![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подшипники качения
Подшипник качения представляет собой узел, основными элементами которого являются тела качения – шарики или ролики, которые установлены между наружным и внутренним кольцом и удерживаются тела качения на определённом расстоянии друг от друга при помощи сепаратора. Подшипники качения стандартизованы и изготовляются специальными заводами.
Классификация подшипников качения
1. В зависимости от формы тел качения подшипники качения бывают: а) шариковые; б) роликовые; Роликовые подшипники могут быть: а) цилиндрическими роликами; б) коническими роликами; в) бочкообразными; г) игольчатыми; д) витыми роликами. 2. В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники качения могут быть: а) радиальные; б) упорные; в) радиально-упорные. 3. В зависимости от числа рядов тел качения подшипники скольжения бывают: а) однорядные; б) многорядные. 4. В зависимости от размера наружного диаметра подшипника серии бывают: а) сверхлёгкие; б) особо лёгкие; в) лёгкие; г) средние; д) тяжёлые. 5. В зависимости от ширины подшипника серии бывают: а) узкие; б) нормальные; в) широкие; г) особо широкие.
Маркировка подшипников
Подшипники качения маркируют нанесением на торец колец ряда цифр и букв, условно обозначающих: § внутренний диаметр; § серию; § тип; § конструктивные особенности; § класс точности и т. д. Две первые цифры справа обозначают его внутренний диаметр d, который определяется умножением указанных цифр на 5. Третья цифра справа обозначает серию подшипника: 1 – особо лёгкая серия; 2 – лёгкая; 3 – средняя; 4 – тяжёлая; 5 – лёгкая широкая; 6 – средняя широкая; 7 – тяжёлая широкая и т. д. Четвёртая цифра справа обозначает тип подшипника: 0 – радиальный шариковый однорядный; 1 – радиальный шариковый сферический; 2 – радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 3 – радиальный роликовый сферический; 4 – радиальный роликовый игольчатый; 5 – радиальный роликовый с витыми роликами; 6 – радиально-упорный шариковый; 7 – роликовый конический; 8 – упорный шариковый; 9 – упорный роликовый. Пятая и шестая цифры справа обозначают отклонения конструкции подшипника от основного типа. Например, ПК7309 основной конструкции, а такой же подшипник с бортом клеймится 67309. Одна или две буквы впереди цифр указывают класс точности подшипника: Н – нормальный класс точности; П – повышенный; В – высокий; А – особо высокий; С – сверхвысокий; ВП – высоко-повышенный; СА – сверхвысокий высокий. У подшипников у нормального класса буква Н не проставляется.
Основные типы подшипников качения
Шариковые радиальные подшипники (рисунок 34) – наиболее простые и дешёвые, предназначены для восприятия радиальной нагрузки, но, имея желобчатые дорожки качения, могут воспринимать и осевую нагрузку. Они обладают большой быстроходностью, фиксируют вал в двух направлениях и допускают небольшие перекосы колец (до 15¢). Это самые распространённые подшипники в машиностроении. Их собирают путём эксцентричного смещения внутреннего кольца в наружном.
Рисунок 34 - Шариковый радиальный подшипник.
Шариковые радиальные сферические подшипники (рисунок 35) предназначены в основном для восприятия радиальной нагрузки, но могут воспринимать и небольшую осевую нагрузку. Дорожка качения на наружном кольце выполнена по сфере, что обеспечивает нормальную работу (самоустановку) подшипника даже при значительном (до 2-3°) перекосе колец. Применяют для валов, подверженных значительным прогибам; при установке подшипников в разных корпусах и т. п.
Рисунок 35 - Шариковый радиальный сферический подшипник.
Роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами (рисунок 36) воспринимают только радиальную нагрузку, допускают осевое взаимное смещение колец, требуют точной соосности посадочных мест, в противном случае ролики работают кромками и подшипники быстро разрушаются. Применяют для коротких жёстких валов, а также в качестве «плавающих» опор (для валов шевронных передач и др.).
Рисунок 36 - Роликовый радиальный подшипник с короткими цилиндрическими роликами.
Виды разрушения подшипников качения
1. Усталостное выкрашивание поверхностей тел качения, обычно наблюдается после длительной работы и сопровождается стуком и вибрациями. 2. Пластические деформации на дорожках качения (вмятины) из-за действия ударных нагрузок. 3. Абразивный износ – из-за плохой защиты от попадания пыли. 4. Разрушение сепараторов от действия центробежных сил и воздействия на сепаратор тел качения. 5. Раскалывание колец и тел качения из-за перекосов при монтаже.
Выбор типа подшипника
Для малых нагрузок и больших скоростей вращения принимают шариковые однорядные подшипники лёгких серий. Подшипники более тяжёлых серий обладают большей грузоподъёмностью, но допускаемая угловая скорость их меньше. При ударных нагрузках, при переменных нагрузках с большой нагрузкой предпочтительней двухрядные роликовые подшипники.
Расчёт подшипников качения на долговечность
Требуемая долговечность подшипников качения определяется равенством
где a - показатель степени, для шарикоподшипников – 3, для роликоподшипников – 10/3; C – динамическая грузоподъёмность (постоянная радиальная осевая нагрузка, которую подшипник качения может выдержать в течение 10° оборотов) (табличное значение); P – эквивалентная нагрузка.
Расчётная долговечность подшипников качения:
где n – частота вращения, об/мин. ▪ Для шариковых радиальных, для шариковых, роликовых радиально-упорных подшипников
где Pr – радиальная нагрузка; Pa – осевая нагрузка; V – коэффициент вращения, V=1, если вращается внутреннее кольцо; X, Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузки, зависят от типа подшипника качения; kd - коэффициент безопасности, kd=1,3; kt – температурный коэффициент, kt=1, если t£100° C.
§ Для роликовых радиальных подшипников качения:
§ Для упорно-радиальных подшипников качения:
§ Для упорных подшипников:
Расчёт и выбор подшипников по динамической грузоподъёмности
Критерий для выбора подшипников по динамической грузоподъёмности:
где P0 – требуемая величина динамической грузоподъёмности; C0 – табличное значение динамической грузоподъёмности.
где Pr – радиальная нагрузка; Pa – осевая нагрузка; X0 – коэффициент статической радиальной нагрузки; Y0 – коэффициент статической осевой нагрузки. X0 и Y0 находятся по каталогу в зависимости от типа подшипника.
§ Для радиальных и радиально-упорных подшипников качения:
§ Для упорно-радиальных подшипников качения:
§ Для упорных подшипников качения:
Если P0³C0, то нужно перейти к другим подшипникам качения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |