Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система

Европейская культура XX века

В XX в. научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине столетия возникло массовое (поточное) производство, которое заполнило прилавки магазинов так называемым ширпотребом — предметами широкого потребления, которые отличались невысоким качеством и низкими, доступными всем ценами. Началась широкомасштабная стандартизация производства и потребле­ния, вкусы и предпочтения людей все больше дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовый автомобиль, массовое сознание, наконец, массовая культура.

Общими тенденциями развития мировой культуры являются:

· возникновение и постоянное усложнение культурно-технического развития или научно-технического прогресса;

· формирование информационного общества и информационной культуры;

· медленное, но неуклонное усиление гуманизации общества;

· появление модернистских направлений в искусстве;

· возникновение массовой (популярной) культуры;

· возрастание влияния религий на мировоззрение людей и их практическую деятельность;

· возникновение и обострение глобальных проблем.

Модернизм искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX в., выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX вв. и провозгласивших новые подходы и цен­ности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, да­даизм, сюрреализм — таков далеко не полный список направлений художественного поиска в начале XX в.

В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» (от фр. moderne — новейший, современный, ар нуво, югендстиль) - стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представи­тели «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X.Ван дер Велде в Бельгии, И.Олъбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ч.Р.Макинтош в Шотландии, Ф.О.Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобритании - стилем «мо­дерн», в Испании - модернизмом, в Бельгии - стилем Велде, в Австрии - сецессионом, в Германии - югендстилем. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизован­ный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использо­вался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя таким образом процветание и могущество торговли.

Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) — собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн». У этого термина в отличие от модернизма одно значение.

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, т. е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушитель­ной деформации оказался знаменем нового века.

Первую треть XX в. называют периодом художественной революции. Одну из них произвело появление фовизма (от фр./auve - дикий). Иро­ничное прозвище «дикие» критика дала молодым живописцам, чьи кар­тины, в несколько агрессивной цветовой гамме, были выставлены в па­рижском Осеннем салоне в 1905 г. Новое течение во французской живописи просуществовало недолго - с 1905 по 1907 г. Оно объединило в своих рядах достаточно крупных мастеров, А.Матисса, А.Марке, Ж.Руо, А.Дерена, Р.Дюфи, М.Вламинка. Пронзительные цвета, притяги­вающие этих художников, отталкивали одних и, напротив, привлекали других, вызвав волну подражаний.

Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), просуществовавший дольше фовизма (1-я четверть XX в.), возник, как и фовизм, в 1905 г., но охватил и литературу, и изобразительное искусство. Наибо­лее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии (писатели Г.Кайзер, и В.Газенклевер в Германии, Ф.Верфелъ в Австрии, художники Э.Нолъде, Ф.Марк, П.Клее в Германии, О.Кокошка в Австрии, австрий­ские композиторы А.Шенберг, А.Берг, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р.Вине, П.Лени). Единственной реальностью экспрессио­низм провозгласил субъективный мир человека, выражение которого ста­ло главной целью искусства. Экспрессионизм стремился передать напря­женность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррацио­нальность образов. К экспрессионизму стали впоследствии относить несколько художественных группировок.

Первой была основанная в Дрездене художником Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880-1938) группа «Мост». Он создавал произведения, где динамичное, «пульсирующее» пространство сочетается с резкими, нервными контрастами цвета. В кругу экспрессионистов были часты ре­лигиозные настроения, граничащие с мистикой. В картине Эмиля Ноль-де (1867-1956) «Поклонение волхвов» огрубленные формы, чудовищ­ные лица, налет чертовщины, следование цветовой символике (синий - цвет бесконечности) возникли из увлечения художника работами сред­невековых мастеров.

Вторая группа - «Синий всадник» возникла в 1911 г. в Мюнхене и просуществовала до 1914 г. Ее главой считают художника Франца Марка (1880-1916), погибшего в начале первой мировой войны. Его ди­намичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, настроения тревоги («Судьба животных», 1913). Члены «Синего всадника» (Ф.Марк, В.Кандинский, П.Клее, А.Маккё) разрабатывали проблемы живописно-декоративной и чисто колористической выразительности, тяготели к абстрактным ком­позициям.

Одним из направлений, явившимся своеобразной реакцией на фовизм (наряду с экспрессионизмом), стал кубизм (фр. cubisme, от cube - куб), возникший во Франции в 1906 году. Термин «кубизм» был впервые использован в 1911г. Его родоначальниками явились Жорж Брак (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973). Это авангардистское течение (П.Пикассо, Ж.Брак, X.Грис, Ф.Пикабиа, М.Дюшан, Р.Делоне, Ф.Леже и др.) выдвинуло на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма - макси­мально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных то­чек зрения. Кубизм знаменовал радикальный поворот от описания реальности к ее полному пересозданию, геометрические формы призва­ны были обнажить некие изначальные «прототипы» человеческих фи­гур, вещей и мира природы.

Первая стадия кубизма (1907-1913) получила название «аналитической». В этот период изображения кубистов дробятся на мелкие плоско­сти, объемность вообще не принимается в расчет, а объем существует как бы параллельно плоскости изображения. В 1907 г. Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» - большое панно, изображающее сцену в борделе: розовые фигуры персонажей геометризированы, лица написа­ны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпто­ров. Вызывающе грубая, с нарочито деформированными фигурами, «Авиньонские девицы» произвела сенсацию, поощрив других художников к более смелым экспериментам. Эта картина радикально изменила ход истории искусства XX в. В 1912 г. появился коллаж, оказавший боль­шое влияние на развитие всей живописи XX в. Коллаж позволял строить композицию совершенно произвольно.

С 1913 г. начинается «синтетическая» стадия, когда появляется большее внимание к цвету, преобладают натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. В «синтетический» период появляется стремление к более гармоничным цветам и уравновешенным композициям.

Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дожили до полной абстракции, сохранив, хотя и слабую, связь между живописным изо­бражением и реальными объектами. Их новации довели до логического завершения другие художники — Василий Кандинский (1866-1944), Казимир Малевич (1878-1935) и Питер Мондриан (1872-1944). Язык их живописи становится совершенно беспредметным.

Благодаря творчеству русских художников в мировой культуре появился новый вид — абстрактное искусство. Его называют беспредметным и нефигуративным. Сложилось несколько его вариантов: геометри­ческая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920-х годов, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т.Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилей», участ­ников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифу­ги») отрицание традиционной культуры, культивировал эстетику урба­низма и машинной индустрии. В первом «Манифесте футуризма» (1909) Маринетти заявлял, что мчащийся автомобиль производит на него гораздо большее впечатление, чем любая классическая скульптура вроде Ники Самофракийской. Культ машины действительно стал симво­лом итальянских художников. Современная техника, ее динамизм и экспрессия, по мнению художников, бросали вызов образцам и идеалам прошлого. Переняв приемы, отработанные кубистами, художники-фу­туристы воспевали в своих картинах и скульптурах динамику и грохот современного индустриального города. Футуристы заложили основу возникновения дадаизма, а их художественная программа перекликалась и с экспериментами русских авангардистов.

Дадаизм (фр. dadaisme, от dada - конек, деревянная лошадка; дет­ский лепет), как и футуризм, представляет авангардистское литера­турно-художественное течение в 1916-1922 гг. Дадаизм, сложившийся в Швейцарии (А.Бретон, Т.Тцара, Р.Гюлъзенбек, М.Янко, М.Дюшан, Ф.Пикабия, М.Эрнст, Ж.Арп), выразил себя в скандальных выходках - заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предме­тов. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское тече­ние, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Само название «дада» не имело никакого смысла. Дадаист-писатель про­низывал свои не поддающиеся пониманию песни криками и рыданиями. Поэт-дадаист «писал» стихи, вырезая слова из газет, перемешивая их, а затем вытаскивая из общей кучи не глядя.

После окончания войны многие дадаисты покинули Цюрих. Одни уе­хали во Францию, другие в Германию. В Кельне Макс Эрнст организовал выставку, попасть на которую можно было, лишь пройдя через обще­ственный туалет (1920). Анархичное и спонтанное по своей сути, течение дадаизма утверждало бессмысленность и бесполезность войны. В 20-е годы дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экс­прессионизмом.

Сюрреализм (от фр. surrealisme, букв. - сверхреализм) - одно из ведущих направлений в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 20-х годах, развивая дадаизм. С 30-х годов (художники С.Дали, П.Блум, И.Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

Под влиянием идей французского писателя Андре Бретона (1896-1966) внутри группы парижских дадаистов позднее сформировалось новое художественное течение - сюрреализм. В «Манифесте сюрреализма» А.Бретон (1924) утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом. Бретон признает, что многим обязан не только Фрейду и его толкованию сновидений, но и графу Лотреамону, который еще в прошлом веке писал, что «красота - это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе». Эта фраза стала девизом сюрреалистов.

Творчество одного из самых ярких представителей сюрреализма испанского живописца Сальвадора Дали (1904-1989) отмечено безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения. В своих картинах - «Постоянство памяти» (1931), «Пылающий жираф» (1935), «Предчувствие гражданской войны в Испании» (1936), «Осенний каннибализм» (1936), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944), «Атомная Леда» (1947) и др. - Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т.п. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод «паранойи»), дать тотальное описание безумия.

Бельгийский художник Рене Магрит (1898-1967), один из крупнейших представителей сюрреализма, в своих картинах нарочито разрушает пропорции, подобно Дали, совмещает несовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку - например, русалка изображена у него как существо с ногами человека и телом рыбы. Его оригинальность проявляется в смеси «черного юмора» и традиционного видения предметов.

Другие художники - X.Миро и И.Танги - экспериментируют с техникой автоматического письма, посредством которого подсознание непосредственно выражает себя на бумаге, или создают фантастические биоморфные формы, иногда довольно пугающие. Испанский живописец, скульптор, график Хуан Миро (1893-1983) с особенной утонченностью имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам («Женщина и птица в лунном свете», 1949). Французский художник-самоучка Ив Танги (1900-1955) завоевал известность своими фантастическими пейзажами, где реальные мотивы океанских далей и берегов сочетаются с миром странных существ и форм, подобных ожившей морской гальке. Произведения Танги представлены в большинстве крупных музеев современного искусства.

Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию не сопоставима с литературой XIX в., где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная ли­тература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература про­шлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохра­няет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX в.: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написав­ший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фау­стус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX в., Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музы­канта, и др.

В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П.Элюар (1895-1952) и Л.Арагон (1897-1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле «модерн» была не поэзия, а проза романы М.Пруста («В поисках утраченного вре­мени»), Дж.Джойса («Улисс»), Ф.Кафки («Замок»). Эти романы яви­лись ответом на события первой мировой войны, породившей поколе­ние, получившее в литературе название «потерянное». В них анализиру­ются духовные, психические, патологические проявления человека.

Работа «В поисках утраченного времени» (в 14 томах) Марселя Пруста (1871-1922) представляет собой цикл романов и служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время — людей, тончайшие перели­вы чувств и настроений, вещный мир, — писатель насыщает повествова­тельную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста — изображение внутренней жиз­ни человека как «потока сознания» — имел большое значение для многих писателей XX в.

Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймс Джойс (1882-1941) открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологи­ческие и другие измерения.

Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883- 1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX в. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира.

Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875-1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX в. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.

Европейская художественная литература после второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской пре­мии Альбер Камю (1913-1960) и Жан Поль Сартр (1905-1980) ставят проблемы человеческого существования, такие как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942) А.Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внут­ренне опустошенного героя. В романе «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio - шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по по­воду сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что выс­шее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бы­тия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.

Большое влияние на мировую культуру XX столетия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976), являющий­ся одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Он развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого про­тивопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира по­вседневности. Экзистенциализм в интеллектуальной культуре XX в. выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII-XIX вв. классическая немец­кая философия. Она определила фундаментальные ценности и теорети­ческий горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в лите­ратуре и отчасти в музыке. Как самостоятельное философское направ­ление экзистенциализм возник в начале XX в. в России, после первой мировой войны в Германии, в период второй мировой войны во Фран­ции, и после войны в других странах. Его идейные истоки обнаружива­ются в учении Кьеркегора, «философии жизни» и феноменологии. Специалисты различают религиозный экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Л.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А.Камю). Центральное понятие - экзи­стенция - (человеческое существование) проявляет себя через заботу, страх, решимость, совесть в «пограничных ситуациях» (борьба, страдание, смерть). Постигая сущность своего существования, человек обре­тает подлинную свободу, которая заключается в выборе самого себя и сознательном принятии ответственности за все происходящее в мире.

Во второй половине XX в. европейская литература не ограничивается рамками одного или двух ведущих течений. Она становится в тема­тическом и жанровом отношении более разнообразной: реалистический роман, психологическая драма, романтика, ирония, детектив, фантасти­ка и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет речь отдельно, и формируется эстетика постмодер­низма. Постмодернизм, который принципиально отвергает все и всяче­ские «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, «открытое ис­кусство», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новы­ми стилями.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните общий смысл понятий: «модерн», авангардизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм.

2. Каковы характерные черты культуры XX века?

3. Объясните термин «массовая культура».

4. Что включает в себя понятие «модернизм» в широком и узком значении слова?

5. Какие стилевые особенности отличают модерн?

6. В чем заключается радикализм авангардизма?

7. Охарактеризуйте творчество одного из членов группы «Синий всадник» (В.Кандинский).

8. Объясните, почему композиция П.Пикассо «Авиньонские девицы» является знаковой в истории искусства XX века.

9. Охарактеризуйте течение дадаизма.

10. Подготовьте доклад о творчестве одного из представителей сюрреализма (С.Дали, П.Блум, И.Танги, Р.Магрит, Х.Миро).

11. Охарактеризуйте творчество одного из представителей литературного модернизма (П.Элюар, Л.Арагон, М.Пруст, Дж.Джойс, Ф.Кафка, Р.М.Рильке, А.Камю, Ж.П.Сартр).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 9. Классицизм, романтизм, реализм | Периодизация отечественной культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.