КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III этап XIX век
Финансовые реформы ХIХ столетия связаны с именем Сперанского М.М., который, будучи ближайшим советником императора Александра I. 1. В 1810 году Сперанский М.М. представил государственному Совету "План финансов", в котором интересы дворян ущемлялись в угоду общегосударственным интересам. Тем самым Сперанский М.М. внес положительный вклад в развитие финансов России. 2. В "Плане финансов" Сперанского М.М. содержались теоретические основы реформ в области финансов. Сперанский М.М. доказывал, что нужно и изменение организации бюджетного дела, что позволит приспособить ее во все сферы хозяйства капиталистических отношений. "План финансов" вскрывал причину расстройства финансов. М.М. Сперанский утверждал: "Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами. Соразмерность восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и преумножением доходов". 3. Сперанский предлагал издержки сократить, руководствуясь правилом: - необходимые издержки сохранить; - полезные отложить; - излишние вовсе прекратить.
Ключевые предложения Сперанского М.М.: - Методологической основой его взглядов была трудовая теория стоимости, проповедовавшаяся классиками буржуазной политической экономии. - М.М. Сперанский одним из первых выступил с идеей создания Государственного банка и развертывания кредитных операций. Его план предусматривал такую организацию деятельности банка, которая освобождала бы банк от чрезмерной зависимости от правительства, как это было, когда банк служил источником покрытия постоянного бюджетного дефицита. - Прогрессивным было предложение о замене дворянских банков долгосрочного кредита новыми частными банками, созданными на акционерных началах, которые выдавали бы кредит под залог недвижимого имущества. 3. Через 21 год после смерти М.М. Сперанского в 1860 году в России был учрежден Государственный банк. Это было связано с подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 года. После крестьянской реформы 1861 года было проведено ряд мероприятий по совершенствованию финансовой системы и прежде всего ее главного звена - государственного бюджета. Они в себя включали: - 22 мая 1862 года были введены "Правила о составлении, рассмотрении, и использовании государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями отдельных статей и параграфов расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась Министерством финансов, затем утверждалась Государственным Советом и Императором, после чего становилось законом. - с 1862 года роспись стала публиковаться. В 1864-1868 гг. государственные доходы были сосредоточены в кассах государственного казначейства Министерства финансов. В соответствии с бюджетными сметами и кассовыми росписями производились соответствующие расходы. - возросло значение государственного финансового контроля. Ежегодно проверялась законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в Государственном совете. После исполнения бюджета Государственному совету передавался отчет об исполнении. - в 1865 году были созданы местные органы государственного контроля - контрольные палаты; - в начале 60-х годов винные откупа были заменены акцизными сборами на производство спиртных напитков, а с 1866 г. на табак. Для взимания акциза были созданы губернские и окружные акцизные управления. - департамент разных податей и сборов Министерства финансов был разделен в 1863 году на департаменты неокладных сборов (косвенных налогов) и окладных сборов (прямые налоги).
В ХIХ столетии в России создаются земства. Бюджеты земств (земских учреждений) складывались из сборов, которыми земства облагало население. Правительство не финансировало земства.
Значение создания земств в развитии финансовой системы России: Основной финансовой деятельностью земских учреждений было составление смет, учитывающие уездные и губернские потребности и источники их удовлетворения. Земские сметы делились на сметы денежных доходов и расходов, а земские доходы по способам их получения: на окладные и неокладные. К окладным доходам относились: - обложение земель, лесов, недвижимости, торгово-промышленных помещений; - патентов и прочих торговых документов. Основу бюджета земств составлял сбор с земли. Неокладные доходы (неопределенные): - сборы с ценных бумаг; - судебные пошлины; - процентов с капиталов. В целом доходная часть смет росла, что позволяло земствам постоянно увеличивать расходную часть бюджета. Земские расходы делились на обязательные и необязательные.
Обязательные расходы: - содержание местного гражданского управления; - содержание присутствий по крестьянским делам; - расходы по общественному призрению (содержание нищих); - дорожные расходы (содержание и ремонт дорог); - подводные расходы (содержание подвод для разъездной полиции).
Необязательные расходы: - расходы на народное образование; - расходы на медицину; - содержание управы, почты, экономических и других мероприятий. Среди необязательных расходов главное место занимали затраты на медицину и народное образование, которые постоянно увеличивались. Земские учреждения решали многие местные проблемы и достигли определенных результатов в отдельных областях. Составляемые в ХIХ веке Министерством финансов России бюджеты, свидетельствовали, о достаточно частом превышении государственных расходов над доходами. Из 54 бюджетных дефицитов 32 были связаны с крупными войнами и участием России в вооруженных конфликтах.
IV этап – XX век 1. Тенденция XIX века сохранилась и в начале ХХ века. Для ведения русско-японской войны государством было выделено в 1904 году 617 млн. рублей, а в 1905 году - 1,137 млн. рублей, что привело к росту чрезвычайных расходов и дефициту бюджета. В результате государственный бюджет был сведен в 1904 году с дефицитом в 334 млн. рублей, а в 1905 году – в 387 млн. рублей, что составило соответственно 12 и 12,4 % к объему государственных расходов. 2. Финансовая система этого периода состояла из следующих звеньев: - государственного бюджета; - бюджетов местных органов власти (губерний, волостей, уездов); - бюджетов органов власти местного самоуправления – Земств - финансов предприятий различных форм собственности. 3. Периоды дефицитного финансирования чередовались с периодами "бюджетного излишка": - 1859-1862 годы - превышение государственных доходов над расходами составило – 7,8 млрд. рублей; - 1857-1858 год - дефицит бюджета составил - 6,3 млрд. рублей; - 1904-1905 год - дефицит 720 млн. рублей; - 1906-1911 годы – профицит 721,2 млн. рублей. С 1914 по 1926 годы государственный бюджет ежегодно сводился с дефицитом. Причины (Мировая и гражданская войны) и нетрадиционные - новые: слом политической системы, ухудшение экономической ситуации. 4. Начиная с 1917 года происходит полное разложение российской финансовой системы. К 1919 году государственные доходы сократились до 1/20 части доходов 1917 года или 1/40 части доходов 1914 года. Вплоть до 1924-25 финансового года подавляющая часть бюджета велась в натуральном выражении при общем обвальном сокращении объема перераспределяемых финансовых ресурсов посредством государственного бюджета. Чисто денежный бюджет появился лишь к 1924-1925 финансовому году. 5. Начиная с 1925-1926 финансового года государственный бюджет стал составляться преимущественно методом автоматической мажарации, предусматривающий резерв. В целом финансовая система России вплоть до 1991 года состояла из двух звеньев: - государственного бюджета СССР; - финансы объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства. Государственный бюджет СССР представлял собой систему различных видов бюджетов, объединенных по единым принципам в одно целое и в своей совокупности образовывал бюджетную систему страны. Все виды бюджетов, объединенные в государственном бюджете, являлись составной частью единой бюджетной системы СССР. Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. В государственный бюджет СССР включался бюджет государственного социального страхования. В состав государственных бюджетов союзных республик входили: республиканские бюджеты союзных республик, бюджет краев, областей и городов республиканского значения. Государственный бюджет автономной республики объединял республиканский бюджет автономной республики, бюджеты районов, городов республиканского подчинения. Бюджеты краев и областей включали: краевой, областной бюджет, бюджеты районов и городов областного (краевого) подчинения. В бюджет района входили: районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, сельские и поселковые бюджеты. Что касается второго звена финансовой системы СССР, то оно представляло собой систему экономических (финансовых) отношений, связанных с кругооборотом средств, образованием и использованием денежных доходов, денежных фондов, контролем за производством, распределением и использованием общественного продукта и национального дохода в процессе расширенного воспроизводства. В начале 90-х годов финансовая система России претерпевает коренное качественное и количественное изменение, связанное с переходом страны на рыночные отношения. II. ВОПРОС: Финансовая система России на современном этапе.
Выделение в финансовых отношениях отдельных сфер, звеньев и элементов приводит к понятию финансовой системы. Финансовая система - совокупность относительно обособленных и одновременно взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом. Группировка финансовых отношений в финансовой системе России осуществлена по двум основным признакам, а именно: - функциональному назначению, определяющему сферы финансовой системы; - способу организации финансов, влияющему на состав звеньев внутри каждой сферы. Характеристика первого признака (функциональное назначение): 1. Функциональное назначение любой совокупности финансовых отношений зависит от роли субъектов отношений в общественном воспроизводстве: - одни осуществляют государственное регулирование и координацию процессов общественного развития; - другие организуют страховую защиту экономических интересов участников общественного производства; - третьи - являются непосредственными участниками воспроизводственного процесса (в материальном производстве и непроизводственной сфере). 2. В зависимости от своего функционального назначения финансовые отношения могут быть разделены на три крупные сферы: а) Государственные и местные финансы, благодаря которым, в распоряжении государственных и местных органов власти поступают денежные средства, необходимые им для выполнения своих функций. б) Страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита разнообразных интересов субъектов хозяйствования и граждан. в) Финансы предприятий, учреждений и организаций, опосредствующие процесс производства продукции, оказания услуг и выполнения работ. 3. Каждая сфера финансовых отношений в зависимости от функционального назначения решает свои специфические задачи: - сфера государственных и местных финансов нацелена на такое перераспределение стоимости валового национального продукта и части национального богатства, которое позволяет обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимые им для выполнения своих функций по управлению экономикой и социальной сферой, обороне страны, погашению государственного долга и выплате процента по нему; - сфера страхования нацелена на формирование за счет денежных взносов участников страховых отношений целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения части ущерба, наносимого субъектам хозяйствования при наступлении страховых случаев и выравнивании семейных доходов граждан в случае наступления страховых событий, повлекших за собой потери в доходах. - Финансы предприятий нацелены на формирование у субъектов хозяйствования необходимых финансовых ресурсов и их использование на выполнение финансовых обязательств, финансирование воспроизводственных затрат, социальное обслуживание и материальное стимулирование работающих. Характеристика второго признака (по способу организации финансов): 1. Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются самостоятельные звенья. Группировка финансовых отношений в каждом звене осуществляется в зависимости от способа организации финансов, оказывающего определяющее влияние на источники формирования финансовых ресурсов, состав и назначение целевых денежных фондов. 2. Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: - государственную бюджетную систему; - внебюджетные социальные фонды; - государственный кредит; - фонды имущественного и личного страхования; - финансы предприятий различных форм собственности и населения. 3. Первые четыре блока - это централизованные финансы. Они используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро уровне. Последние - децентрализованные и используются для регулирования экономики и социальных отношений на микро уровне.
Общая характеристика звеньев финансовой системы России:
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |