КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
1. Общие положения о принудительном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов. Наличие недоимка по тому или иному налогу является основанием для принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика соответствующих денежных сумм. Налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и набежавшей на нее пени — требование об уплате налога (сбора). Основаниями направления требования об уплате налога могут выступать: 1) пропуск срока уплаты налога вследствие игнорирования налогоплательщиком налогового уведомления об уплате налога; 2) прекращение действия отсрочки (рассрочки), также налогового кредита или инвестиционного налогового кредита по любому из оснований, за исключением досрочного погашения налогоплательщиком всей отсроченной суммы фискального платежа с причитающимися процентами. Срок направления требования — не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требования об уплате налога (сбора) и пеней направляется в десятидневный срок со дня вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки. Оно вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) — организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогоплательщика (ст. 69—70 НК РФ). Кроме того, если направление требования об уплате налога не возымело должного «дисциплинирующего» воздействия, налоговые органы вправе применить к недобросовестному налогоплательщику различные меры принудительного исполнения налоговой обязанности» 2. Меры принудительного исполнения налоговой обязанности. Такие меры применяются налоговыми органами б случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога (сбора), пени. Налоговое взыскание может быть обращено: 1) на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в кредитных организациях; 2) на имущество налогоплательщика; 3) на права (требования) по неисполненным денежным обязательствам (дебиторскую задолженность). По общему правилу взыскание налога с организации производится в бесспорном порядке. Исключения составляют следующие случаи. Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Взыскание неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке. 3. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Под такими способами понимаются правовые средства, обеспечивающие надлежащее исполнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обязательства. Предусматриваются следующие виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: 1) залог имущества; 2) поручительство; 3) пеня; 4) приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке; 5) арест имущества налогоплательщика; 6) другие способы, установленные таможенным законодательством РФ в части налогов (сборов), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В литературе все способы обеспечения налоговой обязанности условно подразделяют на способы ограниченного и общего применения. При этом способами общего применения являются пеня, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке и арест имущества налогоплательщика. Применение налоговыми органами данных способов может иметь место во всех случаях, когда налогоплательщики не исполняют свои налоговые обязанности. Единственно, арест имущества как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке или отсутствии информации о таких счетах (ч. 7 ст. 46 ПК РФ). В свою очередь, к способам ограниченного применения относятся залог имущества и поручительство. Эти способы могут использоваться лишь для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов при предоставлении ему уполномоченным органом отсрочки, рассрочки, налогового кредита либо инвестиционного налогового кредита (ч. 5 ст. 64, ч. 6 ст. 65 и ч. 6 ст. 67 НК РФ). 4. Зачет и возврат излишне уплаченного налога (сбора) или пени. Такая операция производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты им налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Если обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излишне уплаченного налога может быть: 1) направлена на погашение недоимки, пеней; 2) зачтена в счет предстоящих платежей фискальнообязанного лица этому же или иным налогам; 3) возвращена фискальнообязанному лицу. 5. Зачет и возврат излишне взысканного налога (сбора) и пени. Правила зачета и возврата сумм налога (сбора) и пени применяются в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога (сбора) или пени, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта. По общему правилу излишне взысканная сумма денежных средств подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени по ним должен осуществляться в разумный срок. Действующее законодательство (в частности, отдельные главы части второй НК РФ) устанавливает некоторое отличие в порядке возврата и зачета излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм по конкретным налогам и сборам.
Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по контролю за выполнением фискалънообязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства и является одним из этапов налогообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды). Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляют следующие органы: 1) налоговые органы; 2) таможенные органы; 3) органы государственных внебюджетных фондов. При этом в соответствии со ст. 82 НК РФ должностные лица таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции. Таможенные органы вправе осуществлять налоговый контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Органы государственных внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды. Кроме того, к контрольным мероприятиям могут привлекаться органы налоговых расследований. Органы налоговых расследований по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок. Формы и методы осуществления налогового контроля. Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. При этом непосредственной целью мероприятий налогового контроля является: 1) выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений; 2) предупреждение их совершения в будущем; 3) обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности. Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля: 1) налоговые проверки; 2) получение объяснений фискальнообязанных лиц; 3) проверки данных учета и отчетности; 4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); 5) контроль за расходами физических лиц и др. При этом под методами налогового контроля следует понимать приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении. В процессе осуществления указанных форм налогового контроля, в частности, производится: проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей; проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов; проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением; предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности; формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях; экономический анализ. Учет налогоплательщиков. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового контроля, а точнее — для обеспечения его эффективности. Учет налогоплательщиков представляет собой совокуппость мер регистрационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми оргаовокупностнами налогового контроля. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащего им налогооблагаемого недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка налогоплательщика на учет осуществляется соответствующим налоговым органом в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдается соответствующее свидетельство. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной. При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (сокращенно — ИНН). ИНН может быть изменен в случае снятия налогоплательщика с учета в одном налоговом органе и последующей постановки его на первичный учет в другом налоговом органе. При реорганизации налогоплательщика-организации вновь образованной организации присваивают новый номер. В случае ликвидации налогоплательщика-организации ИНН признается недействительным. Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация играет большую роль при осуществлении налогового контроля. Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. В случаях, установленных НК РФ, налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, в электронной форме, в том числе посредством электронной почты через глобальную компьютерную сеть Интернет. Налоговые проверки. Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также налоговых агентов, которыми являются организации, индивидуальные предприниматели. При этом целью налоговых проверок выступает осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения плательщиками и иными фискальнообязанными лицами обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговой отчетности, представления фискальнозначимой информации и т.д. Налоговые проверки могут проводиться налоговыми органами, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов. Существует два вида налоговых проверок: 1) камеральные; 2) выездные. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Налоговые проверки такого вида на практике именуют также документальными. Выездная налоговая проверка представляет собой более развернутую и подробную форму налогового контроля, она проводится с выездом к месту нахождения фискальнообязанного лица. Во время проведения проверки налоговые органы вправе исследовать документы, связанные с налогообложением, а также использовать иные формы и методы налогового контроля (ст. 89 НК РФ). В экономической и специальной литературе налоговые проверки называют также фактическими. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности, связанной с иными лицами, то проводится так называемая встречная налоговая проверка. При проведении такой проверки налоговые органы получают от этих иных лиц (например, экономически связанных с проверяемым едиными технологическими цепочками производства поставщиков оборудования или комплектующих) документы, относящиеся к деятельности проверяемого Порядок проведения выездных налоговых проверок. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Решение о назначении выездной налоговой проверки должно содержать следующие реквизиты: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование фискальнообязанного лица и его ИНН; период финансово-хозяйственной деятельности фискальнообязанного лица, за который проводится проверка; виды налогов, по которым проводится проверка; Ф.И.О., должности и классные чины проверяющих; подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. При этом срок проведения налоговой проверки не должен превышать двух месяцев (срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого фискальнообязанного лица). Однако в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период, за исключением случаев: а) реорганизации или ликвидации фискальнообязанного лица; б) проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Должностные лица налоговых органов перед началом проведения проверки обязаны предъявить свои удостоверения и ознакомить проверяемых лиц с решением о назначении проверки. В случае отсутствия вышеперечисленных документов налогоплательщик вправе отказать им в допуске на территорию и в помещения, а также в предоставлении документов. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них лиц возможен только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. При необходимости проверяющие могут проводить инвентаризацию имущества фискальнообязанного лица, производить осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, истребовать необходимые для проверки документы. Отказ налогоплательщика представить документы влечет наступление ответственности, а также выемку документов. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет соответствующую справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт выездной налоговой проверки. При этом следует учитывать, что акт выездной налоговой проверки не является актом государственного органа, поскольку содержит лишь описание фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика и выводы работников налоговой инспекции. Поэтому вышеуказанный акт не создает для проверяемого лица никаких прав или обязанностей и не может рассматриваться как ненормативный акт налогового органа. Однако в процессуальном плане такой акт рассматривается в качестве доказательства по делу. В случае судебного спора он является одним из основных документов, определяющих наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для разрешения такого спора. Составляемый по результатам выездной налоговой проверки акт должен состоять из трех частей: 1) вводная часть включает общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, в частности: номер акта проверки; наименование проверяемой организации, ее ИНН или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ИНН; наименование места проведения проверки; дата акта проверки (дата подписания акта лицами, проводившими проверку); Ф.И.О., должности, классные чины лиц, проверяющих с указанием на именования налогового органа; дату и номер решения налогового органа на проведение выездной налоговой проверки; указание на вопросы проверки; период, за который проводится проверка; даты начала и окончания проверки; фамилии, имена и отчества всех руководителей и главных бухгалтеров организации либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде; адрес места нахождения организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя); сведения о наличии лицензируемых видов деятельности; сведения о фактически осуществляемых фискальнообязанным лицом видах финансовохозяйственной деятельности, в том числе о видах деятельности, 2) в описательной части излагаются выявленные документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или указание на их отсутствие. В ходе проверки могут быть выявлены факты нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (например, нарушения валютного законодательства), и такие факты также отражаются в описательной части акта; 3) итоговая часть содержит обобщение фактов, изложенных в описательной части акта проверки. К акту выездной налоговой проверки прилагаются соответствующие документы. Их подписывают уполномоченные должностные лица налогового органа, проводившие проверку, и фискально-обязанное лицо. Проверяемое лицо вправе подписать акт без оговорок, подписать акт с возражениями или отказаться подписывать акт. В случае отказа проверяемого лица подписать акт проверяющий делает соответствующую запись на последней странице акта. Оформленный акт вручается налогоплательщику. Если проверявшийся налогоплательщик не согласен с изложенными в акте проверки фактами, а также с выводами и предложениями проверяющих, он может в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. После этого руководитель или заместитель руководителя налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт и документы (материалы), представленные налогоплательщиком. При этом руководитель или заместитель налогового органа принимает решение по результатам выездной налоговой проверки. Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) представил письменные объяснения или возражения по акту проверки, материалы проверки рассматриваются в его присутствии (или в присутствии его представителей, например его налогового адвоката). По результатам рассмотрения материалов проверки выносится решение: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности или 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Если руководитель налогового органа принимает решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, то этот документ должен содержать обстоятельства совершенного налогового правонарушения, установленные проверкой; документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые налогоплательщиком, и результаты проверки этих доводов, а также решение о привлечении к ответственности с указанием конкретных нарушений и применяемых мер ответственности. На основании вынесенного решения в десятидневный срок с момента его вынесения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени (ст. 101 НК РФ). 8. Налоговая тайна. Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом налоговых расследований, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом, за исключением следующих: — сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; — сведений об идентификационном номере налогоплательщика; — сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; — сведений, предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами в части сведений, предоставленных этим органам (ст. 102 ПК РФ). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их долж постными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налогового расследования, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |