Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологические школы и концепции

История культурологических учений имеет давнюю традицию в науке. Научные основы теории культуры были заложены немецким философом И.Г.Гердером (1744-1803), для которого вопросы культуры были подчинены решению проблемы формирования личности и осмыслению отношения человека и общества. Гердер рассматривал культуру как средство сплочения людей в единый социальный организм. Пытаясь понять социальную роль культуры, Гердер пришел к выводу о противоречивом характере ее воздействия на общество: создавая людям комфортные условия жизни, культура не стимулирует развитие людей, в то время как суровая природа, не одаривая людей сладкими яствами, дает им кубок здоровья. Таким образом, важнейшим моментом в учении просветителя явилась мысль о том, что культура выступает средством взаимосвязи человека и общества и исторической ступенью совершенствования человечества.

Концепция Гердера, разработанная им более двухсот лет назад, пронизана идеями гуманизма, просвещения, исторического оптимизма и равноценности культур всех народов.

Понимание культуры как социального феномена нашло яркое выражение в учении одного из самых крупных социологов XX столетия Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). П.А.Сорокин считал, что без культуры общество превратилось бы в совокупность биологических организмов. Общество в концепции Сорокина трактуется как надбиологическое взаимодействие людей, где средством их связи выступает культура, создателем и носителем которой является человек. Основой культуры любого общества, ее сущностью являются ценности, значения, нормы, символы. Сорокин ввел понятие «культурного менталитета» или «менталитета культуры», которым он обозначил ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. В зависимости от того, какие ценности доминируют в обществе, Сорокин выделяет три типа культур:

· идеациональный

· чувственный

· идеалистический

К первому типу (идеациональная культура) Сорокин относит культуру брахманской Индии, буддистскую и ламаистскую, греческую культуру с VIII по конец VI в. до н.э., культуру европейского Средневековья. Здесь главная ценность, которая связывает все сферы культуры, - ценности религии.

Начиная с XVI в. в Европе (а также искусство периода Среднего и Нового царства в Египте, крито-микенская и греко-римская цивилизация с III по IV в. до н. э., Европа до конца XIX в.) становится доминирующим второй тип – чувственная (сенситивная) культура. Чистая и возвышенная духовность уступает место удовлетворению потребностей материально-практического характера. Девизами чувственной культуры становятся призывы к наслаждениям, удовольствиям, пользе: «Лови мгновение», «Ешь, пей и веселись», «Вино, женщины и песни», «Рай немедленно! Здесь и сейчас!». Реальность в целом рассматривается как источник чувственных наслаждений, удовлетворение которых приводит к повседневному комфорту и богатству. Общество признает только ценности настоящего момента («ухвати сегодняшний поцелуй», «быстро обогащайся», «цени популярность») и, в конце концов, теряя вечные ценности, погружается в моральный, интеллектуальный, культурный хаос.

Третий тип сочетает в себе черты первого и второго типа, ориентирован на позитивные ценности, высокие нравственные идеалы, однако в нем обнаруживаются черты псевдоидеационального менталитета: пассивное ожидание перемен, унылость, отсутствие свободного выбора, подавление инициативы государственной волей.

Типология культуры, разработанная П.А.Сорокиным, позволяет понять динамику социокультурного развития, различить время «заката» и «возрождения» культуры, которая находится в состоянии кризиса.

Еще более оптимистичные взгляды на культуру выражены П.Сорокиным в понятии совершенствования человеческих отношений через феномен любви. Это новый подход к понятию культуры, который позволяет ей не просто выжить самой, но и спасти человека и мир, благодаря любви.

В проблеме о происхождении культуры, как было отмечено, сформировалось несколько концепций. В соответствии с трудовой концепцией (Ф.Энгельс, К.Маркс) культура возникла в силу того, что человек начал целенаправленно трудиться. Способность к целенаправленному труду и к согласовыванию своих действий с другими людьми отличает человека от животного. Появление языка – это результат согласованных действий. Разделение и рациональная организация труда позволили человеку не только удовлетворить первичные нужды, но и обеспечили условия для возникновения элементарных форм искусства.

Эволюционная концепция (Дарвин, Тайлор, Морган, Спенсер, Лоренц, Поппер) объясняет возникновение культуры, исходя из процессов эволюции человека как биологического вида. На основании этого можно сделать вывод о том, что современный человек отличается от древнейшего человека более обширным опытом предшествующих поколений. Идеи эволюционистов и их исследования в биологии, этнографии, антропологии продемонстрировали зависимость современности от истории культуры. Вывод эволюционистов подтверждал всеобщность культурных форм человечества, что говорило о равноправности и равноценности культур. Эволюция религии, эволюция семьи, эволюция собственности, эволюция морали и права, - вот те основные пути развития, которыми проходят все культуры мира.

По-прежнему актуально звучит данное Эдвардом Тайлором определение культуры как комплекса, включающего знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Идеи принципиальной возможности линейного прогрессивного развития по европейскому пути опровергаются в концепции культурно-исторической типологии (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби), в основе которой лежит принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. Н.Я.Данилевский (1822-1885) впервые обосновал идею существования культурно-исторических типов (10) и законы (5) их движения и развития, предостерегал об опасности вестернизации культуры, утраты российских национальных корней и истоков.

Историю как чередование культур представлял немецкий историк культуры О.Шпенглер (1880-1936). В истории человечества он выделяет 8 типов культур, каждая из которых имеет свою логику развития, а завершающей стадией ее развития определил цивилизацию.

Осмысливал развитие человечества в духе круговорота цивилизаций и английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975). Его культурологическая концепция основана на постижении смысла истории, в ней опровергнут европоцентризм, выделены 21 цивилизация, утверждена идея общечеловеческого единства и многообразия. Тойнби считал, что история совершается под знаком религиозных систем, а культура предстает как творение Бога.

Символическая концепция (Кассирер, Юнг, Хайдеггер, Лотман) исходит из того, что человек обладает способностью оперировать знаками, символами, а язык представляет собой первый культурный феномен, роль которого непревзойденна в передачи накопленного опыта. Вся система межличностных отношений находит проявление в определенных культурных формах: приветствия, улыбка, мимика, жесты, подарки и пр. – все это является проявлением культуры, выраженной в знаковой форме. По мнению Э.Кассирера, культура – символическая вселенная, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Культура – это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать идеальный мир, а язык, религия, искусство, наука, философия выступают как фазы этого процесса. Складывается «классическая модель культуры» с ее ориентациями на гуманизм, историзм, рационализм.

М.Бубером культура воспринимается как совокупность смысловых категорий, которые постигаются человеком и одновременно присваиваются бытию самим человеком.

В науке имеет достаточно широкое применение и психосексуальная концепция (Фрейд), связывающая культуру с биологическим началом человека и определяющая ее сущность через реализацию его биологических потребностей. З.Фрейд (1856-1939) в целом трактует культуру как результат сублимации полового инстинкта человека.

Существует и множество иных подходов в осмыслении сущности культуры (информационный, социологический, экоантропологический, религиозный, деятельностный, игровой, психоаналитический, этнический, географический и др.). Современный подход к культуре, как нам представляется, может и должен сочетать в себе различные культурологические концепции. Такой синтезированный путь избавит студента, а в будущем специалиста, от нацелено онтологического или социологического акцентов, поставит человека на путь личностного отношения к культуре, обществу, поможет ему впитать всю гамму переживаний и опыта прошлого (прошлых культур) и настоящего (существующих культур), воспринять будущее культуры, как зависящее лично от себя.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте культурологические концепции: И.Гердера, П.Сорокина, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Э.Кассирера, К.Юнга, Ю.Лотмана, М.Бубера, З.Фрейда, Э.Тайлора, Ч.Дарвина, К.Маркса.

2. Перечислите известные вам подходы в осмыслении сущности культуры.

3. Дайте характеристику каждого из трех, выделенных П.Сорокиным, типов культур: идеационального, чувственного, идеалистического.

4. Как трактует П.Сорокин функцию любви в контексте культуры?

5. Питирим Сорокин в книге «Человек. Цивилизация. Общество» приводит следующие данные о соотношении светских и религиозных произведений в живописи и скульптуре западноевропейского средневековья (по векам):

  До X в. X-XI в. XII-XIII в.
Религиозные 81,9 94,7 97,0
Светские 18,1 5,3 3,0
В целом      
  XIV-XV в. XVI в. XVII в.
Религиозные 85,0 64,7 50,2
Светские 15,0 35,3 49,2
В целом      
  XVIII в. XIX в. XX в.
Религиозные 24,1 10,0 3,9
Светские 75,9 90,0 96,1
В целом      

 

a. Выявите общую тенденцию в развитии религиозного и светского содержания. Какая из них начинает преобладать со временем? Почему?

b. В какие века было особенно сильное преобладание религиозного содержания? С чем это было связано?

c. Приведите конкретные примеры, подтверждающие ваши выводы.

d. Составьте собственные вопросы к содержанию данной таблицы.

e. Озаглавьте таблицу.

 

1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Как и слово «культура» слово «цивилизация» вошло в широкий научный оборот в XIX в.. Часто эти слова употребляются как синонимы, однако словом «цивилизация» обозначают чаще те качества культуры, которые необязательно ассоциируются с духовным ее содержанием.

Определенное разграничение и противопоставление понятий осуществил И.Кант (1724-1804), а в XX веке Освальд Шпенглер, который считал цивилизацию той высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. По мнению Шпенглера, цивилизация является неизбежной судьбой каждой культуры. Прибегая к метафоре, он оценивал культуру как «живое тело души», а цивилизацию – как «ее мумию».

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», обозначающего «жителей города», или «граждан». До нашего времени это значение сохранилось в слове цивильный, по-прежнему подразумевающем (в западных языках) качества, подобающие гражданину, - учтивость, любезность, привычность к городской среде. Однако этимология слова и его раннее употребление отличаются от тех значений и смысла, которые оно приобрело впоследствии.

Существует точка зрения, согласно которой культура и цивилизация выступают синонимами и понимание цивилизации очень близко пониманию культуры как способа жизни людей в отличие от жизни других организмов. Так, Э.Тайлор писал: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». В данном определении культура и цивилизация отождествлены.

Однако уже во II веке нашей эры римский историк К.Тацит выделил три основных признака, отличающих римскую культуру от культуры других народов:

· материальное изобилие

· государственность

· письменность

Перечисленные признаки стали исходными для последующих исследований цивилизации как особой социальной организации людей. Соответственно в науке сформировались подходы к понятию цивилизации, среди которых выделим наиболее утвердившиеся в теории:

· цивилизация – это этап культурно-исторического процесса («линейный» подход к цивилизации и культуре)

· цивилизация – это локально-исторический тип культуры («локально-исторический подход»)

· цивилизация – это развитие общества в определенной природной среде (географический подход к цивилизации и культуре)

Цивилизацию можно определить как социальную организацию общественной жизни, охватывающей длительный период существования и основанной на единой ментальности и культуре. Ментальность же следует понимать как присущую индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления, чувственно-эмоциональных реакций на действительность, психологических установок, сложившуюся под влиянием определенных географических условий и социальных факторов.

Реальные связи между культурой и цивилизацией выступают в следующих формах: генетическая, структурно-функциональная, дисфункциональная.

В изучении культуры, как и цивилизаций в отечественной культурологии (в теории цивилизаций) следует подчеркнуть значение философско-исторического анализа теории цивилизаций, предпринятого Б.С.Ерасовым. Хрестоматия русского философа, востоковеда Б.С.Ерасова (1932-2001) «Сравнительное изучение цивилизаций» (1998) стала одним из самых популярных изданий по цивилизационной теории в современной России. При всем разнообразии определений цивилизации выделим данное Б.С.Ерасовым: «Цивилизация – организм поддержания длительной преемственности между прошлым, настоящим и будущим, что и сформировало всемирную историю как протяженность социокультурного бытия, в котором общество и человек получают возможность избежать напрасной траты кратковременного бытия и направить свою деятельность на приумножение и сохранение духовного или материального достояния. Однако проблемность процесса преемственности состоит в том, что сохранение накопленных материальных и духовных богатств должно идти наряду с процессами обновления и изменения. Сложное взаимодействие процессов изменения и сохранения и обеспечивает динамику развития цивилизаций».

Актуальными представляются выводы Б.С.Ерасова о специфике и динамике цивилизационного устроения российского общества, хаосе и криминале как постцивилизационном состоянии, цивилизационных аспектов модернизации.

Таким образом, цивилизация является макромасштабной социокультурной общностью, имеющей свои принципы организации и динамику и соотносящуюся с государством, религией, культурой.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение цивилизации.

2. Назовите основные подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация».

3. Как понимал цивилизацию Э.Тайлор?

4. Какие подходы к понятию «цивилизация» утвердились в теории?

5. Назовите формы связей между культурой и цивилизацией.

6. Как характеризует цивилизацию О.Шпенглер?

7. Как понимает цивилизацию и какое ей дает определение Б.С.Ерасов?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функционирования, типы, формы, функции культуры | Миф и символ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.