КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рентабельность
Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат на туристском предприятии используется рентабельность — показатель, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукта достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли. Различают общую рентабельность и рентабельность реализованной продукции. Общая рентабельность характеризует эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия и определяется по формуле: где Пб — общая сумма балансовой прибыли; Ф — среднегодовая стоимость основных фондов, нематериальных активов и.материальных оборотных средств. Абсолютный приростобщей рентабельности равен: На абсолютный прирост общей рентабельности влияют изменение балансовой прибыли и изменение стоимости основных фондов и оборотных средств. Рассмотрим изменение балансовой прибыли за счет изменения общей рентабельности, основных фондов и оборотных средств. Эти показатели тесно связаны между собой.
Рентабельность реализованной продукции отражает эффективность использования текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции: где Прп — прибыль от реализации продукции, С — полная себестоимость реализованной продукции. Для определения размера прибыли на рубль реализации рентабельность реализованной продукции определяется по формуле: где ЧП — чистая прибыль; Р — выручка от реализации продукции. Показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности. Анализ этих показателей дает наиболее точный результат об эффективности работы предприятия и его финансовых результатах. Рентабельность продаж (Rnp) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от ее реализации и показывает долю прибыли в общем объеме выручки: В странах с рыночной экономикой в качестве одного из основных показателей рентабельности определяется рентабельность капитала. Для микроуровня экономической деятельности (предприятия) в условиях рыночной экономики основной целью является ■ получение не просто прибыли, а определенной массы прибыли на вложенный капитал. Рентабельность суммарного капитала (RCK) рассчитывается следующим образом: где СК — суммарный капитал (совокупность активов). Рентабельность текущих активов (/?та) можно найти по формуле: где ТА — средняя величина текущих активов. Рентабельность акционерного (собственного) капитала (РСК) определяется следующим образом: где СК — собственный капитал. Рентабельность чистых активов (РЧА) рекомендуется рассчитывать по следующей формуле: где П — прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов; ЧА — чистые активы. Чистые активы предприятия определяются следующим образом: где ОК — основной капитал; ТА — текущие активы; ТО — текущие обязательства. Рентабельность вложенного капитала (РБК) — это основной показатель эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлеченных фондов, рассчитывается по формуле:
где П — прибыль до выплаты налогов; ВК — вложенный капитал. Величина вложенного капитала — это общая сумма вложенных в предприятие средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала, то есть долг фирмы инвесторам и кредиторам. Рентабельность чистых активов отличается от показателя рентабельности вложенного капитала использованием при расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до выплаты налогов. Отнесение прибыли к стоимости основных фондов, функционирующих на предприятии, позволяет оценить эффективность их использования — рентабельность основных фондов (РОФ): где ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов. Рентабельность оборотных средств (РОС) рассчитывается по формуле: где ОС — среднегодовая сумма оборотных средств. Рентабельность фонда зарплаты (РФЗП) определяется как отношение прибыли к фонду заработной платы: где ФЗП — фонд заработной платы. Рентабельность совокупных ресурсов (Рс.р.) рассчитывается по формуле:
Данный показатель характеризует величину прибыли на единицу стоимости совокупных ресурсов. Рентабельность затрат (РЗ) определяется следующим образом: где Прп — прибыль от реализации продукции, Зпост — постоянные затраты, Зпер — переменные затраты. Рентабельность инвестиций (РИ) рассчитывается по формуле: где процент — процент по займам и кредитам, ДО — долгосрочные обязательства.. 2. Порог рентабельности и запас финансовой прочности туристского предприятия Механизм управления прибылью туристского предприятия предполагает определение «порога рентабельности» (критической точки, точки безубыточности, точки самоокупаемости, точки перелома, точки разрыва и т. д.). В экономической литературе дано следующее определение этого понятия. Порог рентабельнос ти — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей. Порог рентабельности рассчитывают в ходе проверочных расчетов, когда постоянные затраты и объем продаж в исходном варианте уже определены. Порог рентабельности — это объем продаж, соответствующий моменту прохождения точки окупаемости постоянных затрат, когда валовой маржи хватает только на их покрытие, а прибыль еще отсутствует: где ПР — порог рентабельности. Отсюда объем продаж в натуральном выражении, ниже которого продажи убытоны, равен:
где Опорог. — пороговый объем продаж, Цр — цена реализации, Цед — цена единицы туристского продукта, Зпер.ед — переменные затраты на единицу туристского продукта. Приведенные формулы используются для расчета в том случае, когда туристское предприятие продает единственный туристский продукт, что на практике происходит довольно редко. В общем случае расчет порогового объема продаж конкретного продукта осуществляется с учетом сложившегося или планируемого его удельного веса в общей выручке от реализации на основе «вменения» ему соответствующей доли постоянных затрат. Если предполагается продавать несколько туристских продуктов, то пороговый объем продаж конкретного туристского продукта определяется по следующей формуле:
где Кпорог. — пороговое количество туристского продукта, УВ1 — удельный вес туристского продукта №1 в общей выручке от реализации, %, Ц1 — цена туристского продукта №1, 3nep1 — переменные затраты на единицу туристского продукта №1. После прохождения порога рентабельности каждая очередная проданная единица продукта начинает приносить прибыль в размере удельной валовой маржи, и масса прибыли выражается произведением:
где КПпр — количество продаж после прохождения порога рентабельности, КП — общее количество продаж.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |