Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции органов прокуратуры

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Российской Федерации

В соответствии со ст.4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются: единство; централизация; независимость; законность; гласность.

Принцип единства состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую федеральную систему органов. Принцип централизации означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Принцип независимости состоит в том, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, представляющих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Принцип гласности выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, в обязанности информирования федеральных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Вместе с тем, принцип гласности не должен противоречить требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной охраняемой законом тайне.

 

Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов. Закон о прокуратуре выделяет в надзоре четыре направления. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Актами прокурорского реагирования на установленные факты нарушений закона могут быть:

а) внесение представлений об устранении нарушений. Представление об устранении нарушения вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить нарушение и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течении месяца со дня вынесения представления по нему должны быть приняты меры, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

б) принесение протеста на противоречащий законам правовой акт. Протест на противоречащий закону правовой акт приносится в орган или должностному лицу, издавшему данный акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах сообщается прокурору в письменном виде. Протест до его рассмотрения не может быть отозван принесшим его лицом.

в) предостережение о недопустимости нарушения закона;[[95]] В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

г) обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;

д) вынесение постановления об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа;

е) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Данное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах сообщается прокурору в письменной форме.

ж) постановление об возбуждении уголовного дела;

з) письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения граждан о нарушении их прав, разъясняет пострадавшим порядок защиты, принимает меры по предупреждению и пресечению данных нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, возмещению причиненного ущерба.

Актами прокурорского реагирования в этом случае могут быть: возбуждение уголовного дела; возбуждение производства об административном правонарушении; предъявление и поддержка в суде общей юрисдикции и арбитражном суде иска в интересах пострадавших; принесение протеста на акт, нарушающий права человека и гражданина; представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность.

Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процессуальным законом и не распространяются на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. К наиболее важным полномочиям относятся следующие:

-право на отмену незаконных и необоснованных постановлений;

-право на истребование и проверку уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях;

-право давать следователям и органам дознания письменные указания;

-право санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу и залога;

-право санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности;

-право давать согласие на освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным в ст.6-9 УПК РФ;

-право продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемых под стражей;

-право возвращать уголовное дело со своими письменными указаниями для продолжения предварительного расследования;

-право утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, намного уже. Прокурор может требовать предъявления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Он вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он может требовать прекращения незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о завершении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им несоответствующими закону.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц. Предметом последнего направления из четырех обозначенных Законом о прокуратуре направлений прокурорского надзора являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, ИТП и иных органах, исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

-законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

От дореволюционной прокуратуры наша прокуратура восприняла принцип единства и централизации. При осуществлении этого надзора прокурор вправе:

- посещать в любое время указанные выше органы и учреждения;

-опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомится с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами.

Прокурор имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и т.д., проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производство об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

Прокурор может отменить дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, ПКТ, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Кроме надзора органы прокуратуры осуществляют еще ряд функций.

Уголовное преследование. Под уголовным преследованием необходимо понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений (дача указаний о возбуждении уголовного дела, применении к ним меры пресечения, направления дел с обвинительным заключением в суд, и т.д.) на стадии предварительного расследования, а также поддержания государственного обвинения в судах.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя, и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в судебном следствии. В судебных прениях он выступает с обвинительной речью, в которой дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, квалификации преступления, наказания и другим вопросам, которые предстоит решить суду при постановлении приговора.

Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обладает правом знакомиться с материалами гражданского дела, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела.

После постановления приговора, вынесения иного решения судом по уголовному или гражданскому делу прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению. В этих целях прокурор или его заместитель приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, постановление или определение суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Решение судьи по делу об административном нарушении также может быть опротестовано прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. Функция координации работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершенное уголовно-наказуемое деяние.

По сложившейся практике руководители судебных органов в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью не участвуют. Основная функция судов состоит в отправлении правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам, например в виде рекомендаций по ужесточению наказаний лицам, совершившим преступления, рост которых наблюдается в районе деятельности участников совещания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работники прокуратуры и требования, предъявляемые к ним | Введение. Военная прокуратура входит в единую систему прокуратуры РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.