Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два подхода к измерению полезности: кардинализм и ординализм

Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребительной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Полезность – способность блага удовлетворять потребности. Это общее и совершенно бесспор­ное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения поку­пателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые закономерности само­го процесса потребления.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно на­сыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени. Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потреб­ность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже долж­на убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полез­ность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

Для более точного описания процесса убывания полезности в экономи­ческой науке используется понятие предельной полез­ности, т. е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней пор­цией товара. Используя это понятие, сфор­мулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенден­цию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Выше на рисунке а на абсциссе отложим количество потребляемого товара Q, на ординате - общую полезность ТU. По мере увеличения количества по­требленного товара общая (суммарная) полезность возрастает, но прирост полезности (незаштрихованные прямоугольники) с каждой новой порцией товара сокращается, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно разделить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграм­мы, а как непрерывная выпуклая линия.

На рисунке б в виде прямоугольников отложена только предельная по­лезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.

Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полез­ности зависит от количества данного товара и степени потребности в нем. Вместе с тем, у человека существует множество потребностей, которые характеризуются различной степенью интенсивности. Хотя оценка интен­сивности потребности субъективна, но можно и объективно отделить пер­вичные, неотложные потребности от менее насущных потребностей. Во всяком случае, ясно, что каждый человек располагает свои потребности, а, следовательно, и свой спрос на рынке в соответствии с определенной шка­лой, на которой первые места занимают самые неотложные потребности, за ними располагаются остальные.

Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получае­мую полезность, т.е. мы рассматриваем поведе­ние «рационального максимизатора». При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце кон­цов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы. Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины. Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим пре­дельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются про­порциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, на­пример, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины. Это условие равновесия потребителя может быть выражено следую­щим образом:

 

где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.

Что считать измери­телем, т. е. в каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предель­ные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В за­висимости от ответа на эти вопросы сторонники теории предельной полез­ности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов.

Кардиналисты были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности (У.Джевонс, А.Маршалл, Д.Робертсон и др.). Однако эти поис­ки не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались де­нежные оценки полезности.

Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход (В.Парето, Дж.Хикс и др.). Так, В.Парето высказал идею о том, что вместо абсо­лютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних ком­бинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, которые широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связан­ных с проблемой выбора. Свойства кривой безразличия: 1. имеет отрицательный наклон и вогнута к началу координат; 2. множество кривых безразличий в одной системе координат называется «картой кривых безразличий»; 3. кривые безразличия никогда не пересекаются, т.е. они параллельны; 4. предпочтительнее та кривая безразличия, которая лежит выше и правее.

Итак, обратимся к проблеме оптимизации потребления с точки зрения ординалистского подхода. Равновесие потребителя может быть показано графически с помощью вышеназванных кривых безразличия. Возьмем потребителя, располагающе­го фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на по­требление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (на­пример, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара В и т. д.). Отказ от одного из товаров компенсиру­ется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинаци­ям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен. Если эти комбинации покажем гра­фически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. ниже).

 

 

 

Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он полу­чит. Кривая U2 - это лишь одна из бес­численного множества возможных кри­вых.

Если возьмем более высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рисунке пунктир­ной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В: кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потреб­ностей. Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух раз­личных товаров называется картой безразличия.

Обратим внимание, что кривые безразличия имеют выпуклую к началу координат форму. Чем это объясняется? Движение вдоль кривой безразли­чия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого ко­личества товара В для получения дополнительного количества товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми. Количе­ство одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы полу­чить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на дан­ном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма за­мещения может быть представлена как отношение: MRS = ∆В / ∆А. На рисунке ниже показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную единицу (∆А) (движение от точки К к точке N) количество товара В, от которого потребитель готов отказаться (∆В), сокращается, т. е. предельная норма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицит­ным становится товар А, тем меньшим количеством товара В мы готовы по­жертвовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными слова­ми, рост количества товара А приводит к уменьшению его предельной по­лезности, а сокращение количества товара В - к возрастанию его предель­ной полезности. Наклон кривой безразличия в каждой ее точке определя­ется предельной нормой замещения (MRS), умноженной на — 1.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3.Поведение потребителя в рыночной экономике | Товар А
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.