КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские взгляды И. Фихте
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ, Фихте своеобразно развивает идею Канта о философии как науке, понимая ее как «учение о науке», представляющее собой основоположения для всех систематических наук. Только таким образом, по мнению Фихте, можно ответить на кантовский вопрос о «возможности синтетических суждений априори»: «наукоучение должно дать форму не только себе самому, но и всем другим возможным наукам», Основные идеи «системы реального мышления» изложены в главном произведении Фихте «Наукоучение» (1794), а также в различных более поздних изложениях, например«О достоинстве человека» (1795) или «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философию» (1800). Началом системы или основанием человеческого знания является самосознание как творческая деятельность, направленная на самое себя - то, что Фихте достаточно неясно называет «Я», «Я» не дано, а свободно порождает, утверждает себя: «Я» первоначально полагает безусловно свое собственное бытие», - формулировка первого основоположения. Это дало основание Фихте утверждать, что его система - «первая система свободы». Столь же безусловным по форме, однако обусловленным по содержанию является второе основоположение: «Я» безусловно противополагается некоторое «не-Я», - оно гласит, что среди действий эмпирического сознания, или «Я», есть некоторое противоположение. Однако, поскольку только «Я» полагается безусловно, то и противополагаться можно тоже только одному «Я». Противоположность «Я» - «не-Я» - возникает как предмет «Я», отличенный от самого «Я», обладающий противоположными характеристиками. Возникновение «не-Я» означает одновременно изменение деятельности «Я», она становится теоретической, поскольку через противополагание обретает предмет созерцания: деятельность эмпирического сознания с необходимостью принимает форму предмета. Причем «противополагание возможно лишь при условии единства сознания полагающего и противополагающего»: их сосуществование в одном «Я» предполагает взаимоограничение – «Я», определяясь через «не-Я», выступает как «интеллигенция» или теоретический субъект, но при этом то, что ограничивает его в «не-Я», есть его собственный продукт («без субъекта нет объекта»); в то же время «Я», будучи самоопределяющим, т. е. практическим субъектом, определяется при этом через «не-Я» («без объекта нет субъекта»). Третье обусловленное по форме (так как задача устанавливаемого действия задана двумя предшествующими положениями) основоположение рассматривает противоположности «Я» и «не-Я» не с точки зрения их взаимоуничтожения, а с точки зрения их соединения: «Я» противополагаю в «Я» делимому «Я» - делимое «не-Я». Следуя логике Фихте, необходимое объединение двух понятий возможно только в таком «Я», «сознание которого не определяется ничем внешним ему, а скорее само определяет одним своим сознанием все». Исследователи выделяют второй этап философской эволюции Фихте начиная с 1800 г. и относят к этому периоду такие работы, как «Назначение человека» (1800), «Факты сознанию) (1810): абсолютное «Я» понимается как актуальное бытие, как реальность в противоположность деятельности конечного «Я», являющегося лишь образом бытия. Концепция общества носит прогрессистский характер: от бессознательной разумности через период духовного упадка к сознательной разумности. Это еще один аспект проявления активизма философской концепции Фихте, который он сам выразил в известном афоризме: «Человек может то, что он должен».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |