Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория подкрепления Б. Скиннера

Теории научения поведению

(она же – Теория усиления мотивации, Теория подкрепления мотивов, Теория оперантного научения)

 

Согласно теории подкрепления поведение людей обусловлено последствиями их действий в прошлом в подобной ситуации. С отрудники извлекают уроки из своего прошлого опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и, напротив, избегать тех заданий, выполнение которых привело к негативным результатам [261, 262].

За поведением должно следовать подкрепление. Оно бывает позитивным (поощрение) и негативным (наказание).

Позитивное подкрепление означает финансовое и моральное стимулирование. Оно приводит к повторению поведения, предшествовавшего подкреплению, и к усилению желательного поведения (отклика на подкрепление). [258]

В соответствии с теорией подкрепления, привычка в поведении будет наиболее устойчивой, если:

1) подкрепление происходит сразу же после реакции (правильного поведения),

2) подкрепление происходит многократно,

3) величина подкрепления (то есть награды или наказания) достаточно велика и награда имеет высокую валентность.

О наказаниях. Скиннер считал, что неправильное (нежелательное) поведение нужно просто игнорировать, а правильное – поощрять.

Наказание приводит лишь к подавлению поведения, вызвавшего наказание, а не к правильному поведению.

Применение наказания обычно имеет такие побочные эффекты как деструктивная тревожность, недоброжелательность, враждебность и «уход в себя». Наказание может вынудить индивида прекратить конкретное поведение, но оно не увеличивает вероятности правильного поведения. Наказание часто вынуждает индивида не отказаться от нежелательного поведения, а лишь трансформировать его в форму не столь явную и потому не попадающую под наказание (распитие спиртных напитков на рабочем месте). Разумеется, есть случаи, когда наказание является необходимым средством подавления социально опасного поведения, угрожающего здоровью и жизни других людей. Однако, как правило, наказание – малоэффективное средство воздействия на поведение людей, и его следует по возможности избегать.

Исследователями было предложено несколько схем подкрепления.

1. При непрерывной схеме подкрепление происходит после каждой желательной реакции (желательного события).

2. При пропорционально-временной схеме – каждый раз по истечении определенного периода времени, в течение которого индивид демонстрирует желательное поведение.

3. При пропорциональной схеме подкрепление осуществляется каждый раз после демонстрации индивидом определенного количества желательных реакций.

4. И, наконец, при случайной схеме подкрепления желательное поведение подкрепляется время от времени без какой-либо упорядоченности.

Многочисленные эксперименты на животных показали, что различные схемы подкрепления способны с различной эффективностью стимулировать и закреплять желательные виды поведения.

Исследования людей, хотя и не столь многочисленные и систематичные, продемонстрировали аналогичную закономерность.

Применение позитивного подкрепления специалиста предполагает использование двух схем:

1. Непрерывной схемы – подкрепление применяют после каждого события.

2. Пропорционально-временной схемы — подкрепление применяют каждый раз через фиксированные интервалы времени. [221]

Одной из форм изменения поведения являются различные формы денежных выплат, подкрепляющих желательное поведение работников (например, более эффективную деятельность).

В серии исследований денежного стимулирования Г. Юкл со своими сотрудниками изучал эффективность различных схем подкрепления (форм оплаты). Работники со сдельной формой оплаты были стабильно более продуктивны, чем те, кто работал «на окладе», т. е. получал почасовую оплату. Аналогичные результаты были получены в процессе обучения. Они сравнивали влияние различных форм оплаты на скорость обучения работников электротехническим знаниям. Сотрудники, получавшие почасовую оплату, смогли выполнить только 40 % проверочных тестов, в то время как сотрудники, работавшие сдельно, оказались в 1,5 раза эффективней.

Целый ряд исследований продемонстрировал возможность успешного применения методов подкрепления для изменения, помимо трудовой деятельности, других аспектов поведения в организации. Так, исследователи продемонстрировали возможность значительного снижения абсентеизма (отсутствия на работе). В организациях, где было введено поощрение для сотрудников, которые в течение определенного периода (месяца, трех месяцев и т. д.) не пропустили ни одного рабочего дня (по любым причинам), значительно повысилась не только общая посещаемость, но и сократились пропуски по уважительным причинам (например, по болезни). С помощью поощрения Дж. Херманну вместе с коллегами удалось даже скорректировать поведение «вечно опаздывающих» работников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Территоризм выражается в стремлении сначала захватить, а потом сохранить, отстоять, расширить, обогатить и улучшить своё жизненное пространство | Даже после появления устойчивого желаемого поведения необходимо его последующее регулярное подкрепление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.