Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные модели человека в экономических теориях

Тема 4.1. Основные модели человека в экономических теориях.

4.1.1.«Компетентный эгоист», «Рациональный гедонист», «Общественное существо», «Рациональный максимизатор» («Человек-оптимизатор»), «Стратегический человек», «Человек предпочитающий».

4.1.2.Аксиомы экономической теории поведения потребителей и производителей (для самостоятельного изучения).

Тема 4.2. Теории мотивации.

4.2.1. Содержательные теории мотивации А. Маслоу, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга, К. Альдерфера.

4.2.2.Процессуальные теории мотивации В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория процедурной корректности, теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера.

Раздел 4. Теории поведения человека в организации

Полная формула поведения будет выглядеть так:

П = f (I, X, Е),

где I – природные свойства индивида, X – особенности характера, Е – окружающая среда.

 

В «чистом виде» теорий поведения человека в организациях пока не создано, как и теорий поведения вообще, в том числе и социального поведения. Но в зарубежной психологии есть несколько десятков теорий личности, которые в определённой степени можно считать частными теориями поведения; есть экономические теории, описывающие поведение экономических субъектов в различных ситуациях (см., например, книги Автономова В. С. []).

Одной из первых теорий поведения можно считать теорию Адама Смита, основателя политической экономии. В 1776 году в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он представил образ (модель) «экономического человека».

«Творчество А. Смита для экономики сопоставимо, как говорится, с изобретением колеса».

А. Смит раскрыл ту простую истину, что, преследуя цель получения прибыли, предприниматель, «вернее служит интересам потребителей, чем если бы сознательно стремился служить им». «Ведь именно погоня за прибылью заставляет расширять производство, повышать качество при минимизации затрат, быстрее реагировать на перемены, конъюнктуры, принимать самостоятельные решения».

«Великое открытие XIX века – рождение теории предельной полезности – явилось, пожалуй, самым очевидным и плодотворным результатом сотрудничества экономики и психологии».

«Экономическая теория развивается в сотрудничестве с психологией. Образцом подобного взаимодействия наук служит созданная сто лет назад субъективно-психологическая школа, получившая также название маржинализма».

В 1860 г. У. С. Джевонс выдвинул закон убывающей предельной полезности, ставший впоследствии «общим листом в политической экономии».

В качестве подтверждения он использовал труды психологов, в частности, опубликованную в 1860 г. книгу Фехнера «Элементы психологии». По версии последнего сила реакции на раздражитель снижается с каждым очередным его повторением в течение определенного временного периода (закон Вебера-Фехнера).

Эта, казалось бы, банальная идея показалась Джевонсу плодотворной, и он попытался приложить ее к экономике. Е. Бём-Баверк: «Ценность данной порции, блага определяется величиной его предельной полезности»

 

См.: Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). М., 1993. 176 с.

скачать: http://viperson.ru/wind.php?ID=259149&soch=1

 

Таблица 1 – Основные модели человека в экономических теориях

  Модель человека, автор, школа, учение
1. «КОМПЕТЕНТНЫЙ ЭГОИСТ» А. СМИТ (английская экономическая школа) 1. Экономическое поведение мотивируется личным интересом (эгоизмом). 2. Всем людям свойственно постоянное и неисчезающее стремление улучшать свое положение. 3. Экономический субъект компетентен в собственных делах и в том, что затрагивает его личные интересы. 4. На поведение человека влияет его классовая принадлежность и общественное положение. 5. На поведение могут влиять и другие неденежные факторы: престижность, вероятность успеха/неуспеха, легкость/трудность обучения, приятность/неприятность занятия и др.
2. «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕДОНИСТ» Дж. БЕНТАМ, Дж. С. МИЛЛЬ (утилитаризм) 1. Поведение человека подчинено принципу максимизации полезности (удовлетворения, удовольствия) и минимизации неудовольствия (затрат). Принцип универсален. 2. Гедонизм – нормативный принцип поведения человека (наслаждение или отсутствие страданий). 3. Человека интересует лишь то, что можно с пользой для себя употребить. 4. Труд – лишь средство для достижения богатства. Сам по себе он вызывает отвращение. 5. Человеку свойственен (присущ) счётный рационализм – выбор поведения основан на расчете выгод и потерь.
3. «ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО» К. МАРКС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В. ЛЕНИН (марксизм-ленинизм) 1. Человек – это совокупность общественных отношений, т.е. существо социальное. 2. Сущность человека – общественная. Смысл заключается в саморазвитии в интересах общества. 3. Потребности и интересы человека порождены обществом. 4. Важнейшая потребность – действовать для всеобщего блага. 5. Исторические и экономические условия определяют свойства человека. Если изменить условия – человек станет хорошим. 6. Все противоречия разрешимы. Причиной проблем человека и его плохого поведения являются: частная собственность, эксплуатация, отделение умственного труда от физического, разделение города и деревни.

 

Окончание таблицы 1

 

   
4. «РАЦИОНАЛЬНЫЙ МАКСИМИЗАТОР» («ЧЕЛОВЕК-ОПТИМИЗАТОР») У. ДЖЕВОНС, К. МЕНГЕР, Л. ВАЛЬРАС И ДР. (маржинализм) 1. Человек стремится к максимизации полезности и минимизации расходов. Его цель – максимальное удовлетворение своих потребностей. 2. Предпочтения стабильны и не зависят от внешних воздействий. 3. Степень рациональности человека высокая и он всегда должен выбрать оптимальный вариант. 4. Человек точно знает все альтернативы выбора. 5. Удовлетворение потребности подчиняется первому закону Госсена. 6.Человек максимизирует полезность по второму закону Госсена
5. «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК» А. МАРШАЛЛ (неоклассическая школа) 1.Наиболее очевидный принцип поведения в экономике – поиск и максимизация удовольствия и избегание и минимизация неудовольствия. 2. Главный стимул – личный интерес. 3. Спрос связан с оценкой полезности. 4. Количественная оценка полезности – денежная цена. 5. Человек рассчитывает свои действия на определённый период времени – «период предусмотрительности».
6. «ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЧИТАЮЩИЙ» ДЖ. ХИКС, П. САМУЭЛЬСОН И ДР. (неоклассический синтез) 1. Гедонистическая направленность человека – аксиома. 2. Поведение рационально, непротиворечиво, последовательно. 3. Человек максимизирует полезность в соответствии со своими предпочтениями, ценой и доходом. 4. Предпочтения характеризуются предельной нормой замещения.  

 

 

Таблица – Аксиомы экономической теории поведения потребителей

№ п/п Аксиома
  Максимизации – минимизации: потребитель стремится максимизировать удовлетворение своих потребностей и получить максимальное удовольствие (полезность) и минимизировать неудовольствие (затраты).
  Оптимизации: потребитель стремится выбрать наилучшие объекты (блага) из числа доступных.
  Множественности видов потребляемых благ: каждый стремится потреблять множество разных благ. Дефицита благ нет.
  Ненасыщения: большее количество благ предпочитается меньшему МU > 0, а общая полезность максимизируется.
  Полной упорядоченности: предпочтения сформировались, потребитель может сравнивать блага по полезности и выбирать между ними.
  Транзитивности: вкусы, предпочтения постоянны и согласованы, поведение последовательно и рационально
  Независимости потребителя: его поведение и удовлетворение зависит только от количества и качества благ, потребляемых лично им, и не зависит от потребления других.
  Субституции (заменимости): для любого блага есть благо-субститут.
  Ограниченности дохода потребителя. При выборе учитывается цена блага.
  Независимости цен от количественных и качественных благ, потребляемых другими потребителями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Открытость к познанию | Теории мотивации. Поведение человека инициируют потребности, направляют – цели, а регулируют – ценности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.