 отменила в бюллетене графу «против всех». 4. тайное голосование предполагает обеспечение условий для волеизъявления граждан во время выборов без какого-либо внешнего давления. Как отмечено в п.8 ст.64 ФЗ «бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц». Избирательная комиссия обязана соблюдать тайну голосования на протяжении избирательной кампании. 5. добровольность участия граждан в выборах. 6. иные принципы, характеризующие избирательный процесс: обязательность выборов как формы народовластия; справедливость выборов; открытость и гласность выборов; периодичность выборов; альтернативность выборов. Система избирательного законодательства содержит множество уровней, которые определяются юридической силой нормативно-правового акта: 1) Конституция РФ о правовом статусе личности и конституционных основах организации выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы. 2) Правовые позиции Конституционного Суда РФ о толковании норм Конституции РФ и избирательного законодательства 3) Международные избирательные стандарты: ст. 21 Всеобщей декларации прав человека содержит основной принцип демократического строя («воля народа должна быть основой власти правительства»), Международный пакт о гражданских и политических правах наряду с провозглашением принципа самоопределения народов и свободы в выборе внутреннего устройства вводит и ограничения (обязанность государства обеспечивать защиту прав и свобод и создавать условия для полноценного народного представительства). Европейские стандарты в области прав человека являются обязательными для России после вступления в Совет Европы и подлежат применению с учетом правовых позиций Европейского Суда по правам человека о толковании положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Протокол №1 к этой конвенции содержит важное требование о том, что государства обязаны «проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти». Поскольку толкование терминов конвенции многозначно, Европейский Суд в своих решениях дает соответствующее разъяснение о значении конкретного термина и о понимании принципов демократии. В частности, Европейский Суд ограничивает действие положений Европейской конвенции об избирательном праве только в отношении парламентских выборов и не распространяет ее на выборы глав исполнительной власти и на муниципальные выборы (здесь действует Европейская хартия местного самоуправления). Разумная периодичность выборов в правовых позициях Суда истолковывается как основа демократического общества, так как с одной стороны парламент должен иметь возможность разработать и реализовать законодательные инициативы, включая долгосрочные планы, а с другой стороны необходимо учитывать изменения в общественном мнении и не допустить формирование политических группировок в парламенте. В другой правовой позиции Европейский Суд представил толкование положений о том, что общество является демократическим, если в его основу заложены принципы плюрализма, терпимости, открытости, верховенства права, уважения прав человека, и если в нем обеспечен контроль независимой судебной власти и парламента над исполнительными органами. 4) Федеральное законодательство, в частности федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Нормы избирательного права могут содержаться в региональном законодательстве: Конституциях республик в составе РФ, уставах субъектов РФ (Устав Новосибирской области 2005 г.), в законах субъектов РФ (Закон Новосибирской области от 15.02.2007 №87-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области») 5) Подзаконные нормативные акты, прежде всего постановления Центральной избирательной комиссии РФ и избирательных комиссий субъектов РФ (например, постановление ЦИК РФ от 27 августа 2003 г. «Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы»).
Вопрос №2: «Понятие и виды избирательных систем» Термин «избирательная система» в науке конституционного права используется в широком и узком смысле. В широком смысле избирательная система – это совокупность общественных отношений, связанных с порядком организации и проведения выборов. В узком смысле – это методика, порядок определения результатов выборов. Исторически первой появилась мажоритарная избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Однако порядок определения и критерий большинства может быть различным: (1) система относительного большинства (избирается тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники); (2) система абсолютного большинства (50% + 1 голос у избранного кандидата); (3) система квалифицированного большинства (победивший кандидат получает квалифицированное большинство голосов). В странах с устойчивой многопартийностью используется пропорциональная избирательная система (политические партии, участвующие в выборах, получают в парламенте число депутатских мандатов пропорционально числу поданных голосов) с применением метода избирательной квоты, то есть «заградительного пункта». В России в 2007 г. впервые на выборах депутатов Госдумы будет применена пропорциональная избирательная система с заградительным пунктом 7% голосов (в 2012 году снижен до 5%, будет использоваться впервые на выборах 2016 года). В истории России до 1993 г. использовались только мажоритарные избирательные системы (в советский период – мажоритарная система абсолютного большинства), с 1993 г. – мажоритарная система относительного большинства и смешанная система (мажоритарная и пропорциональная), которая с 2005 г. заменена на парламентских выборах пропорциональной системой. На региональных выборах сохраняется смешанная система, на муниципальных выборах – различные избирательные системы. Во всех избирательных системах устанавливается избирательный кворум – для признания выборов состоявшимися необходимо, чтобы число избирателей превысило установленный уровень, как правило, 20–50% от числа зарегистрированных избирателей. По федеральному избирательному округу выборы признаются несостоявшимися, ¨ если к распределению мандатов могут быть допущены менее 2 списков избирателей; ¨ если федеральные списки, имеющие право на распределение депутатских мандатов, получили в совокупности менее 50% голосов. Закон предусматривает возможность признания выборов недействительными соответствующей избирательной комиссией, если допущенные нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Вопрос №3: «Избирательный процесс и его стадии» Избирательный процесс выступает формой реализации субъективного и объективного избирательного права и процедурой осуществления народовластия. Это деятельность государственных органов, должностных лиц и групп избирателей по подготовке и проведению выборов. В узком смысле избирательный процесс реализуется через основные стадии: 1) Назначение выборов – установление дня голосования, который может быть только календарным выходным днем. В соответствии с Законом голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. 2) Избирательно-территориальное деление – разделениетерритории на избирательные округа и избирательных участков. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистриржванных на соответствующей территории. Избиратеьная комиссия, организృющая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения 䓁рок, Ѳ который должны быть назначены выборы, опредеػяет схему однԾмандатных и (или) многммандатнх избظрательных жкрᑃгов, в коقорой обозначены их границы, определен перечень адми䐽иётративноĭтерритмриальных единѸц, иԻи муниц8пальных образований, или населенных пунктов,входящих в аждый избирательԽый округ. ИзбирателLные округа должны образовываBься с соблюдением следующ萸х требований: а) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов. в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения – главой местной администрации. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. 3) формирование избирательных органов. Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, на которые возложено организационное руководство подготовкой и проведением выборов. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: – Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; – избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; – избирательные комиссии муниципальных образований; – окружные избирательные комиссии; – территориальные (районные, городские и другие) комиссии; – участковые комиссии. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организуют работу по конкретным направлениям ее деятельности, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти. 4) регистрация избирателей – определение круга граждан, имеющих право на участие в выборах. Это производится через формирование списков избирателей. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В целях реализации прав избирателей соответствующими комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления, то в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. 5) выдвижение кандидатов – определение круга лиц, избираемых на выборные должности. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, за исключением выборов Президента Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления по решению кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, сбор подписей избирателей может не проводиться. В этом случае регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией на основании избирательного залога, внесенного в избирательную комиссию таким кандидатом, избирательным объединением. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Законом субъекта Российской Федерации указанный размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом; д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата; е) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены; ж) несоздание кандидатом избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата; з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; к) установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений; л) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; м) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов; н) внесение кандидатом избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено законом, либо внесение кандидатом избирательного залога за счет средств, поступивших в его избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных законом; о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией. 6) предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, списки кандидатов или против него (них). Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей осуществляется свободно. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений. Данное положение закона в правовой позиции Конституционного Суда РФ признано не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащиеся в нем положения - по их конституционно-правовому смыслу в системе норм - не могут служить основанием для запрета представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности высказывать собственное мнение, давать комментарии за пределами отдельного информационного блока и предполагают, что только в таком информационном блоке не должно содержаться комментариев и не должно отдаваться предпочтение кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку по времени освещения предвыборной деятельности, объему печатной площади и соотношению ее предоставления бесплатно и за плату (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П). Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет"). Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель. в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Предвыборная агитация может проводиться: а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; г) иными не запрещенными законом методами. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается. Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 N 7-П положение пункта 5 статьи 48 во взаимосвязи с положениями статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 данного Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов, признано не противоречащим Конституции РФ. Норма, содержащаяся во взаимосвязанных положениях пункта 5 статьи 48 и статьи 58, как предполагающая запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств, признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 N 10-П. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. 7) голосование – главная стадия избирательного процесса. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. 8) подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если: – голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; – менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов; – за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен; – все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования; Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
Тема №14: «Парламентское право Российской Федерации»
Учебные вопросы: 1. Роль и значение парламента в современном государстве. 2. Источники парламентского права РФ. 3. Федеральное Собрание: внутренняя структура и организация деятельности.
1 учебный вопрос: «Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации» В современном государстве существуют различные модели разделения властей в зависимости от формы правления, политического режима и формы государственного устройства. Соответствующий механизм распределения полномочий между ветвями власти позволяет сохранить и обеспечить единство государственной власти на определенной территории. В этом смысле особое место в современном государстве занимает парламент, который относится к законодательной власти, выполняющей функции народного представительства. Возникновение современного парламента связано с последовательной реализацией определенных правовых механизмов, разработанных в конституционной теории. Это соединение функций народного представительства и законотворчества в одном постоянно действующем институте (XIII в., Великобритания), идея разделения властей и ее реализация в конституционной системе США (Т. Джефферсон) и преобразование порядка работы парламента из «проективного» (навязывание собственных решений обществу) в «реактивный», состоящий в реакции на текущие общественные потребности в законотворчестве, осуществлении функций парламентского контроля над исполнительной властью и роли средства обсуждения общественно значимых проблем. На протяжении конституционной истории сложилось четыре основные модели организации парламента: (1) «принцип парламентского правления», который в условиях парламентаризма выражается в институтах политической ответственности правительства и возможности роспуска парламента. Такая парламентская форма правления предполагает активное участие органов законодательной власти в текущей политике и формировании правительства (Великобритания, Германия, Молдова и др.). (2) в президентской республике складывается особый механизм жесткого разделения властей, исключающий парламентскую ответственность правительства, вотум недоверия правительству и возможность роспуска парламента; система сдержек и противовесов позволяет обеспечить равновесие властей и не допустить конфронтации между ними (США). В условиях «сверхпрезидентства» (страны Латинской Америки) парламент существенно ослаблен и фактически подчинен правительству. (3) смешанная форма правления в отдельных странах позволяет сочетать определенные элементы парламентской и президентской системы: институт парламентской ответственности и право президента на роспуск парламента, относительную независимость правительства в системе государственной власти с сильной президентской властью, имеющей особый статус (Франция, Россия, Казахстан и др.). (4) советская модель государственная управления, в которой роль парламента как представительного органа состояла в символическом одобрении решений правящей партии; в такой системе принцип полновластия советов, исключающий разделение законодательной и исполнительной власти, и принцип единства государственной власти выступает особым способом сокрытия реального механизма политического влияния партийных органов на деятельность должностных лиц всех государственных структур. Эволюция формы правления в России в период 1993–2012 гг. и статуса Федерального Собрания свидетельствует о существенных изменениях в механизмах взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти и степени влияния Президента на функционирование парламента: 1993-2003 гг. – поиск компромисса и проведение совместной законотворческой деятельности Президента и Государственной Думы в рамках юридических процедур, предусмотренных Конституцией РФ, 2003–2011 гг. – период доминирования в Государственной Думе одной партии и одобрения большинства президентских инициатив. С 2011 г. в новом составе Государственной Думы РФ наблюдается снижение уровня парламентского влияния правящей партии и большая активность парламентской оппозиции. В отношении Совета Федерации наблюдаются значительные изменения в порядке его формирования: до 1995 г. – избрание членов Совета Федерации всенародным голосованием, 1995–2000 гг. – введение в состав Совета Федерации руководителей субъектов РФ, а с 2000 г. – представителей законодательной и исполнительной власти от каждого субъекта РФ. В целом для России характерно сочетание элементов 2 и 3 модели с наличием особого статуса и полномочий у Президента. Деятельность современного парламента как органа законодательной власти характеризуется совокупностью специфических признаков и функций: – система представительных органов на разных уровнях государственного управления основывается на отсутствии внутрисистемных связей и подчинения нижестоящих органов вышестоящим. – выборный характер парламента как органа народного представительства – участие в формировании отдельных государственных органов и назначении должностных лиц (Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального Банка, Уполномоченного по правам человека, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Генерального прокурора, членов Центральной избирательной комиссии) – парламентский контроль над деятельностью исполнительной ветви власти – осуществление полномочий в сфере законотворчества – коллегиальность состава и бикамеральная (двухпалатная) структура парламента – представительство народа (нижняя палата) и представительство административно-территориальных единиц (верхняя палата). Однако Конституция РФ предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль «цензора» и «барьера» по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность манипулирования волеизъявлением большинства народа, или, как образно сказано академиком О.Е. Кутафиным, не допустить «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами. Федеральное Собрание самостоятельно и независимо от других ветвей власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Его независимость выражается в праве принимать любые законы по предметам ведения РФ, самостоятельно определяет потребности в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, что обеспечивает ему и финансовую независимость. Но, с другой стороны, благодаря системе противовесов и сдержек Федеральное Собрание ограничено в принятии законов необходимостью подписания и обнародования каждого закона Президентом РФ, обладающим правом отлагательного вето, необходимостью согласования с Правительством РФ всех законов, связанных с расходами из федерального бюджета, и возможностью Конституционного Суда РФ признать закон неконституционным. Более того, Президент РФ может распустить Государственную Думу, а Федеральное собрание РФ, со своей стороны, имеет конституционные рычаги воздействия на другие ветви власти, в т.ч. на Президента РФ: по инициативе Государственной Думы Совет Федерации может принять решение об отрешении Президента РФ от должности.
2 учебный вопрос: «Источники парламентского права РФ» Статус парламентского права в системе конституционного права России остается дискуссионным. Исследователи приводят множество аргументов в пользу признания парламентского права самостоятельной отраслью права (Б.Н. Топорнин), институтом (М.В. Баглай), либо подотраслью конституционного права (А.С. Автономов, И.М. Степанов и др.). Предмет парламентского права характеризуется особенностями, свойственными подотрасли, и включает в себя две основные группы регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений: – материальные правоотношения между парламентом как законодательным и представительным органом и народом как источником власти, правовые отношения, связанные с реализацией парламентом своих полномочий – процессуальные правоотношения, в которых выражаются парламентские процедуры и порядок осуществления полномочий парламента, в том числе в сфере парламентского контроля. Источники парламентского права включают в себя совокупность нормативно-правовых актов различной юридической силы: – общие и специальные нормы Конституции РФ. Общие нормы Конституции провозглашают Российскую Федерацию демократическим правовым государством, в котором существует разделение властей и возможность граждан принимать участие в формировании представительных органов власти. Специальные нормы закрепляют процедуры формирования Федерального Собрания РФ, структуру палат российского парламента, порядок его деятельности, полномочия и способы взаимодействия с иными органами власти. – правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам парламентского права: позиции об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, необходимого для определения результатов голосования; о процедуре обязательного рассмотрения Советом Федерации принятого Госдумой федерального закона, и др. – нормы международного права, в которых отражены общие принципы функционирования законодательной власти в демократическом государстве. – федеральное законодательство: ФКЗ от 05.08.2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», ФЗ от 08.05.1994 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; ФЗ от 27.12.2005 «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ». – акты палат Федерального Собрания РФ: постановления, имеющие нормативный и ненормативный характер; к числу нормативно-правовых актов российского парламента относятся Регламент Совета Федерации от 30.01.2002 и Регламент Государственной Думы от 22.01.1998; постановления законодательных органов субъектов РФ (Регламент Законодательного Собрания Новосибирской области 2010 г.).
3 учебный вопрос: «Федерального Собрание РФ: внутренняя структура и организация деятельности» Деятельность Федерального Собрания связана с осуществлением парламентских функций: представительной (выражение воли народа), законодательной (создание законов) и контрольной (проверка деятельности отдельных государственных органов). Эти функции выражаются в возможности обеих палат принимать подзаконные акты (регламенты, иные постановления), осуществлять контроль за исполнением бюджета и исполнять отдельные полномочия, свойственные судебн
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |