КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Французское Просвещение
♦ Ш. Монтескьё. Шарль-Луи Монтескьё (1689 – 1755) – французский философ-просветитель, писатель и историк, сотрудник «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро. Обладал обширными познаниями в области естественных и общественных наук, искусства и религии. Главное философское произведение «О духе законов». Философская концепция Монтескьё основана на принципах деизма и механического материализма, которые, как он считал, выведены им не из предрассудков, а из самой природы вещей. Бог- создатель и охранитель законов природы, действию которых подчиняется и он сам. Однако идея детерминизма природы противоречила не только схоластическому телеологизму, но и его собственному деизму. Исходным пунктом теории познания Монтескьё является отрицание наличия врожденных идей, априоризма и мистической интуиции, отстаивание ценности опыта и здравого смысла. Источниками познания он считал внешний мир и деятельность человеческой души, обладающей естественной способностью к познанию. В социологическом учении Монтескьё теоретические выводы строит на обобщении огромного количества исторических фактов, критикуя фатализм теологического подхода к истории, обрекающего на пассивность государя и на примирение с социальной несправедливостью подданных. Он считал, что общественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений, которые, в свою очередь, определяются географической средой и политическими законами. Хотя люди равны от природы, различия географической среды обусловливают существенные различия в политическом устройстве. В холодном климате люди более здоровы, активны, целеустремленны, жара приучает к лени, изнеженности, равнодушию. Но в холодных странах южане будут действовать, как и северные народы. Жара и холод воздействуют на тело, а тело определяет состояние духа. Кроме того, просвещенные правители способны в любых климатических условиях воспитать достойных граждан. Эта, хотя и непоследовательная, точка зрения отрицала религиозную идею предопределения. Первобытное состояние Монтескье представлял как состояние дружбы и мира, общения и взаимопомощи. Естественное желание жить в обществе приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. В борьбе классовых интересов Монтескье видел борьбу политических принципов, критикуя не деспотизм, а идею деспотизма и эксплуатации. Феодально-деспотическому режиму противопоставлял конституционно-монархический или республиканский, отстаивал идею разделения властей, воплощающую классовый компромисс между буржуазией и аристократией. Целью государственного правления является благо общества в его целом, которое можно достигнуть с помощью прогрессивных законов. Поэтому они являются основой нравственности народа. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии - для верующих, если они не противоречат законам государства. Резко осуждал фанатизм и стремление к власти католической церкви, оценивал ее деятельность как препятствие общественному прогрессу. ♦ Ф. Вольтер. Вольтер (псевд., наст. – Аруэ Француа Мари, 1694 – 1778) – французский философ, просветитель, писатель. Вольтер – деист, его Бог – великий инженер, создавший физический миропорядок и вечные заповеди. Всё остальное, что есть в религиях – обряды, вера в чудеса и пр., - является суеверием. История – дело самих людей, ответственность за которую целиком лежит на них. В своей просветительской деятельности Вольтер отстаивал уважение к естественным правам человека, равенство в првах и обязанностях, право на свободу мысли, веротерпимость. В гносеологии Вольтер был сенсуалистом. ♦ Ж.-Ж. Руссо. Руссо Жан-Жак (1712 – 1778) - французский философ-просветитель, писатель, композитор, теоретик искусства. Активный сотрудник «энциклопедии», издаваемой Д. Дидро и Д' Аламбером. Ответив отрицательно на конкурсный вопрос Дижонской академии: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», получил премию и приобрел репутацию оригинального мыслителя. Наиболее известные философские произведения - «Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми» (1755) и«Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762) - вскоре после публикации переведены на несколько европейских языков. Руссо - автор педагогического трактата «Эмиль, или О воспитании», романа в духе сентиментализма «Юлия, или Новая Элоиза», стихов, опер, романсов. Из-за разногласий с просветителями (особенно жесткой была полемика с Вольтером) уходит из «Энциклопедии». В философии представлял позицию деизма, и хотя критиковал христианство, но рассматривал Бога как активное бытие, гарантирующее сохранение порядка в природе. В теории познания разделял позицию сенсуализма, абсолютизировал роль чувств в познании, считая разум ответственным за человеческие заблуждения, признавая при этом врожденность моральных принципов - стремление к добру и справедливости. В социально-политической теории выражал позицию мелкобуржуазного эгалитаризма. Критерием анализа общественной жизни считал «естественное состояние»равенства и свободы, утраченное с развитием цивилизации. Возникновение государства - результат общественного договора, отчуждавшего все права и собственность индивидов в распоряжение верховной власти. Верховная власть у Руссо не правительство, а принцип социальной организации, всеобщая воля граждан, гарант гражданских прав и свободы. Долг гражданина у Руссо - высшая моральная и религиозная добродетель; дух христианства способствует тирании и рабству, поэтому оно должно быть заменено «гражданской религией». Платой за прогресс Руссо считал падение нравственности и деспотизм в политике. Причину неравенства видел в частной собственности, возникшей в результате обмана, перераспределение которой всем поровну - реальный путь уничтожения неравенства. Идеал политического устройства - демократическая республика, народ имеет право на революционное свержение деспотической власти. Не только религия, но и аристократическая система воспитания подавляет врожденные добродетели, детей следует воспитывать в естественных условиях, обучая ремеслу в соответствии с их способностями, и наукам о природе. Искусство также должно воспитывать патриотизм, великодушие и справедливость. Резко негативно относился к аристократическому искусству за его безнравственность, т. е. за отсутствие идеи равенства и свободы. В философии Руссо отразилась социально-политическая и духовная ситуация предреволюционной Франции, его идеи стали основой революционной программы Робеспьера. ♦ Ж. Ламетри. Жюльен Ламетри (1709—1751), французский философ и медик. Имея возможность практиковаться в области медицины, пришел к выводу, что душа — всего лишь функция сердца и мозга. Его идеи были опубликованы в работе “Естественной истории души”, а затем, после того как автор книги подвергся преследованиям, а книга публично сожжена, он уезжает в Голландию, где пишет еще более радикальную работу “Человек-машина” (1747). Ламетри пытается доказать, что человек представляет собой не что иное, как сложно организованную материю. Те, кто считает, что мышление предполагает существование бестелесной души, никак не обосновали, что тело неспособно к мышлению. Идеи возникают лишь тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Низшие животные также имеют органы чувств, а человек отличается от животных только количественно — большей степенью чувствительности и ума. Душа прекращает существование после смерти тела. Между тем цель жизни человека — чувственные наслаждения, а у добродетели не может быть иного основания, кроме любви человека к самому себе.
♦ Д. Дидро. Дени Дидро (1713 – 1784) – французский философ, просветитель, руководитель и главный редактор Энциклопедии, писатель. Почётный член Петербургской академии наук и Академии художеств. По приглашению Екатерины II работал в Петербурге над проектами реформ. В начале философского пути был деистом, в дальнейшем – материалистом и атеистом. Считал материю единственной субстанцией, выводя всё многообразие форм бытия из присущего ей движения. Движение обусловлено гетерогенностью материи, столкновением разнокачественных элементов. Дидро отвергал теорию божественного происхождения сознания. Ощущение потенциально свойственно всей материи, сознание возникает в ходе усложнения материальных форм. В гносеологии был сенсуалистом.
♦ К. А. Гельвеций. Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) – французский философ-материалист, последователь сенсуализма Дж. Локка, противник агностицизма, критик идеи бессмертия души и существования Бога. Одно из главных сочинений Гельвеция - «Об уме» - было запрещено. Мышление и ощущение, согласно Гельвецию, являются свойствами вечной и бесконечной материи, находящейся в постоянном движении. Основа познания - ощущение, память - это ослабленное ощущение, мышление - деятельность по комбинированию ощущений. Гельвеций открыто признает пристрастность человеческого разума. Ценность наших идей и поступков определяется, по его мнению, их полезностью, привлекательностью и поучительностью. Гельвеций отрицал изначальное неравенство умственных способностей людей, врожденность морального чувства. Основанием нравственных представлений и Социальных качеств является интерес. Умение сочетать интересы индивида и общества ведет к процветанию нации. Гельвеций выступал за полное уничтожение феодальной собственности, был сторонником просвещенного абсолютизма.
♦ Поль Гольбах. Поль Гольбах (1723—1789) — французский философ-материалист, просветитель, энциклопедист; не только крупнейший представитель французского Просвещения, но и систематизатор мировоззрения своих современников. Гольбах считал, что материальный мир, природа первичны и несотворимы, бесконечны во времени и пространстве; они существуют независимо от сознания человека. Материя, с его точки зрения, — это совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, которые обладают такими свойствами, как вес, фигура, протяженность, непроницаемость, движение. Все формы движения Гольбах сводит к механическому перемещению. Материя и движение неразрывно связаны. Движение будучи атрибутом материи так же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Он отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь специфическим образом организованным формам материи. Существуют объективные закономерности материального мира, считал французский просветитель, и в их в основе лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек, являясь частью природы, подчинен ее законам. Свободу воли Гольбах отрицал по причине обусловленности поведения людей. Как и другие сенсуалисты, он исходил из посылки, что источником познания является ощущение; познание же вообще является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |