Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вайшешика

Ньяя.

Йога.

Йога (санскр. - соединение, со­средоточение, религиозное управле­ние) - одно из шести направлений в индийской религиозно-философ­ской мысли, опирающихся на авто­ритет Вед. Сформировал ось при­мерно на рубеже IV-III вв. до н. э. Оформление классической йоги связано с именем «Йоги-сутры» Па­танджали (II в. н. э.). По философ­ским воззрениям йога примыкает к санкхье, но в отличие от нее при­знает бытие верховного бога, кото­рого считает высшим объектом раз­мышления для сосредоточения и самопознания. Цель йоги, как и санкхьи, - освобождение (мокша). Главное в системе йога - практика, сложный комплекс приемов и методов, для овладения которыми тре­буется аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить свой организм под начало воли - комп­лекс, который обеспечивает вхож­дение в состояние созерцания (медитации) и обретение истин­ного знания. К технике йоги как приему сосредоточения и обре­тения истинного знания обраща­лись древние аскеты и последо­ватели всех направлений индий­ской мысли.

 

Ньяя (санскр.: правило, рассуж­дение, логика) - одна из классиче­ских школ индийской философии, созданная мудрецом Готамой, ви­димо, в начале н. э. Не отрицает авторитета Вед, но строит свое учение на независимых основани­ях. Философы этой школы, как и представители других систем ин­дийской философии, считают главной целью человеческой жиз­ни избавление «Я» от привязанно­сти к телу, к чувствам и к объек­там. Освобождение (мокша), озна­чающее абсолютное прекращение страданий, по их мнению, стано­вится возможным благодаря пра­вильному познанию действитель­ности. Поэтому особое значение сторонники этой школы придают умозрению, опирающемуся на ло­гику и ее законы. Ньяя признает четыре самостоятельных источ­ника познания: восприятие, вы­вод, сравнение и доказательст­во (свидетельство). Познание, опирающееся на эти источники, признается достоверным. По­знание, ориентирующееся на память, сомнение, ошибку, ги­потетический аргумент, счита­ется недостоверным. Ньяя де­тально классифицирует источ­ники достоверного познания, разрабатывает учение о сверх­чувственном восприятии и его видах и предлагает решение ря­да других важнейших логиче­ских проблем, что придает этой системе исключительное зна­чение в истории философии и науки.

 

 

Вайшешика (санскр. от ви­шеша - различие, особенность) ­древнеиндийская философская шко­ла, не отрицающая авторитета Вед, но образованная на независимых ос­нованиях. Создателем ее является Канада (Улука), живший, вероятно, во 2 в. до н. э. Вайшешика, как и близкая ей ньяя, признает конечной целью человеческой жизни осво­бождение индивидуального «Я». При этом главное внимание в ней сосредоточено на проблемах космо­логии: деятельно разработана тео­рия создания и разрушения вселен­ной (мировой цикл), дается изложе­ние атомарной концепции мирозда­ния. Весь мир и все объекты позна­ния подводятся под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гу­на), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Среди субстанций различа­ется девять видов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Качество, существующее лишь в субстанции, насчитывает 24 вида. Действие, свойственное также только субстанциям, имеет пять видов. Небытие насчитывает че­тыре вида. К вайшешике близка философская система ньяя, с ко­торой позже она образовала единую школу. ­

К направлению настики относятся такие системы, как чарвака, джайнизм и буддизм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Санкхья | Буддизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.