Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар А

Кривые безразличия могут иметь самую различную форму, в зависимости от предпочтений потребителя. На рисунке ниже потребитель имеет дело с товарами, кото­рые не отличаются совер­шенной взаимозаменяемос­тью. Но если в качестве примера взять товары - со­вершенные субституты (полностью взаимозаменяе­мые товары), то кривая без­различия будет иметь ли­нейный вид, как это показа­но на рис. а.

 

Газированная вода Электронные часы

 

 

Негазированная вода Батарейки

 

а) совершенные субституты б) совершенные комплементы

 

Чем же объясняется такая конфигурация? Допустим, потребителю нра­вится минеральная вода, но у него совершенно одинаковые предпочтения по отношению к газированной и негазированной воде. В таком случае он готов пожертвовать 1 единицей газированной воды, увеличив на 1 единицу потребление негазированной воды. Наклон кривой безразличия, имеющей линейный вид, в таком случае в любой ее точке везде будет равен -1. В случае же товаров - совершенных комплементов (рис. б) потребитель сталкивается с ситуацией, когда товары могут потребляться лишь в строго постоянной пропорции. Например, электронные часы и батарейка к ним. Электронные часы без батарейки не могут использоваться. Увеличение электронных часов до 2 единиц при 1 батарейке никак не отражается на увеличении благосостояния потребителя. То же самое можно сказать и про увеличение батареек до 2 единиц при 1 единице часов. Запас батареек, как может показаться некоторым читателям, никак не увеличивает благососто­яния потребителя: ведь вставить в часы можно лишь одну батарейку. Кри­вая безразличия в таком случае будет иметь I-образный вид.

Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный денежный доход. Пусть он тратит 6 руб. в день, причем товар А стоит 1,5 руб., а товар В - 1 руб. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно купить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 руб. На рис. ниже прямая линия KL - это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия (бюджетное ограничение). Уравнение бюджетной линии можно вывести из уравнения дохода:

I = Px∙Qx + Py∙Qy

 

где I – доход покупателя, Px – цена товара X, Py – цена товара Y, Qx – количество приобретаемого товара X, Qy – количество приобретаемого товара Y. Выносим Qy в левую часть тождества и получаем уравнение бюджетной линии:

 

Qy =

 

Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. ниже). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наи­большую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Два подхода к измерению полезности: кардинализм и ординализм | Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.