Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество. Таланты и гении

«Творчество,- подчеркивал Н.А. Бердяев,- есть всегда при­рост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Каж­дый человек является существом творческим. Психика как де­ятельность по выработке нового всегда есть творчество.

Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Часто вы­деляют четыре стадии творчества: подготовку, созревание, оза­рение и проверку. Творческие успехи не падают с неба. Это – ­упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочаро­вания, неожиданности, случайности, изнеможение и... о чудо! Че­ловек упорный и трудолюбивый, доверяющий своему воображе­нию, которое «забрасывает» его в новое, почти с железной не­обходимостью оказывается талантливым творцом. Хочешь быть творцом - твори! Не боги горшки обжигают.

Разумеется, не всем удается добиться успехов в творчестве в рав­ной степени. Это дает основание ввести шкалу творчества. Гении ­– это те, кто добивается максимальных результатов. Таланты уступают гениям, но превосходят рядовых граждан. Разумеет­ся, учиться лучше всего у гениев. Если же их нет поблизости, то у талантов, а если и они отсутствуют, то у способных людей, но никогда у ленивых и бездарей.

 

8. Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное.

Животное обладает психикой, в этом оно сходно с человеком, но не обладает сознанием (разве что самыми элементарными его формами). Допустим, у вас есть верный друг - собака, она выполняет ваши команды, и многие называют ее умной собакой. Но даже умная собака вряд ли рассуждает следующим образом: «Я - собака. А они - люди. Собаки должны выполнять коман­ды людей». Собака не осознает себя в качестве собаки, она пло­хо ориентируется в мире. По наблюдениям психологов малень­кие дети только к трем годам начинают говорить о себе «я». Двух­летняя Леночка говорит: «Дайте Леночке конфету». Лишь по­зднее она скажет: «Дайте мне конфету». Теперь она усвоила, что она самостоятельный человек, имя которого Лена, что взрослые ее любят и вряд ли откажутся при наличии конфеты одарить ею свою любимицу. Сознание - это психика человека, достиг­шая стадии развития, при которой он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах. Если этого нет, то психика не достигла стадии сознания, она существует в фор­ме бессознательного (чем так интересуется фрейдизм). Итак, есть сознание и подсознание. К.С. Станиславский ввел пред­ставление о сверхсознании (надсознании), под которым он пони­мал высший этап творческого процесса, в котором наряду с осо­знанными моментами присутствует благородный довесок, связан­ный с вдохновением.

Часто говорят, что психика (сознание в том числе) является продуктом высокоорганизованной материи (мозга человека). Это утверждение нельзя понимать упрощенно. Головной мозг не вы­рабатывает такое вещество, которое можно было бы назвать психикой или сознанием. Речь о другом. По отношению ко все­му существующему нейрофизиологические механизмы мозга оказываются или могут быть его знаком. Человеческий мозг, со­стоящий из множества нервных клеток и волокон, обладает уникальнейшими возможностями по знаковому воспроизведению богатства мира, своего собственного в том числе.

 

9. Проблема истины в теории познания и её основные решения.

♦ Что есть истина?

Согласно Евангелию от Иоанна, накануне казни Иисуса со­стоялся его разговор с римским наместником в Иудее Понтием Пилатом. Иисус: «Я на то родился и на то пришел в мир, что­бы свидетельствовать об истине; всякий, кто ОТ истины, слуша­ется гласа моего». Пилат: «Что есть истина?» В вопросе Пила­та слышится и недоумение (в час смерти человек не просит, не ле­безит, а говорит об истине) и известное презрение (какая еще ис­тина, если она мне, властелину, неведома). А между тем речь идет об одной из самых значимых философских проблем.

Что такое истина? Можно ли достичь ее? А может быть, она и не нужна? В чем, собственно говоря, состоит «нерв» пробле­мы истины? Обратимся в этой связи к определению истины. Клас­сическое ее понимание восходит к Платону: «...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину,

тот же, кто говорит о них иначе,- лжет...». Итак, истина - это соответствие наших слов, чувств и мыслей тому, знаками чего они являются.

В словах, чувствах и мыслях мы получаем мир непосредст­венно на нашей стороне, стороне человека. Теперь же возника­ет другой интерес, интерес к миру как таковому. Действитель­но ли планеты движутся по эллипсам, кит является млекопита­ющим, а фирмы максимизируют свою прибыль? Чтобы успеш­но ориентироваться в этом мире, человек должен уметь предви­деть ход процессов независимо от своей заинтересованности в них. Это и означает, что его влечет истина. Истина нужна че­ловеку, поэтому она представляет для него ценность. Но в ка­честве ценности истина отличается от красоты и добра. Красо­та и добро - это кричащие ценности «ДЛЯ нас», это все, что угод­но, непосредственно на стороне человека. Истина - это тоже цен­ность, но ее адресат не сам человек, а соответствие человеческо­го тому, ЧТО в нем представлено. Если красота - это ценность искусства, а добро - ценность практики, то истина – это ценность познания и науки.

 

♦ Три концепции истины.

в современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматично­сти. Рассмотрим их.

Согласно концепции соответствия, истинными являются вы­сказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпре­тации), которые соответствуют действительности. Высказыва­ние «снег бел» истинно, если снег действительно бел; высказы­вание «снег бел» ложно, если снег на самом деле не бел. При этом мы должны объяснить, что значит «снег бел». Объяснить надо таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например приборами, бел снег или нет.

Выходит, что установление истины или заблуждения тре­бует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логи­ческие конструкции, приходится учитывать последовательность, системность суждений. В этой связи говорят о когерентной кон­цепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и не­противоречивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.

Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (гре­ческое слово прагма означает дело, действие). Смысл новой кон­цепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя все­го лишь теоретическими рассуждениями.

Представляется весьма верным утверждение американского философа Н. Решера, согласно которому три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать все три концепции истины. Но это, естественно, не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математика на пер­вом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, что­бы его суждения гармонировали друг с другом. Для физика очень важно, чтобы его суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений. Зна­чит, он особенно часто будет обращаться к концепции соответ­ствия. Для техника большое значение имеет практика; надо по­лагать, что в центре его внимания будет постоянно прагматиче­ская концепция истины.

 

♦ Шкала истинности.

Все в мире имеет свои количественные градации. Не являет­ся исключением и истина. Наши знания, информация как сово­купность сведений постоянно возрастают. По мере развития процесса познания становится известным ранее неведомое. Вве­дем шкалу истинности - от крайне левой точки, соответствую­щей абсолютному заблуждению, до крайне правой точки, соот­ветствующей абсолютной истине. Рост знания означает, что че­ловечество перемещается по шкале истинности слева направо (про­тивоположностью истины является заблуждение; ложь - это пред­намеренное искажение истины).

 

 

 
 


"..Абсолютное Относительное заблуждение/ Абсолютная истина

заблуждение относи­тельная истина

 

Теории сменяют друг друга, именно на их основе мы интер­претируем понятие истины. Значит, приходится признать, что в очередной раз абсолютная истина оказалась недостижимой. А ведь в условиях господства прежней теории казалось, что аб­солютная истина уже достигнута. Ни в малом, ни в большом дух наш не сталкивается с абсолютной границей, везде он на­ходится в пути.

 

♦ Обзор: как искали истину.

Чтобы раздвинуть горизонты нашего понимания проблемы ис­тины, рассмотрим различные интерпретации этой проблемы.

- В античности изобрели концепцию соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).

- В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении.

- В Новое время в качестве истинного знания рассматрива­ли сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), а также в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).

- В ХХ веке аналитики (неопозитивисты) вначале придержи­вались концепции соответствия. А именно, выясняли соответст­вие суждений и умозаключений действительному положению дел, фактам. Затем стали много говорить о взаимосогласовании суж­дений (Карнап), т.е. концепция соответствия была дополнена ко­герентной концепцией истины. Наконец, часть аналитиков, сто­ронников определения значения слова как его употребления (по Витгенштейну) фактически развивают прагматическую кон­цепцию истины. Из современных философов именно аналитики занимаются проблемой истины наиболее обстоятельно.

Феноменологи из исходных чувственных впечатлений кон­струируют эйдосы и понятия, а затем оценивают внешний мир на их основе. Прагматическую концепцию истины они почти не используют.

Герменевты считают истиной удачный контакт вещи с че­ловеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истиннос­ти суждениям, герменевты самим вещам (сравните: истинный друг).

Постмодернисты относятся к проблеме истины без почте­ния. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понима­ется как чувства, значение внешнего мира в качестве критерия истины фактически опровергается.

 

♦ Вчувствование. Объяснение. Понимание.

Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обла­дания человеком уникальными способностями. Человек опери­рует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Че­ловек познает мир благодаря вчувствованию, объяснению, пони­манию. Уже вчувствование дает человеку обширную информа­цию: о холодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в обще­нии с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.

Объяснение - это наращивание сведений о чем-либо на осно­ве мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: фак­ты оцениваются с позиций законов теории. Когда студент реша­ет задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют что­бы он подвел переменные под закон. Это и есть объяснение.

Понимание относится не к чувствам и мыслям, а к практике.

 

♦ Многомерность истины.

В поиске истины идеалом является всесторонность познава­тельного процесса. Знаменитый спор «физиков» С их ориентаци­ей на объяснения и «лириков» С их ориентацией на вчувствова­ние не может выявить победителя. То же самое относится и к спо­ру так называемых теоретиков и практиков, каждый из которых силен в одной, но слаб в другой области.

Истина многомерна, и чувственна, и понятийна, и практич­на. «Нужно выучиться представлять себе предметы,- писал П.А. Флоренский,- сразу со всех сторон, как знает наше созна­ние». Насыщенная многими измерениями истина теряет одно­сторонность, сухость, нежизненность.

Итак, в качестве вывода ко всей философии познания можно констатировать: истина - это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.

Лекция № 12.

Тема: Философская антропология. Человек как личность. Смысл жизни. Свобода.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Память, воображение, интуиция | Философская антропология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.