КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Аристотеля
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — крупнейший представитель античной философии, создал философскую систему, охватывающую все без исключения области научного знания того времени. По признанию немецкого философа Гегеля, Аристотель был первым, кто сделал философию научной. Оставил после себя множество сочинений по физике и астрономии (“Физика”, “О небе”, “Метеорологика”, “О возникновении и уничтожении”), философии (“Метафизика”), биологии (“О душе”, “История животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О движении животных”), этике (“Никомахова этика”, “Большая этика”, “Эвдемова этика”), эстетике (“Поэтика”), социально-политические и исторические трактаты (“Афинская полития”, “Политика”). Главной темой основного труда Аристотеля — “Метафизики” —являлась критика взглядов предшествующих Аристотелю философов, в основном это Платон и пифагорейцы, а также рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под первой философией и какие ее понятия должны быть исходными. Аристотель разделял умозрительное знание на три вида: физика, математика и первая философия. Предметом физика является сущее, которое имеет способность к движению. Она исследует его посредством определений, сопряженных с категорией материи. Предмет математики составляет сущее, которое не способно двигаться. Определения математики лишь изредка мыслятся отдельно от материи, но в большинстве случаев, как и в физике, они предполагают некий субстрат. И лишь первая философия исследует неподвижное и самостоятельно существующее; она также является наукой о сущности, т. е. о сути бытия вещей. Здесь же Аристотель приводит и определение самой философии: “Наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе”. Предметом “первой философии”, или метафизики, как науки особого рода является, по Аристотелю, то, что называется “сущим как таковым”, — сущее в аспекте четырех его измерений: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели. Эти четыре начала определяются, исходя из более общих понятий: возможности и действительности как двух основных состояний сущего. Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель предстают как понятие действительности, при этом материя и цель суть абстрактно всеобщее, а форма и начало движения — конкретное. Исходя из такого новаторского понимания предмета “первой философии”, Аристотель критикует платоновскую концепцию идей как ненаучную. Аристотель стремился показать, что идеи —это либо действительность без возможности, либо возможность без действительности. В первом случае идеи, являясь чистой действительностью, не являются материальной причиной. Однако, не имея в себе материального начала, не могут быть и формальной причиной, т. к. форма не отделима от материи (материя всегда одна и та же для чувственного и сверхчувственного мира). Таким образом, идеи ничего не дают для познания вещей, не являясь ни их формой, ни их материей. Во втором случае как чистая возможность идеи являются не целевой причиной, следовательно, и не началом движения, потому что вечные и неизменные идеи не могут служить источником движения в предметном мире. Получается, что они ничего не дают и для бытия вещей. Не являясь ни одной из четырех причин, идеи абсолютно без надобности раздваивают мир сущего. Благодаря учению о четырех причинах Аристотель смог решить некоторые теоретические вопросы как “первой философии”, так и физики и биологии, поэтому все эти науки оказываются у него тесно переплетены. Одно из центральных понятий философии Аристотеля — “перводвигатель”, Бог, “последняя форма” или “ум”. Метафизика — это исследование первых причин. Аристотель, как уже говорилось, выделял таковых четыре: 1) причина формальная, 2) причина материальная, 3) причина действующая и 4) причина фатальная. Первые две причины (а причина, для Стагирита, — это условие и основание) — есть форма (сущность) и материя, которая образует все вещи. Данные две причины достаточны для того, чтобы объяснить реальность во всем ее многообразии, но... статичны. Чтобы учесть динамический аспект реальности необходимы еще две причины —двигательная (т. е. отвечающая, откуда тот или иной элемент реальности произошел) и финальная (т. е цель изменения или движения). Одушевленное тело — есть сочетание формальной и целевой причин (душа — форма тела, потенциально обладающего в возможности жизнью). Движущая причина свойственна органическому телу лишь отчасти, одушевленное тело не может совершать произвольные движения постоянно. “Душа — есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность (форма) одушевленных тел”. Искусственный предмет обладает только формальной причиной. Воздействуя на растительную (питающую) душу, целевая причина развивает ее до животной (ощущающей) души, а из нее —человеческая (разумная). Бессмертна только разумная часть души, т. е. ум. С точки зрения Стагирита, чтобы воспринимать формы окружающих вещей, ум должен быть таким, каким предстает постигаемое мышлением в возможности. Если божественный ум, “перводвигатель”, или “демиург”, представляет собой перманентную деятельность по оформлению предметов, то ум человеческий — это, как говорит Аристотель, “возможность предметов без материи”. Ум бога вечно актуален, т. к. он все производит. Человеческий же ум всегда потенциален, поскольку он лишь становится всем. Аристотель отходит от этических воззрений Сократа и критикует их: его не устраивало, что его предшественник понимает добродетель исключительно как бесстрастный разум, т. е. добродетель — это лишь выбор правильных средств. Для этики Аристотеля характерное понимание добродетели как “золотой середины” между двумя крайностями. К примеру, между себялюбием и самоотречением находится дружба. Аристотель определяет добродетель как “порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением”. Поэтому к добродетели можно отнести: 1) выбор правильных средств, то, что является предметом рассудительности, и 2) следование добропорядочной цели, т. е. правильный предмет желания. Добродетели Аристотель делит на две группы: дианоэтические и этические. Первые относятся к интеллектуальной, умственной деятельности и возникают преимущественно путем обучения. Вторые — к характеру человека, являются следствием привычки. Аристотель видит в чрезмерной власти и богатстве уклонение от принципа золотой середины, а потому оценивает негативно. Государство должно, с его точки зрения, регулировать безудержное стремление людей к наживе и власти. Деятельность души сообразно добродетели приносит благо, одновременно удовольствие и счастье. Цель государства Аристотель видит в благой жизни всех ее членов, для этого граждане должны быть добродетельными. Правосудие и дружба —основа нормального государственного устройства. Рабство, по Стагириту, является этически оправданным. “Всякое рабство противно природе”, — говорит Аристотель, но поскольку рабу не свойственна рассудительность (выбор правильных средств), он лишен и добродетели. Раб способен выполнять только физическую работу, тем самым он призван подчиняться, фактически не обладающий рассудительностью раб является вещью. Философская система Аристотеля оказала значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Его творчество до сих пор является образом систематичности в изложении взглядов. Он по праву считается основателем целого ряда наук — психологии, этики, эстетики, логики и т. д.
Лекция № 8. Тема: Эллинистические школы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |