Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Санкхья

Веданта.

Миманса.

Миманса (санскр. – глубокое размышление, исследование) – одна из шести ортодоксальных древнеиндийских философских систем, основывающихся на авторитете Вед. Возникла примерно в V – IV вв. до н.э. Первоначально главной её целью была защита и обоснование правильного совершения ритуалов. Позже главной задачей стало исследование познания. Миманса утверждает достоверность всякого познания при наличии нормальных условий (здоровые чувства, наличие объектов и т.д.). Особое значение придаётся соединению знания с верой и отсутствию сомнения. Среди источников познания называются восприятие, логический вывод, сравнение, свидетельство (или авторитет), постулирование, невосприятие. Философы школы мимансы признают реальность материального мира, а также бессмертной души и богов (но отрицают верховного Бога, сотворившего мир); считают закон кармы универсальным; учат об особой потенциальной энергии, которая возникает при выполнении ритуалов, накапливается и благоприятно проявляется в будущем. Теория познания мимансы повлияла на развитие других школ, в частности веданты.

 

Веданта (завершение Вед) - наиболее известная и влия­тельная система древнеиндий­ской философии, основа индуиз­ма, одна из шести классических систем индийской философии, ориентирующихся на авторитет Вед. Ее основные положения из­ложены в «Брахма-сутре» Бадара­яны (II – III вв.) - афоризмы, систематизирующие философские учения главным образом Упани­шад, - и в комментариях на эти сутры, составленных позже: адвайта-веданта Шанкары (конец VШ-IХ вв.) и вишишта-адвайта Рамануджи (XI-XII вв.). Веданта признает единственным источни­ком всего сущего Абсолютную реальность, Брахмана. Духовное начало каждого индивида, его Ат­ман, тождествен Брахману. Мате­риальная вселенная является ре­зультатом действия майи, матери­альной причины, на которую Брахман воздействует наподобие магнита, возбуждая ее актив­ность. Поэтому созданный мате­риальный мир - лишь иллюзия. Истинный мудрец стремится, по­знав свой Атман, свое внутреннее «Я», слиться с Брахманом и до­стичь таким образом покоя. Ве­данта играла ведущую роль среди ортодоксальных систем индийской философии и оказала заметное вли­яние на развитие философско-рели­гиозной мысли Индии в XIX – ­XX вв. (учения Вивекананды, Рам­мохана Рая. Гхоша, Рамакришны, Радхакришнана и др).

 

Санкхья (санскр. – число, перечисление) – одна из шести древнеиндийских ортодоксальных философских школ, признающих авторитет Вед, создание которой приписывается мудрецу Капиле (Vii в. до н.э.). Санкхья основывается не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В центре учения – теория эволюции, выводящая всё многообразие мира из взаимодействия двух независимых друг от друга и активно взаимодействующих начал: пуруши и пракрити. Пуруша – духовное начало, порождающее формы материального мира от атомов до человека. Пракрити – бессознательная первичная материя и неисчерпаемая энергия, первопричина мира, состоящая из трёх элементов (гунн). Первая гунна (саттва) –благое светлое начало, рождающее мудрость и счастье, ведущее к гармонии и покою. Вторая (раджас) – активное страстное начало, толкающее к действию. Третье (тамас) – косное, пассивное начало, порождающее безразличие и обман. Космическая эволюция начинается с соединения пуруши и пракрити и при взаимодействии гунн порождает весь феноменальный мир. Цель философии санкхьи – помочь в освобождении пуруши из плена материи, избавить человека от необходимости перерождений и кармы и обрести состояние блаженства (мокши). Санкхья оказала значительное влияние на развитие других философских систем, особенно йогу и буддизм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Упанишад | Вайшешика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.