Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Военная прокуратура входит в единую систему прокуратуры РФ

Военная прокуратура

Военная прокуратура входит в единую систему прокуратуры РФ. В войсках действует принцип единоначалия. Но военные прокуроры осуществляют свои полномочия, не подчиняясь военным властям. Вмешательство в действия военных прокуроров запрещено законом.

Военные прокуратуры могут быть двух уровней:

- военные прокуратуры, приравненные к субъектам РФ, а именно прокуратуры военных округов, групп войск, флотов и т.д.;

- военные прокуратуры, действующие на правах прокуратур городов и районов, а именно прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений и т.д.

Высшим звеном всей прокуратуры, в том числе и военной, является Генеральная прокуратура РФ. Все военные прокуроры подчиняются Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. На должности военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или по призыву, являющиеся гражданами РФ, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми знаниями и моральными качествами, по состоянию здоровья годные к военной службе.

По решению Генерального прокурора РФ на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица. В этом случае они призываются на военную службу и им присваивается офицерское звание.

Главный военный прокурор назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ на срок в 5 лет. Военные прокуроры назначаются на должность сроком на 5 лет. При этом военные прокуроры и их заместители назначаются на должность Генеральным прокурором РФ, а иные прокуроры и следователи - Главным военным прокурором. Прокуроры военных округов и им равные назначают на должности военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.

Военные прокуроры поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ. Но военное командование не вправе их наказывать или поощрять, этим правом пользуются только вышестоящие прокуроры.

 


 

Лекция № 6: Министерство юстиции РФ и его органы

 

План:

1. Основные функции Министерства юстиции РФ

2. Органы и учреждения системы Министерства юстиции РФ

3. Структура Министерства юстиции РФ

 

 

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось»…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.


1. Основные функции Министерства юстиции РФ (Минюст России)

• Координация нормотворческой деятельности федеральных органов ис­полнительной власти;

• юридическая экспертиза проектов законодательных и иных норматив­ных правовых актов;

• осуществление государственной регистрации нормативных правовых ак­тов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

• представление в Правительство РФ предложения об отмене или приос­тановлении действия нормативных правовых актов федеральных орга­нов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Пра­вительства РФ;

• изучение практики применения законодательства в сфере юстиции;

• ведение государственного реестра нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти;

• участие в подготовке Свода законов РФ, разработке и реализации про­грамм правовой информатизации;

• представление правовой информации Президенту РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти;

• обмен правовой информацией с иностранными государствами;

• осуществление государственной регистрации общероссийских и между­народных общественных объединений, отделений иностранных неком­мерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц;

• организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов;

• организация оперативно-розыскной деятельности в учреждениях, ис­полняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах; обеспе­чение исполнения уголовных наказаний;

• наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных дей­ствий от имени Российской Федерации;

• дача согласия на образование коллегий адвокатов, ведение их реестра; *' координация деятельности по государственной регистрации актов граж­данского состояния;

• правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специаль­ного и двойного назначения;

• исполнение в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

• выдача разрешений на открытие представительств иностранных юриди­ческих организаций на территории РФ;

• иные функции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции органов прокуратуры | Лекция № 7: Органы обеспечения государственной безопасности в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.