КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. При рассмотрении процесса финансового планирования, его назначения и необходимости можно утверждать
При рассмотрении процесса финансового планирования, его назначения и необходимости можно утверждать, что максимальное приведение фактических финансовых показателей к плановым показателям возможно в значительной степени через финансовый контроль в процессе хозяйственно-экономической деятельности государства и предприятий. Финансовый контроль призван оказывать содействие формированию научно обоснованной финансовой политики и эффективно действующему финансовому механизму. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондоденежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций, целесообразности расходов, а также разработку предложений по совершенствованию финансовых отношений. Практическое функционирование механизма финансового контроля предполагает детальное понимание его сущности; применение возможных видов, форм и методов; функционирование различных организационных структур (в первую очередь – государственных)
I. ВОПРОС: Сущность, виды и методы финансового контроля. Составной частью системы контроля выступает финансовый контроль. Его главным назначением является обеспечение неукоснительного проведения в жизнь требований единой финансовой политики государства. Это предполагает осуществление проверки законности и правильности получения денежных доходов, формирования на этой основе денежных средств, их целевого, рационального и эффективного использования. Финансовый контроль служит важным инструментом управления не только финансами, но и экономическим и социальным развитием страны в целом. Финансовый контроль представляет собой выражение контрольной функции финансов и, следовательно, имеет объективный характер.
Объективные основы финансового контроля: 1. Объективные начала заключены в содержании контроля, который обуславливается развитием производительных сил и производственных отношений общества. Вместе с тем степень раскрытия этого содержания, формы и методы реализации возможностей контроля зависят от сознательной деятельности людей. В таком единстве объективных и субъективных факторов заключается важная роль финансового контроля. 2. Финансовый контроль - особая область контроля с использованием стоимостных категорий, а значит, специфика финансового контроля выражается в сфере его применения и соответствующей целевой направленности, так как финансы представляют собой лишь часть всей совокупности денежных отношений общества 3. Сферой финансового контроля являются формирование и использование фондов денежных средств во всех звеньях хозяйствования в процессе распределения валового внутреннего продукта и национального дохода, где сферой применения контроля выступают все факторы, влияющие на объем, структуру и источники денежных фондов, а так же направления и результаты их использования. 4. Непосредственным предметом проверок выступают показатели финансовых планов. Поэтому контроль за их выполнением, динамикой и резервами охватывает все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятий и организаций. 5. Объектами финансового контроля могут выступать практически все операции, совершаемые с использованием денег, а также некоторые операции, осуществляемые без них. 6. Объект приложения финансового контроля может быть направлен на контроль различных направлений, например при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д.. Однако даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в их оценке. Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансово-хозяйственной деятельности государства и предприятий с применением специфических форм и методов его организации и проведения. Финансовый контроль – это одна из форм проявления стоимостного контроля, объективно необходимая в экономической деятельности. Реализация чрезвычайно широких задач финансового контроля достигается путем применения различных его видов, методов и организационных форм. I. В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды: - предварительный; - текущий (оперативный); - последующий.
Предварительный финансовый контроль: 1. проводится до совершения финансовых операций и имеет цель предупредить возможность нарушений финансовой дисциплины, исключить незаконное и нецелесообразное расходование средств, устранить ошибки в расчетах. 2. Примером такого контроля на государственном уровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности показателей развития экономики страны. 3. На уровне предприятий - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, учредительских договоров, договоров о совместной деятельности, договоров на поставку товаров и оказания услуг. Текущий (оперативный) финансовый контроль: 1. Производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. 2. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления расчетов.
Последующий финансовый контроль: Проводится после совершения операций с денежными средствами с целью оценки результатов финансовой деятельности, выявления нарушений и недочетов, принятия мер к исправлению ошибок и не допущений их в будущем.
II. Методами финансового контроля являются: - проверки; - обследования; - надзор; - анализ финансовой деятельности; - наблюдение (мониторинг); - ревизия. Проверки: 1. В процессе проведения проверок на основе первичных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. 2. Проверки по отдельным вопросам проводятся по усмотрению финансового органа и связаны как правило с появлением новых видов финансовых нарушений, а также по устранению нарушений отмеченных в акте ревизии. 3. Результаты проверок оформляются отдельным актом. Обследование: Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий круг финансовых показателей с целью определения финансового состояния проверяемого и возможных перспектив его развития. Надзор: Надзор проводится за организациями, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны Центробанка РФ за деятельностью коммерческих банков, со стороны Департамента надзора за страховой деятельностью - за страховыми фирмами. Не соблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензий.
Анализ финансовой деятельности: Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение финансовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и эффективности использования финансовых средств.
Наблюдение (мониторинг): Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданных ссуд и финансовым состоянием клиента-должника. В случае выявления нарушений ужесточаются условия кредитования или досрочный возврат ссуд.
