Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III этап XIX век

Финансовые реформы ХIХ столетия связаны с именем Сперанского М.М., который, будучи ближайшим советником императора Александра I.

1. В 1810 году Сперанский М.М. представил государственному Совету "План финансов", в котором интересы дворян ущемлялись в угоду общегосударственным интересам.

Тем самым Сперанский М.М. внес положительный вклад в развитие финансов России.

2. В "Плане финансов" Сперанского М.М. содержались теоретические основы реформ в области финансов. Сперанский М.М. доказывал, что нужно и изменение организации бюджетного дела, что позволит приспособить ее во все сферы хозяйства капиталистических отношений.

"План финансов" вскрывал причину расстройства финансов. М.М. Сперанский утверждал: "Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами. Соразмерность восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и преумножением доходов".

3. Сперанский предлагал издержки сократить, руководствуясь правилом:

- необходимые издержки сохранить;

- полезные отложить;

- излишние вовсе прекратить.

 

Ключевые предложения Сперанского М.М.:

- Методологической основой его взглядов была трудовая теория стоимости, проповедовавшаяся классиками буржуазной политической экономии.

- М.М. Сперанский одним из первых выступил с идеей создания Государственного банка и развертывания кредитных операций. Его план предусматривал такую организацию деятельности банка, которая освобождала бы банк от чрезмерной зависимости от правительства, как это было, когда банк служил источником покрытия постоянного бюджетного дефицита.

- Прогрессивным было предложение о замене дворянских банков долгосрочного кредита новыми частными банками, созданными на акционерных началах, которые выдавали бы кредит под залог недвижимого имущества.

3. Через 21 год после смерти М.М. Сперанского в 1860 году в России был учрежден Государственный банк. Это было связано с подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 года.

После крестьянской реформы 1861 года было проведено ряд мероприятий по совершенствованию финансовой системы и прежде всего ее главного звена - государственного бюджета. Они в себя включали:

- 22 мая 1862 года были введены "Правила о составлении, рассмотрении, и использовании государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений".

Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями отдельных статей и параграфов расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась Министерством финансов, затем утверждалась Государственным Советом и Императором, после чего становилось законом.

- с 1862 года роспись стала публиковаться. В 1864-1868 гг. государственные доходы были сосредоточены в кассах государственного казначейства Министерства финансов.

В соответствии с бюджетными сметами и кассовыми росписями производились соответствующие расходы.

- возросло значение государственного финансового контроля.

Ежегодно проверялась законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в Государственном совете. После исполнения бюджета Государственному совету передавался отчет об исполнении.

- в 1865 году были созданы местные органы государственного контроля - контрольные палаты;

- в начале 60-х годов винные откупа были заменены акцизными сборами на производство спиртных напитков, а с 1866 г. на табак.

Для взимания акциза были созданы губернские и окружные акцизные управления.

- департамент разных податей и сборов Министерства финансов был разделен в 1863 году на департаменты неокладных сборов (косвенных налогов) и окладных сборов (прямые налоги).

 

В ХIХ столетии в России создаются земства. Бюджеты земств (земских учреждений) складывались из сборов, которыми земства облагало население. Правительство не финансировало земства.

 

Значение создания земств в развитии финансовой системы России:

Основной финансовой деятельностью земских учреждений было составление смет, учитывающие уездные и губернские потребности и источники их удовлетворения. Земские сметы делились на сметы денежных доходов и расходов, а земские доходы по способам их получения: на окладные и неокладные.

К окладным доходам относились:

- обложение земель, лесов, недвижимости, торгово-промышленных помещений;

- патентов и прочих торговых документов.

Основу бюджета земств составлял сбор с земли.

Неокладные доходы (неопределенные):

- сборы с ценных бумаг;

- судебные пошлины;

- процентов с капиталов.

В целом доходная часть смет росла, что позволяло земствам постоянно увеличивать расходную часть бюджета.

Земские расходы делились на обязательные и необязательные.

 

Обязательные расходы:

- содержание местного гражданского управления;

- содержание присутствий по крестьянским делам;

- расходы по общественному призрению (содержание нищих);

- дорожные расходы (содержание и ремонт дорог);

- подводные расходы (содержание подвод для разъездной полиции).

 

Необязательные расходы:

- расходы на народное образование;

- расходы на медицину;

- содержание управы, почты, экономических и других мероприятий.

Среди необязательных расходов главное место занимали затраты на медицину и народное образование, которые постоянно увеличивались.

Земские учреждения решали многие местные проблемы и достигли определенных результатов в отдельных областях.

Составляемые в ХIХ веке Министерством финансов России бюджеты, свидетельствовали, о достаточно частом превышении государственных расходов над доходами. Из 54 бюджетных дефицитов 32 были связаны с крупными войнами и участием России в вооруженных конфликтах.

 

IV этап – XX век

1. Тенденция XIX века сохранилась и в начале ХХ века. Для ведения русско-японской войны государством было выделено в 1904 году 617 млн. рублей, а в 1905 году - 1,137 млн. рублей, что привело к росту чрезвычайных расходов и дефициту бюджета. В результате государственный бюджет был сведен в 1904 году с дефицитом в 334 млн. рублей, а в 1905 году – в 387 млн. рублей, что составило соответственно 12 и 12,4 % к объему государственных расходов.

2. Финансовая система этого периода состояла из следующих звеньев:

- государственного бюджета;

- бюджетов местных органов власти (губерний, волостей, уездов);

- бюджетов органов власти местного самоуправления – Земств

- финансов предприятий различных форм собственности.

3. Периоды дефицитного финансирования чередовались с периодами "бюджетного излишка":

- 1859-1862 годы - превышение государственных доходов над расходами составило – 7,8 млрд. рублей;

- 1857-1858 год - дефицит бюджета составил - 6,3 млрд. рублей;

- 1904-1905 год - дефицит 720 млн. рублей;

- 1906-1911 годы – профицит 721,2 млн. рублей.

С 1914 по 1926 годы государственный бюджет ежегодно сводился с дефицитом. Причины (Мировая и гражданская войны) и нетрадиционные - новые: слом политической системы, ухудшение экономической ситуации.

4. Начиная с 1917 года происходит полное разложение российской финансовой системы.

К 1919 году государственные доходы сократились до 1/20 части доходов 1917 года или 1/40 части доходов 1914 года.

Вплоть до 1924-25 финансового года подавляющая часть бюджета велась в натуральном выражении при общем обвальном сокращении объема перераспределяемых финансовых ресурсов посредством государственного бюджета. Чисто денежный бюджет появился лишь к 1924-1925 финансовому году.

5. Начиная с 1925-1926 финансового года государственный бюджет стал составляться преимущественно методом автоматической мажарации, предусматривающий резерв.

В целом финансовая система России вплоть до 1991 года состояла из двух звеньев:

- государственного бюджета СССР;

- финансы объединений, предприятий и отраслей народного хозяйства.

Государственный бюджет СССР представлял собой систему различных видов бюджетов, объединенных по единым принципам в одно целое и в своей совокупности образовывал бюджетную систему страны.

Все виды бюджетов, объединенные в государственном бюджете, являлись составной частью единой бюджетной системы СССР. Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. В государственный бюджет СССР включался бюджет государственного социального страхования.

В состав государственных бюджетов союзных республик входили: республиканские бюджеты союзных республик, бюджет краев, областей и городов республиканского значения.

Государственный бюджет автономной республики объединял республиканский бюджет автономной республики, бюджеты районов, городов республиканского подчинения. Бюджеты краев и областей включали: краевой, областной бюджет, бюджеты районов и городов областного (краевого) подчинения. В бюджет района входили: районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, сельские и поселковые бюджеты.

Что касается второго звена финансовой системы СССР, то оно представляло собой систему экономических (финансовых) отношений, связанных с кругооборотом средств, образованием и использованием денежных доходов, денежных фондов, контролем за производством, распределением и использованием общественного продукта и национального дохода в процессе расширенного воспроизводства.

В начале 90-х годов финансовая система России претерпевает коренное качественное и количественное изменение, связанное с переходом страны на рыночные отношения.

II. ВОПРОС: Финансовая система России на современном этапе.

 

Выделение в финансовых отношениях отдельных сфер, звеньев и элементов приводит к понятию финансовой системы.

Финансовая система - совокупность относительно обособленных и одновременно взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом.

Группировка финансовых отношений в финансовой системе России осуществлена по двум основным признакам, а именно:

- функциональному назначению, определяющему сферы финансовой системы;

- способу организации финансов, влияющему на состав звеньев внутри каждой сферы.

Характеристика первого признака (функциональное назначение):

1. Функциональное назначение любой совокупности финансовых отношений зависит от роли субъектов отношений в общественном воспроизводстве:

- одни осуществляют государственное регулирование и координацию процессов общественного развития;

- другие организуют страховую защиту экономических интересов участников общественного производства;

- третьи - являются непосредственными участниками воспроизводственного процесса (в материальном производстве и непроизводственной сфере).

2. В зависимости от своего функционального назначения финансовые отношения могут быть разделены на три крупные сферы:

а) Государственные и местные финансы, благодаря которым, в распоряжении государственных и местных органов власти поступают денежные средства, необходимые им для выполнения своих функций.

б) Страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита разнообразных интересов субъектов хозяйствования и граждан.

в) Финансы предприятий, учреждений и организаций, опосредствующие процесс производства продукции, оказания услуг и выполнения работ.

3. Каждая сфера финансовых отношений в зависимости от функционального назначения решает свои специфические задачи:

- сфера государственных и местных финансов нацелена на такое перераспределение стоимости валового национального продукта и части национального богатства, которое позволяет обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимые им для выполнения своих функций по управлению экономикой и социальной сферой, обороне страны, погашению государственного долга и выплате процента по нему;

- сфера страхования нацелена на формирование за счет денежных взносов участников страховых отношений целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения части ущерба, наносимого субъектам хозяйствования при наступлении страховых случаев и выравнивании семейных доходов граждан в случае наступления страховых событий, повлекших за собой потери в доходах.

- Финансы предприятий нацелены на формирование у субъектов хозяйствования необходимых финансовых ресурсов и их использование на выполнение финансовых обязательств, финансирование воспроизводственных затрат, социальное обслуживание и материальное стимулирование работающих.

Характеристика второго признака (по способу организации финансов):

1. Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются самостоятельные звенья.

Группировка финансовых отношений в каждом звене осуществляется в зависимости от способа организации финансов, оказывающего определяющее влияние на источники формирования финансовых ресурсов, состав и назначение целевых денежных фондов.

2. Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные социальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды имущественного и личного страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности и населения.

3. Первые четыре блока - это централизованные финансы. Они используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро уровне. Последние - децентрализованные и используются для регулирования экономики и социальных отношений на микро уровне.

 

Общая характеристика звеньев финансовой системы России:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II этап XVIII век | Внебюджетные специальные фонды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.