Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. При рассмотрении процесса финансового планирования, его назначения и необходимости можно утверждать

 

При рассмотрении процесса финансового планирования, его назначения и необходимости можно утверждать, что максимальное приведение фактических финансовых показателей к плановым показателям возможно в значительной степени через финансовый контроль в процессе хозяйственно-экономической деятельности государства и предприятий.

Финансовый контроль призван оказывать содействие формированию научно обоснованной финансовой политики и эффективно действующему финансовому механизму. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондоденежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций, целесообразности расходов, а также разработку предложений по совершенствованию финансовых отношений.

Практическое функционирование механизма финансового контроля предполагает детальное понимание его сущности; применение возможных видов, форм и методов; функционирование различных организационных структур (в первую очередь – государственных)

 

I. ВОПРОС: Сущность, виды и методы финансового контроля.

Составной частью системы контроля выступает финансовый контроль. Его главным назначением является обеспечение неукоснительного проведения в жизнь требований единой финансовой политики государства. Это предполагает осуществление проверки законности и правильности получения денежных доходов, формирования на этой основе денежных средств, их целевого, рационального и эффективного использования.

Финансовый контроль служит важным инструментом управления не только финансами, но и экономическим и социальным развитием страны в целом.

Финансовый контроль представляет собой выражение контрольной функции финансов и, следовательно, имеет объективный характер.

 

Объективные основы финансового контроля:

1. Объективные начала заключены в содержании контроля, который обуславливается развитием производительных сил и производственных отношений общества.

Вместе с тем степень раскрытия этого содержания, формы и методы реализации возможностей контроля зависят от сознательной деятельности людей. В таком единстве объективных и субъективных факторов заключается важная роль финансового контроля.

2. Финансовый контроль - особая область контроля с использованием стоимостных категорий, а значит, специфика финансового контроля выражается в сфере его применения и соответствующей целевой направленности, так как финансы представляют собой лишь часть всей совокупности денежных отношений общества

3. Сферой финансового контроля являются формирование и использование фондов денежных средств во всех звеньях хозяйствования в процессе распределения валового внутреннего продукта и национального дохода, где сферой применения контроля выступают все факторы, влияющие на объем, структуру и источники денежных фондов, а так же направления и результаты их использования.

4. Непосредственным предметом проверок выступают показатели финансовых планов. Поэтому контроль за их выполнением, динамикой и резервами охватывает все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

5. Объектами финансового контроля могут выступать практически все операции, совершаемые с использованием денег, а также некоторые операции, осуществляемые без них.

6. Объект приложения финансового контроля может быть направлен на контроль различных направлений, например при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д..

Однако даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в их оценке.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансово-хозяйственной деятельности государства и предприятий с применением специфических форм и методов его организации и проведения.

Финансовый контроль – это одна из форм проявления стоимостного контроля, объективно необходимая в экономической деятельности.

Реализация чрезвычайно широких задач финансового контроля достигается путем применения различных его видов, методов и организационных форм.

I. В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на следующие виды:

- предварительный;

- текущий (оперативный);

- последующий.

 

Предварительный финансовый контроль:

1. проводится до совершения финансовых операций и имеет цель предупредить возможность нарушений финансовой дисциплины, исключить незаконное и нецелесообразное расходование средств, устранить ошибки в расчетах.

2. Примером такого контроля на государственном уровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности показателей развития экономики страны.

3. На уровне предприятий - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, учредительских договоров, договоров о совместной деятельности, договоров на поставку товаров и оказания услуг.

Текущий (оперативный) финансовый контроль:

1. Производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.

2. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления расчетов.

 

Последующий финансовый контроль:

Проводится после совершения операций с денежными средствами с целью оценки результатов финансовой деятельности, выявления нарушений и недочетов, принятия мер к исправлению ошибок и не допущений их в будущем.

 

II. Методами финансового контроля являются:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ финансовой деятельности;

- наблюдение (мониторинг);

- ревизия.

Проверки:

1. В процессе проведения проверок на основе первичных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

2. Проверки по отдельным вопросам проводятся по усмотрению финансового органа и связаны как правило с появлением новых видов финансовых нарушений, а также по устранению нарушений отмеченных в акте ревизии.

3. Результаты проверок оформляются отдельным актом.

Обследование:

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий круг финансовых показателей с целью определения финансового состояния проверяемого и возможных перспектив его развития.

Надзор:

Надзор проводится за организациями, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Например, осуществляется надзор со стороны Центробанка РФ за деятельностью коммерческих банков, со стороны Департамента надзора за страховой деятельностью - за страховыми фирмами. Не соблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензий.

 

Анализ финансовой деятельности:

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение финансовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и эффективности использования финансовых средств.

 

Наблюдение (мониторинг):

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданных ссуд и финансовым состоянием клиента-должника. В случае выявления нарушений ужесточаются условия кредитования или досрочный возврат ссуд.

 

Ревизия:

1. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полная проверка финансово-хозяйственной деятельности с целью установления законности, правильности, целесообразности и эффективности образования и расходования финансовых средств.

2. Ревизии могут быть полные и частичные, комплексные и тематические, документальные и фактические, плановые и внеплановые.

3. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

 

III. По сфере финансовой деятельности контроль может быть:

1. Бюджетным

2. Налоговым

3. Валютным

4. Кредитным

5. Страховым

6. Инвестиционным

 

А по форме проведения:

1. Обязательный (внешний)

2. Инициативный (внутренний).

II. ВОПРОС: Организационные формы финансового контроля.

 

Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни и количественные показатели

Государственный финансовый контроль является важнейшим элементом управления государственными финансами.

Финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Он создан:

- для обеспечения процесса формирования и эффективного использования фондов денежных средств;

- для контроля за соответствием действующих форм и методов реализации финансовых отношений;

Финансовый контроль имеет несколько организационных форм, а его проведение возложено на различные организационные структуры (как государственные, так и негосударственные).

По органам осуществления финансовый контроль бывает:

I. Государственный

II. Ведомственный

III. Внутрихозяйственный

IV. Аудиторский

I. Государственный финансовый контроль является важнейшей функцией любого государства, обязательным условием нормальной деятельности финансовой системы.

Функции государственного финансового контроля возложены на:

1. Счетную палату РФ

2. Центральный банк РФ

3. Министерство финансов РФ, в состав которого входят Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление (КРУ)

4. Федеральное агентство по налогам и сборам РФ

5. Государственный таможенный комитет РФ

6. Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю

7. Департамент по надзору за страховой деятельностью

8. А также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств бюджета и внебюджетных фондов.

Изучение зарубежного опыта показывает, что совершенствование государственного финансового контроля должно идти и по двум наиболее важным направлениям:

1. Усиление независимости контролеров от каких-либо влияний на их решения, т.е. сила контроля - в его независимости;

2. Повышение эффективности контрольно-финансовой службы, неотвратимость наказания за любые финансовые нарушения.

Например:

В США деятельностью Главного контрольно-финансового управления (ГКФУ) руководит Генеральный контролер, назначаемый Президентом США на срок 15 лет и утверждаемый в должности Сенатом США. Он может быть отстранен от должности в результате принятия совместной резолюции Конгресса, подписанной Президентом США.

Во Франции руководство Счетной палатой состоит из несменяемых магистров, которые имеют право самостоятельно принимать окончательные решения, не подлежащие отмене никакими другими органами.

В Великобритании закон 1983 г. сделал национальное контрольно-ревизионное управление независимым от правительства, а руководитель этого ведомства - Генеральный контролер-ревизор является должностным лицом палаты общин.

В Южной Корее руководитель контрольного органа по своему положению стоит выше любого министра. Его статус примерно соответствует первому вице-премьеру.

 

Счетная палата:

1. В РФ особое место в системе государственного контроля принадлежит Счетной палате РФ.

2. Счетная палата - независимый от Правительства РФ орган государственного финансового контроля и подчиненный Федеральному собранию РФ.

3. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.

4. Контролю подлежат все государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Центробанк РФ; коммерческие банки, страховые фирмы и коммерческие организации – в части, связанной с получением и использованием средств бюджета, внебюджетных фондов и федеральной собственности.

 

Основные задачи Счетной палаты:

- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- оценка эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств;

- использование федеральной собственности;

- контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ;

- эффективность использования иностранных кредитов и займов;

- регулярное представление Федеральному собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета.

 

Министерство финансов РФ:

1. Министерство финансов РФ разрабатывает, контролирует финансовую политику страны и осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

2. Контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

3. Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые ресурсы только федерального уровня.

4. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления. Эти органы несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

А) КРУ и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями.

Б) КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

В) Федеральное казначейство и его органы на местах осуществляют контроль по нескольким направлениям:

- за доходной и расходной частью бюджета в процессе их исполнения;

- совместно с банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- за государственными федеральными внебюджетными фондами и отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Г) Органы Казначейства имеют право осуществлять проверки денежных документов во всех предприятиях и организациях любой формы собственности, использующих средства бюджета и внебюджетных фондов

Д) Применять к нарушителям штрафные санкции, принудительно взыскивать используемые не по назначению средства.

Е) Органы Казначейства тесно взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

В России существует ряд специальных финансовых органов, сферой контроля которых является конкретная область финансов (налогообложение, валютные сделки, таможенные пошлины, страхование).

Главная задача налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы имеют право:

- проверять любые денежные документы у физических и юридических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

- применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие документов и приостановление операций по счетам в банках.

 

Налоговые инспекции имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

 

Департамент по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов РФ:

1. Проводит лицензирование и регулирование единого страхового рынка

2. Осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

3. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства орган надзора имеет право ограничить действие лицензий страховых фирм, либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Центральный Банк РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.