Ревизия: 1. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полная проверка финансово-хозяйственной деятельности с целью установления законности, правильности, целесообразности и эффективности образования и расходования финансовых средств. 2. Ревизии могут быть полные и частичные, комплексные и тематические, документальные и фактические, плановые и внеплановые. 3. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
III. По сфере финансовой деятельности контроль может быть: 1. Бюджетным 2. Налоговым 3. Валютным 4. Кредитным 5. Страховым 6. Инвестиционным
А по форме проведения: 1. Обязательный (внешний) 2. Инициативный (внутренний). II. ВОПРОС: Организационные формы финансового контроля.
Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни и количественные показатели Государственный финансовый контроль является важнейшим элементом управления государственными финансами. Финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Он создан: - для обеспечения процесса формирования и эффективного использования фондов денежных средств; - для контроля за соответствием действующих форм и методов реализации финансовых отношений; Финансовый контроль имеет несколько организационных форм, а его проведение возложено на различные организационные структуры (как государственные, так и негосударственные). По органам осуществления финансовый контроль бывает: I. Государственный II. Ведомственный III. Внутрихозяйственный IV. Аудиторский I. Государственный финансовый контроль является важнейшей функцией любого государства, обязательным условием нормальной деятельности финансовой системы. Функции государственного финансового контроля возложены на: 1. Счетную палату РФ 2. Центральный банк РФ 3. Министерство финансов РФ, в состав которого входят Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление (КРУ) 4. Федеральное агентство по налогам и сборам РФ 5. Государственный таможенный комитет РФ 6. Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю 7. Департамент по надзору за страховой деятельностью 8. А также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств бюджета и внебюджетных фондов. Изучение зарубежного опыта показывает, что совершенствование государственного финансового контроля должно идти и по двум наиболее важным направлениям: 1. Усиление независимости контролеров от каких-либо влияний на их решения, т.е. сила контроля - в его независимости; 2. Повышение эффективности контрольно-финансовой службы, неотвратимость наказания за любые финансовые нарушения. Например: В США деятельностью Главного контрольно-финансового управления (ГКФУ) руководит Генеральный контролер, назначаемый Президентом США на срок 15 лет и утверждаемый в должности Сенатом США. Он может быть отстранен от должности в результате принятия совместной резолюции Конгресса, подписанной Президентом США. Во Франции руководство Счетной палатой состоит из несменяемых магистров, которые имеют право самостоятельно принимать окончательные решения, не подлежащие отмене никакими другими органами. В Великобритании закон 1983 г. сделал национальное контрольно-ревизионное управление независимым от правительства, а руководитель этого ведомства - Генеральный контролер-ревизор является должностным лицом палаты общин. В Южной Корее руководитель контрольного органа по своему положению стоит выше любого министра. Его статус примерно соответствует первому вице-премьеру.
Счетная палата: 1. В РФ особое место в системе государственного контроля принадлежит Счетной палате РФ. 2. Счетная палата - независимый от Правительства РФ орган государственного финансового контроля и подчиненный Федеральному собранию РФ. 3. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. 4. Контролю подлежат все государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Центробанк РФ; коммерческие банки, страховые фирмы и коммерческие организации – в части, связанной с получением и использованием средств бюджета, внебюджетных фондов и федеральной собственности.
Основные задачи Счетной палаты: - организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; - оценка эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств; - использование федеральной собственности; - контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ; - эффективность использования иностранных кредитов и займов; - регулярное представление Федеральному собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета.
Министерство финансов РФ: 1. Министерство финансов РФ разрабатывает, контролирует финансовую политику страны и осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов. 2. Контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ. 3. Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые ресурсы только федерального уровня. 4. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления. Эти органы несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов. Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства. А) КРУ и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Б) КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов. В) Федеральное казначейство и его органы на местах осуществляют контроль по нескольким направлениям: - за доходной и расходной частью бюджета в процессе их исполнения; - совместно с банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ; - за государственными федеральными внебюджетными фондами и отношениями между ними и федеральным бюджетом. Г) Органы Казначейства имеют право осуществлять проверки денежных документов во всех предприятиях и организациях любой формы собственности, использующих средства бюджета и внебюджетных фондов Д) Применять к нарушителям штрафные санкции, принудительно взыскивать используемые не по назначению средства. Е) Органы Казначейства тесно взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами. В России существует ряд специальных финансовых органов, сферой контроля которых является конкретная область финансов (налогообложение, валютные сделки, таможенные пошлины, страхование). Главная задача налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Налоговые органы имеют право: - проверять любые денежные документы у физических и юридических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; - контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; - применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие документов и приостановление операций по счетам в банках.
Налоговые инспекции имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Департамент по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов РФ: 1. Проводит лицензирование и регулирование единого страхового рынка 2. Осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. 3. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства орган надзора имеет право ограничить действие лицензий страховых фирм, либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |