Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль философии

Основные разделы философии.

♦ Онтология (от греч. ontos – ­бытие, logos - слово) - учение о бытии как таковом, независимом от частных его разновидностей. Тер­мин впервые появился в «Философ­ском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613). Онтология является одним из важ­нейших разделов философии наряду с гносеологией, этикой, социальной философией и др., образуя вместе сними системное целое философско­го учения. Особенно тесной является связь онтологии с гносеологией: определенная онтология предпола­гает определенную, соответствую­щую ей гносеологию и наоборот. Онтология также образует фунда­мент для этики, ибо философское обоснование нравственности (жизнеучения) невозможно вне связи с вопросом о сущем.

 

♦ Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - уче­ние). Раздел философии, в кото­ром рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях по­стижения истины, ее основах и критериях. Теория познания исследует вопрос и о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления. Важ­ной является проблема о взаимо­связи знания с практикой, выступающей основой формирования знания. В свою очередь, раскрывается активная роль знания в де­ятельности человека. Историче­ски гносеология выступала и вы­ступает в виде взаимоисключаю­щих концепций - материалисти­ческой и идеалистической, эмпи­рической и рационалистической, интуитивистской и интеллектуалистской, скептической и догматической.

 

♦ Социальная философия – одна из основных частей философского знания наряду с общей философией и философией природы. Философский подход предполагает решение шести основных общетеоретических проблем: 1) природа общества, его качественное своеобразие; 2) общие законы, движущие силы, стадии и этапы человеческой истории; 3) общество как целостная социальная система; 4) основные фундаментальные цели, общественные идеалы, смысл истории, другие важнейшие общественные ценности; 5) судьба, перспективы человеческого общества, его истории, прогнозы будущего; 6) особенности, специфика познания общества, истории, социальная гносеология. Основными компонентами социальной философии в собственном смысле являются: философия истории, общая социология, этика, эстетика. Наряду с ними выделяются пять наиболее важных областей теоретических исследований, которые одновременно являются сферами социософского знания, направлениями в исследовании общества и особыми способами, методами социального познания. Это: социальная психология, аксиология, философская антропология, общая культурология, философская техникология. В целом социальную философию следует определять как учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия и социального познания.

 

Среди функций философии можно выделить следующие:

1) мировоззренческая, связанная с понятийно-абстрактным объяснением мира;

2) методологическая, заключающаяся в том, что философия выступает как общее учение о методе;

3) прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознания, человека и мира;

4) критическая, основывающаяся на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль;

5) максиологическая, заключающаяся в том, что философия подходит к исследованию с точки зрения самых различных ценностей — этических, эстетических, социальных и т. д.;

6) социальная, способствующая объяснению и пониманию сущности социального бытия и его материальному и духовному совершенствованию;

7) гуманитарная говорит о жизнеутверждающей роли философии, способствующей выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов.

Авторы одного из последних энциклопедических словарей по истории философии определяют ее как особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Что нам может дать определение философии или даже комплексное знание о наиболее значимых ее проблемах и вехах развития? Да, в принципе, ничего.

Выдающийся отечественный философ Мераб Мамардашвили говорил: “Философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение”. Получается, чтобы овладеть философией, мало прочесть определенный минимум книг, недостаточными будут и семинарские занятия, посвященные штудированию и разбору философских трактатов. Ведь философия — это не просто наука, которая имеет под собой основание в виде фактов, которые затем становятся фундаментом для выдвижения какой-либо гипотезы или построения теории; она есть еще и исторически сложившийся способ мировоззрения, а, следовательно, отражает отношение человека к миру и самому себе не на основе фактов и доказательств. И здесь кроется своего рода трагедия философии. Те, кто не имеют о ней сколько-нибудь целостного представления, считают ее чем-то возвышенным и недоступным пониманию “простых смертных”, а людей, которые занимаются ею, — полубогами. Но кто, как считает, приобрел определенный минимум знаний, к сожалению, начинает думать, что философия — это нечто оторванное от жизни, бесполезное и “наукообразное”. В результате и первые и вторые оказываются глубоко неправыми.

Философия оказывается небесполезной хотя бы потому, что дала жизнь всем без исключения наукам, даже тем, которые, казалось бы, к ней не могут иметь никакого отношения. Вместе с тем она продолжает свое участие в жизни этих наук; ведь если та же самая физика имеет определенный предел своих возможностей (может ответить только на вопрос “как?”, но не на вопрос “почему?”), то философия таких пределов не имеет — ее горизонты в познании мира и человека поистине безграничны.

На философию нельзя закрывать глаза, аргументируя страх перед глубинами познания, сложностью и запутанностью проблем. Внимательно исследуя ее историческое прошлое и славное настоящее, постепенно понимаешь простоту и жизненность философских проблем, которые зачастую понимаются чисто интуитивно.

 

Лекция № 3.

Тема: Исторические типы философствования. Философия Древнего Востока (Индия). Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
От мифа к Логосу | Философия Упанишад
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.