Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл жизни. Личность - отдельный чело­век, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-воле­вых проявлений

Личность.

Личность - отдельный чело­век, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-воле­вых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. - persona) означало маску, роль, исполнявшу­юся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида, ко­торое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности - это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрыва­ется через понятие свободы, ответ­ственности, поступка как действия сообразно свободно принятому ре­шению; самосознания и саморазви­тия. Действия личностного характе­ра есть фактор саморегуляции об­щественного организма.

Личность в философии исследу­ется со стороны содержательных процедур самоинтеграции – поиска смысла жизни, осмысления собст­венной судьбы, размышлений о жиз­ни и смерти и способности к предна­меренным свободным поведенче­ским актам - поступкам. В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения «Я» с Другим. Общение, понимаемое как субъект-субъектное отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение личности с абсолютными ценностями и их носителем – абсолютной Личностью). В философии марксизма присутствуют элементы понимания личности как самопроективного процесса, однако её развитие неотделимо от реального изменения социальных отношений и обязательно воплощается в нормативном социальном поведении.

 

Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные цели. Пределом стремле­ний, в зависимости от мировоззрен­ческих установок, могут быть осво­бождение от воплощений, нирвана, сохранение традиционных устоев, соответствие космической гармо­нии, наслаждение, душевный покой и удовлетворенность, спасение ду­ши, личное самосовершенствова­ние, успех, процветание нации, бла­го человечества, прогресс и т. д. До­стижение этой цели или приближе­ние к ней значимо для человека как следование добру, как исполнение его жизненного предназначения и основание счастья. Отношением к смыслу жизни определяется лич­ное достоинство, поскольку оно является ценностной характери­стикой данного индивидуального существования в целом. Отсутст­вие смысла в жизни закрывает че­ловеку путь к истинному счастью и, как показывает известный пси­холог В. Франкл, делает нежиз­неспособным в экстремальных условиях. Смертность, конеч­ность человека открывает ему ценность времени жизни и за­ставляет искать ее смысл, выби­рать главное в ней. Для русской мысли, особенно философски-ре­лигиозной, смысложизненные вопросы являются первостепен­ными. Смысл жизни, согласно Л.Н. Толстому, состоит в содейст­вии благу мира, любви ко всему сущему, для чего надо осознать божественную природу души, от­казаться от своей конечной живо­тной индивидуальности и приоб­щиться бесконечному началу. Ев­гений Трубецкой усматривает абсолютный смысл в Божест­венном всеедином Уме, обраще­ние к которому открывает лич­ности смысл ее существования. Н. А. Бердяев считает, что наи­большее благо жизни, ее смысл – сверх-бытие, духовность, под­нимающая к Богу. С. Л. Франк ви­дит высший смысл в разумном и свободном участии в божествен­ной жизни, просветляющем и обогащающем человеческую. Признание осмысленности бытия и возможности исполнения человеком своего предназначения характерно для оптимистического мировоззрения, сомнение в этом – для скептицизма, отрицание – пессимизма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек | Свобода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.