КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функционирования, типы, формы, функции культуры
Понятие культуры, закономерности развития и Культурологические школы и концепции Функционирования, типы, формы, функции культуры Понятие культуры, закономерности развития и Лекция 1 Культура как система: понятие, законы, типы, функции 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
В сфере научного знания трудно найти более широкую гамму интерпретации термина, с какой мы встречаемся в осмыслении понятия «культура». В Древнем Риме термин «культура» впервые применён Цицероном, который считал своей главной жизненной целью философское просвещение римлян. В целом же под культурой подразумевается целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу: обработка земли, возделывание почвы. Поэтому в древнеримской традиции термин употребляется не самостоятельно, а в сочетании с другими словами: культура ума, культура речи, культура души, культура почвы, культура растений. Однако в Древней Греции применяется термин, родственный слову «культура», обозначающий культурные начала в человеке – «пайдейе», «калокагатия». Воспитанность и образованность человека древние греки определяли как «пайдейе», а гармоничное сочетание физической красоты и душевного величия как «калокагатия». Отсутствие культуры ассоциировалось в представлениях греков с невежеством и дикостью. В поздней античности слово стало обозначать общественную и религиозную деятельность в образовании, воспитании, в развитии искусства и науки. С течением времени слово «культура» постепенно приобретает религиозное значение – культ (поклонение, почитание). Европейское средневековье содержательно наполнило термин «культура» степенью религиозности личности, а эпоха Возрождения подразумевала под культурой состояние души, воплощающее гуманистический идеал. Статус самостоятельного понятия термин обретает в XVIII в. в европейской науке. Немецкий просветитель С.Пуфендорф интерпретирует культуру многопланово как жизненные блага и ценности, достижения в совершенствовании человеческого духа, развитие общества и языка. Я.Аделунг рассматривает понятие культуры для обозначения изменений, которые происходят при переходе от животного, природного состояния предков человека к общественной жизни. Подобное понимание смысла культуры утверждается в учении И.Г. Гердера. В русской научной традиции понятие «культура» появляется в середине XIX в.: культура связывается с преобразованием объекта и выступает критерием нравственного поведения человека и его интеллектуальных способностей. В «Толковом словаре…» В.И.Даля «культура» означает обработку и возделывание, а также образование, умственное и нравственное совершенство, а «культурный» выражает качество – образованный, цивилизованный. Многообразные подходы к понятию «культура» не исключают определение культуры как сложной, открытой, самоорганизующейся системы. Культура охватывает все взаимодействия людей, человека с самим собой, с природой и обществом. Её внутреннее качество, свойственная ей уникальная сущность предполагает диалог, стимулирует творчество, познание, понимание. Культура определяет смысл человеческого существования, она не может исключить внутренние противоречия, непредсказуемость. Эти противоречия (например, противоречия между традицией и инновациями в культуре) составляют сущность культуры, одновременно являясь источником ее развития. Таким образом, культуру следует представлять как сложную, многоуровневую систему, которой свойственны определенные закономерности развития и функционирования. Выделим следующие группы закономерностей: · преемственность в развитии культуры; · самобытность и уникальность культур; · единство и разнообразие культур; · прерывность и непрерывность в развитии культуры; · взаимодействие и сотрудничество различных, нередко противоречивых культур. Важнейшей социальной закономерностью является возрастающая роль культуры в общественном развитии. Культуру принято подразделять по ее носителю: мировая, национальная, профессиональная, молодежная, городская, сельская и т.п. Культура как совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества, называется доминирующей. Противостоящая доминирующей культуре носит название контркультуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каково ее место в социуме, различают формы культуры: · элитарную; · народную; · массовую. В настоящее время существует целый ряд оснований для типологического описания культуры, состоящей из различных культур, выявления определенных исторических периодов развития конкретной культуры и ее классификации. Историческая типология культуры позволяет определить диахроничность культуры, то есть соотнести ее с мировым историческим процессом, и синхроничность культуры, когда можно выявить внутреннее содержание материальной и духовной культуры. Существуют также специфические основания для типологии культуры по вероисповедному принципу: индо-буддийский, конфуцианско-даосистский, христианский, исламский типы культуры. В культурологии основанием для типологии выступают социобиологические признаки, в связи с этим исследуются: матриархат и патриархат; детская, молодежная, культура пожилого возраста; мужское и женское начало в культуре. Мир культуры является результатом многообразных видов деятельности людей. Следовательно, через овладение культурой в процессе передачи ее от поколения к поколению происходит приобщение человека к социуму, его ценностям, накопленному опыту. Выше была выделена одна из важнейших социальных закономерностей – возрастание роли культуры. Подчеркнем, что эта роль определяет и главную функцию культуры – гуманистическую или человеко-творческую. Множество других функций связаны с ней. Функцией исторической преемственности называют функцию трансляции (информационную). Лишь культура обладает уникальным механизмом, который позволяет обществу сохранить и развить накопленный опыт. Этот механизм выражает себя в традиции. Другая ведущая функция культуры – познавательная (гносеологическая). Культуру невозможно представить в отрыве от нормативной системы, следовательно регулятивная (нормативная) функция культуры опирается на мораль и право. Окружающий нас мир культуры, созданный человеком, - это мир знаков, символов. Постичь культуру значит понять, разгадать соответствующую знаковую систему. Ею выступает язык, музыка, наука. Тем самым культуре присуща еще одна важнейшая функция - знаковая (семиотическая). Культуру как целостность невозможно представить вне ценностных оценок. Являясь системой определенных ценностей, культура содержит в себе ценностную (аксиологическую) функцию. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение культуры. 2. Назовите основные подходы к определению культуры. 3. Сформулируйте основные закономерности, присущие культуре как системе. 4. Назовите известные вам формы культуры, дайте определение каждой из них. 5. Какие типологии культуры вам известны? 6. Назовите основные функции культуры.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |