Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 9-10: «Современный российский федерализм

Конституционно-правовой статус Российской Федерации»

Учебные вопросы:

1. Российская Федерация - суверенное федеративное государство.

2. Субъекты Российской Федерации. Распределение компетенции между РФ и ее субъектами.

 

1 учебный вопрос: «Российская Федерация - суверенное федеративное государство»

Существуют различные формы государственного устройства: унитарное государство; федеративное государство; конфедерация.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

Конфедерация (от латинского confederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственное (национально-государственное) устройство - это структура государства, характеризующая наличие или отсутствие в его составе других государств (государственных образований), статус последних и государства в целом, разграничение между ними компетенции, основы их взаимоотношений.

Наука классифицирует федерации по следующим типам: по способу создания - договорные, конституционные и договорно-конституционные; по соотношению национального и территориального начал в образовании федерации – по национальному или территориальному принципу; в зависимости от статуса субъекта федерации – симметричные, если субъекты имеют одинаковый статус, и асимметричные – если их статус различный. Российская Федерация считается договорно-конституционной, асимметричной.

Административно-территориальное устройство – это деление территории государства на части (области, провинции, штаты и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления. Их принято называть административно-территориальными единицами. Такое деление характерно для любого государства. Главная задача административно-территориального устройства – обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными целями остаются фискальные, т.е. организация сбора налогов с населения, и полицейские –обеспечение общественного правопорядка на данной территории.

Важнейшим принципом административно-территориального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Он способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.

В условиях многонационального государства, каким является РФ, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории. Это является важнейшим условием развития наций и народностей и укрепления дружбы и взаимопонимания народов. Провокационными и безответственными можно назвать призывы некоторых политиков к отказу от национального принципа, ликвидации всех национально-государственных образований и созданию на их месте укрупненных губерний. Необходимо помнить, что большинство вооруженных конфликтов в мире, и в России в том числе, происходит из-за того, что при разделе территории на каком-то этапе истории не были учтены интересы того или иного народа

Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве РФ. Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.

На базе этих принципов и сложилось деление России на республики, другие автономии, края и области, а затем их деление на города, районы, поселки и сельсоветы. В большинстве регионов сохраняется сложившееся в 1970-1980 гг. административно-тер­риториальное деление, хотя в некоторых регионах ведутся не только разговоры, но и проводятся административные реформы (Москва, Тыва и др.). Если ранее вопросы административно-террито­риального устройства внутри субъектов РФ решались в Москве Президиумом Верховного Совета, то теперь это относится к компетенции органов власти субъекта РФ.

Теперь более подробно остановимся на устройстве нашего государства - Российской Федерации в контексте общих признаков этой формы государственного устройства. Согласно части I статьи I Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ее состав входят 85 равноправных субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов (ст.65 Конституции РФ).

Республики имеют статус государства в составе Российской Федерации, свою конституцию и законодательство, все остальные субъекты - государственно-подобные образования, имеющие свой устав и законодательство.

Автономная область и автономные округа представляют собой национальные государственно-подобные образования.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (ч.4 ст.5 Конституции РФ).

С целью более глубокого понимания федеративной природы Российской Федерации (да и федерации вообще) рассмотрим ее конституционно-правовой статус. Конституционно-правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июля 1990г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Важнейшей его составной частью является суверенность РФ, то есть обладание всей полнотой государственной власти на своей территории. Суверенная власть РФ распространяется на всех граждан РФ как внутри страны, так и за ее пределами.

Российская Федерация имеет Конституцию, принимаемую либо Конституционным собранием, либо всенародным голосованием. В ней законодательно закреплен федеративный характер Российской Федерации. Наличие общей территории - Российская Федерация имеет свою территорию. Территория РФ включает в себя территории всех ее субъектов, внутренние воды и территориальное море (морская 12-миль вдоль всех берегов), воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает также суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе (подводной окраине материка до глубины 200 м) и в исключительной экономической зоне.

Единое гражданство - следующий элемент ее статуса. В Российской Федерации «...гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения...» (статья 6 Конституции РФ).

Любая федерация имеет общие органы государственной власти. Нормативные акты, принимаемые этими органами, являются обязательными для каждого субъекта и действуют на территории всех субъектов федерации. Наличие единой федеральной правовой системы, которая включает в себя нормативные правовые акты федеральных органов, государственных органов субъектов РФ, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Единство федеральной правовой системы обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Наличие собственности Российской Федерации, являющейся экономической основой ее суверенитета. К федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти, оборонного производства, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России.

Наличие единой денежной и кредитной системы. В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации установлено, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком России. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается».

К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относятся единые Вооруженные Силы Российской Федерации, призванные защищать суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации. Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является закрепление Конституцией РФ русского языка в качестве государственного языка (ст.68), который является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.

К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право на международные отношения с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы России, так и интересы каждого ее субъекта. Так, к исключительному ведению Российской Федерации относится внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения.

Каждое государство, каково бы ни было его устройство, имеет свои государственные символы, столицу, награды и почетные звания.

 

2 учебный вопрос: «Субъекты Российской Федерации. Распределение компетенции между РФ и ее субъектами»

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией РФ, конституциями республик или уставами других субъектов федерации, а также договорами о распределении полномочий и предметов ведения.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации и обладающее всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с конституцией и двухсторонними договорами находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Каждая республика имеет свою территорию, принадлежащую ее народу и являющаяся исконной землей традиционного расселения ее коренных народов. Пределы территории республики определяются границами республик, которые могут быть внутренними (с другими субъектами РФ) или внешними (с иностранными государствами). Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия и согласия Совета Федерации. Республики имеют свою конституционно-правовую систему, свою систему органов государственной власти, второй (кроме русского) государственный язык. В собственности республик находится земля, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие богатства, находящиеся на их территории и используемые для обеспечения материальных и духовных потребностей народов этих республик. Республики обладают ограниченной международной правосубъектностью, т.е. она не может противоречить конституции и законам РФ. Каждая республика имеет право на собственную государственную символику - герб, флаг, гимн, столицу.

Статус других субъектов РФ во многом совпадает со статусом республик, хотя имеются существенные особенности. Так, область и край являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ, а автономии – национально-государственными образованиями, в отличие от республик, названных государствами. Соответственно все остальные субъекты имеют государственный язык.

Приоритетность законов по различным предметам ведения:

а) по предметам ведения РФ принимаются только федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ;

б) по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними (не противоречащие им) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

в) вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов издаются только законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

 

Тема №11: «Конституционно-правовой статус субъектов РФ»

Учебные вопросы:

1. Особенности системы органов государственной власти в субъектах РФ.

2. Высшие законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.

3. Главы республик и губернаторы субъектов РФ.

4. Высшие исполнительные органы власти субъектов РФ.

1 учебный вопрос: «Особенности системы органов государственной власти в субъектах РФ»

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Основы конституционного строя РФ, касающиеся установления системы органов государственной власти в субъектах РФ, и общие принципы их организации и деятельности установлены федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ: ¨государственная и территориальная целостность РФ; ¨ распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; ¨ верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; ¨ единство системы государственной власти; ¨ разделение властей; ¨ разграничение предметов ведения и полномочий; ¨ самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; ¨ самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В систему органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом входят: ¨ законодательный (представительный) орган; ¨ высший исполнительный орган; ¨ иные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

С учетом того, что в РФ 83 субъекта федерации весьма различных по своему конституционно-правовому статусу (хотя Конституция и провозглашает их равноправными), с весьма разнообразными историческими, национальными и иными местными традициями, конституционный принцип самостоятельности субъектов РФ в вопросах установления системы органов власти обусловил неповторимое многообразие в структуре, названиях, полномочиях их высших органов власти.

Во-первых, выделяются республики, названные в Конституции РФ государствами, и хотя в Конституции РФ не употребляется термин «суверенная республика», эта суверенность выражается в наличии в большинстве из них института президентства, в использовании в названиях государственных органов слов «государственный», «верховный», «народный», в наличии конститу­ци­онного суда республики. Несмотря на норму федерального закона о том, что высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в некоторых республиках, а также областях и краях по примеру федеральной структуры наряду с президентом и губернатором устанавливается должность председателя правительства. Специфична структура органов государственной власти в городах федерального значения. Есть специфика в структуре органов власти в автоном­ных округах, которые также названы равноправными субъектами федерации, но пока большинство из них (кроме Чукотки, Коми-Пермяцкого округа) входят в состав краев и областей и административно подчиняются им. Отмечаются также особенности, связанные с историческими, национальными и иными традициями народов субъектов РФ.

Но наряду с этими особенностями в большинстве своем высшие органы власти в субъектах РФ, поскольку они созданы в соответствии с общими принципами организации власти в РФ, обладают общими чертами, присущими законодательным, исполнительным и судебным органам власти.

2 учебный вопрос: «Высшие законодательные (представительные)
органы власти субъектов РФ»

Главной функцией законодательных органов в соответствии с принципом разделения властей является законодательное регулирование общественных отношений.

Являясь в соответствии с Конституцией РФ самостоятельными субъектами федерации, республики, края, области, ГФЗ, автономная область, автономные округа обладают всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые принадлежат РФ.

Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который реализует свою власть через законодательные (представительные) органы власти. До недавнего времени это была единая система Советов народных депутатов. Как известно, в 1993 г. советская система указом Президента РФ была ликвидирована: сначала Верховный Совет РФ, а затем и все остальные Советы народных депутатов.

В настоящее время законодательные (представительные) органы власти в субъектах РФ воссозданы вновь.

Вновь принятый федеральный закон устанавливает основы статуса законодательного органа субъекта РФ. При этом подчеркивается, что это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, число депутатов, срок их полномочий устанавливается конституциями (уставами) субъектов РФ.

Большинство парламентов однопалатные, но есть и двухпалатные — в республиках Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), а также в Свердловской области. В республике Тыва. кроме Верховного Хурала (парламента), избирается еще Великий Хурал (съезд) народа Тывы с исклю­чительным правом принимать изменения и дополнения в консти­туцию республики.

Широко разнообразие, особенно в республиках, по количественному составу депутатов и доле депутатов, работающих в законодательном органе на постоянной профессиональной основе. Первоначально численность депутатов в областях и краях определялась от 15 до 50 депутатов.

Законодательные органы субъектов РФ избираются на срок от 2 до 5 лет. Начиная с 2005 года численность депутатов, в связи с переводом на новые условия реформирования этих органов, увеличивается в основном в два раза.

Их полномочия могут быть прекращены досрочно в случае:

¨ принятия решения о самороспуске;

¨ роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ;

¨ роспуска на основании федерального закона, по инициативе Президента РФ;

¨ решения соответствующего суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов.

Решение о роспуске законодательного органа может быть принято высшим должностным лицом субъекта РФ в случае отказа указанного органа в течение шести месяцев выполнить решение суда о приведении в соответствие законодательству РФ принятых им нормативных правовых актов. В этих же случаях Президент РФ может вынести законодательному органу предупреждение, а по истечении трех месяцев — может внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске указанного органа.

Главная задача законодательных (представительных) органов – законодательное регулирование вопросов: ¨ отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ; ¨ отнесенных к исключительному ведению субъектов РФ. В первом случае – законы субъектов не должны противоречить федеральным законам, во втором случае – федеральная сторона вообще не вправе принимать федеральные законы по вопросам исключительного ведения субъектов РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления, может предоставляться иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта (например, в Новосибирской области субъектом законодательной инициативы могут быть не менее 20 тысяч граждан). Проекты законов рассматриваются законодательными органами не менее чем в двух чтениях, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подлежат подписанию высшим должностным лицом субъекта РФ. Дела о соответствии Конституции РФ конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ могут рассматриваться в Конституционном суде РФ по специальным запросам.

Полномочия парламентов различны, условно их можно разделить на три группы:

– полномочия по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления: принятие и изменение конституций, уставов, законов, назначение выборов парламента и главы субъекта РФ, административно-территориальное деление, согласование при формировании исполнительных органов власти и др.;

– полномочия в сфере бюджетно-финансовой деятельности и социально-экономического развития;

– полномочия в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Парламенты избирают своего представителя в состав Совета Федерации.

 

3 учебный вопрос: «Главы республик и губернаторы субъектов РФ»

Такое же разнообразие форм наблюдается и среди высших должностных лиц субъектов РФ. В некоторых регионах главы субъектов РФ могут быть освобождены от должности парламентариями, например, в Бурятии. В Новосибирской области Законодательное Собрание может выразить недоверие Губернатору Новосибирской области, но реального механизма освобождения его от должности нет.

В краях, областях и автономиях, как правило, учреждаются главы администрации и губернаторы. В 9 субъектах РФ учреждены должности главы администрации (губернатора), а в 6 – губернатора - председателя правительства. В г. Москве высшим должностным лицом является мэр, председатель правительства.

Высшие должностные лица субъектов РФ с 2012 года избираются населением региона. При этом кандидаты на должность главы субъекта РФ должны пройти «президентский» и «муниципальный» фильтры во время регистрации в качестве кандидата.

Полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно в случае: ¨ его смерти; ¨ утраты им гражданства РФ; ¨ выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; ¨ отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта РФ; ¨ отрешения от должности Президентом РФ; ¨ отставки по собственному желанию; ¨ вступления в силу обвинительного приговора, а также признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим.

Законодательный орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случае издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены судом, а он в течение шести месяцев не устранит их, а также в случае иного грубого нарушения законодательства. Решение о недоверии принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе 1/3 депутатов.

Высшее должностное лицо в соответствии с федеральным законом возглавляет высший исполнительный орган субъекта РФ. Однако в большинстве республик, а также в Свердловской области, Ставропольском крае и некоторых других субъектах РФ установлены должности председателя правительства (кабинета министров).

Основные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ: ¨ представляет субъект РФ в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; ¨ обладает правом законодательной инициативы; ¨ подписывает и обнародует законы субъекта РФ; ¨ формирует высший исполнительный орган в соответствии с законом субъекта РФ; ¨ вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа; ¨ вправе участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; ¨ представляет законодательному органу проект бюджета субъекта РФ и отчет о его исполнении; ¨ распоряжается средствами бюджета; ¨ создает унитарные предприятия субъекта РФ и др.

Большинство высших должностных лиц возглавляют правительства (коллегиальные органы) и иные высшие органы исполнительной власти. Высшие должностные лица подписывают законы, принимаемые парламентом, и обладают правом отлагательного вето, которое может преодолеваться 2/3 голосов при повторном рассмотрении в законодательном органе. В пределах своих полномочий президенты республик издают указы и распоряжения, а главы администраций — постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории региона.

Высшее должностное лицо в соответствии с конституцией (уставом) или законом субъекта имеет ряд заместителей. Это могут быть вице-губернаторы, заместители губернатора, заместители главы администрации. Один или более из них имеют статус первого заместителя, исполняющего обязанности высшего должностного лица в периоды его отсутствия. Первый заместитель в некоторых субъектах имеет статус руководителя высшего исполнительного органа - председателя правительства. Общее количество заместителей различно, например, в Новосибирской области 5 заместителей, а в Нижегородской — 22.

 

4 учебный вопрос: «Высшие исполнительные органы власти субъектов РФ»

Высшие должностные лица при различных формах и степени участия парламентов формируют высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Во всех республиках, кроме Чечни, это правительства (17) или кабинеты министров (в Адыгее, Татарстане, Чуваш республики). В большинстве остальных субъектов РФ - это администрации края, области, округа, а в некоторых субъектах РФ создаются правительства во главе с губернатором или председателем правительства.

Структура правительств и администраций различна. В правительствах, как правило, участвуют министры. В администрациях вместо министерств создаются департаменты, управления, комитеты, отделы. Заместители главы администрации или губернатора возглавляют департаменты или курируют ряд комитетов, управлений и отделов, возглавляемых начальниками, руководителями, председателями.

Основные полномочия правительств, администраций устанавливаются соответствующими конституциями и уставами. Правительство, администрация осуществляют в пределах своих полномочий: ¨ меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ¨ разрабатывают и реализуют социально-эконо­мические программы развития республики, области; ¨ управляют государственным имуществом субъекта РФ; ¨ организуют взимание налогов и сборов; ¨ формируют иные органы исполнительной власти; ¨ заключают договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; ¨ вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ принятые им правовые акты и др.

 
Решения правительств и администраций оформляются в виде соответствующих постановлений и распоряжений, которые подписываются председателями правительств, а там, где их нет, высшими должностными лицами.

Руководители структурных подразделений субъектов, имеющие статус юридического лица и собственный баланс, издают приказы и распоряжения, которые могут отменяться главой субъекта РФ.

В связи с образованием единой системы органов исполнительной власти в РФ структурные подразделения правительств и администраций в субъектах РФ фактически имеют двойное подчинение: перед федеральными органами и перед главой правительства (администрации) субъекта РФ.

На территории Новосибирской области и некоторых других субъектов РФ, как исключение, были созданы территориальные органы государственной власти: представительные, избираемые населением района или города областного значения, и исполнительные. Главу территориальной администрации назначал глава администрации области по согласованию с территориальным советом депутатов. Они принимали решения, обязательные для исполнения на всей территории района или города. По решению Конституционного Суда РФ эти органы были ликвидированы.

К иным органам государственной власти субъекта РФ можно также отнести судебные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» определено, что к судам субъектов РФ относятся: ¨ конституционные (уставные) суды субъектов РФ; ¨ мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Институт мировых судей распространен в субъектах значительно шире. Только федеральным законом 1999 г. предусмотрено создание около 5,5 тысяч судебных участков в 63 субъектах РФ. В соответствии с этим федеральным законом были приняты соответствующие законы субъектов РФ о мировых судьях. Финансирование расходов на заработную плату мировых судей предусмотрено из федерального бюджета, а на содержание аппарата мировых судей – из областного бюджета.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модуль 3. Конституционно-правовой статус личности | Органов государственной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.