Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика философии Нового времени

Несмотря на это новые знания коренным образом меняют научную картину мира. Центральной проблемой философии становится познание, а его отношение к изучаемым материальным предметам — главным вектором новых направлений в философии. Этот период в развитии философии получил название гносиоцентристского (от греч. Gnosis — “знание, познание”). Одним из таких направлений явился рационализм (от лат. Ratio — “разум”), выдвигавший на первый план проблемы логических оснований науки. Главным источником знания в рационализме считаются идеи, т. е. мысли и понятия, которые, как считали приверженцы этого философского направления, изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями.

Между тем возможности рационализма все-таки ограничены: ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, он не может. Наиболее значительными представителями рационализма в Новое время были Рене Декарт (1596—1650), Бенедикт Спиноза (1632—1677) и Готфрид Лейбниц (1646—1716).

Другое влиятельное философское направление – эмпиризм (от греч.empiria — “опыт”) отправной точкой философии избирало позицию, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон (1561—1626), Т. Гоббс (1588—1679) и Д. Локк (1632—1704).

Внутри каждого из этих двух направлений в явной или скрытой форме происходит сложная борьба материалистических и идеалистических воззрений. И рационализм и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания. Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою очередь недооценивают активный, творческий характер человеческого мышления.

Борьба материализма и идеализма в этот период приобрела еще более острый характер, чем в древности. В эту эпоху борьба против религии как господствующей идеологии изжившего себя феодального строя отвечала самым насущным потребностям прогрессивного развития общества.

Уже в период первых буржуазных революций в наиболее развитых странах Западной Европы был выдвинут ряд материалистических теорий, развившихся в борьбе против теологии и схоластики.

В ХVIII в. выступления материализма против религии и идеализма приобрели еще более острый характер. Основным центром борьбы в Западной Европе стала Франция. Французский материализм XVIII в. был передовым мировоззрением, идеологически подготовившим Французскую буржуазную революцию. Наиболее яркими его представителями Жюльен Ламетри (1709—1750), Дени Дидро (1713—1784), Поль Гольбах (1723—1789), Клод Гельвеций (1715—1771). Французские материалисты XVIII в. выступали с резкой критикой религии, опираясь на прочный фундамент материалистического понимания природы. Творчество всех указанных философов было частью культурного наследия эпохи, которую в истории человеческой цивилизации неслучайно называют эпохой Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки как критерия прогресса общества — в этом заключалась важнейшая черта взглядов передовых философов того времени.

В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Джона Толанда (1670—1722) и Джона Локка. Во Франции плеяда просветителей была представлена Жан-Жаком Руссо (1612—1778), Полем Гольбахом, Жаком Ламетри, Франсуа Вольтером (1694—1778), Дени Дидро, Ж. д'Аламбером (1717—1783). В Германии идеи Просвещения распространяли И. Гердер (1744—18О3) и молодой Иммануил Кант (1724—18О4).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия возникновения новой философии | Философия эмпиризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.