Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода

Свобода - состояние самооп­ределения субъекта, выбирающего, опираясь на собственный дух, цели и средства своей деятельности и вы­ступающего тем самым в качестве сознательного и ответственного творца. Чем могущественнее чело­век, тем шире его возможности, тем значительнее благие или не благие последствия его выбора, тем больше его «авторство» в ми­ре, и, следовательно, ответствен­ность. Ценность свободы состоит в том, что она содержит в себе возможность целенаправленного освоения блага. С позиций гума­низма свобода рассматривается как характеристика очеловечен­ности жизни. Мера свободы опре­деляется тем, насколько многооб­разны и упорядочены принятые человеком ценности, высоки при­оритеты, велики внутренние и внешние возможности выбора це­лей и средств их осуществления, насколько он достигает гармонии с собой, с другими людьми, при­родным миром, бытием в целом. Уровень свободы во многом зави­сит от отношения к ней как к цен­ности: свободолюбие, решимость к самоопределению, к расшире­нию ответственности, - содей­ствуют росту свободы. мыслите­ли, философствующие в русле эк­зистенциализма (Паскаль, Кьер­кегор, Достоевский, Бердяев, Хайдеггер, Сартр и др.), рассмат­ривают свободу прежде всего как ответственность, неизбывную за­боту человеческого существова­ния. Свобода есть и основа досто­инства человека, и тяжкое бремя, от которого можно избавиться лишь отказавшись от себя, от по­длинного решения своей жизнен­ной задачи (Фромм).

Различаются отрицательная и по­ложительная свобода. Отрицатель­ная - «свобода от» - это независи­мость от чуждых человеку природ­ных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего, пресекающе­го волеизъявление, принуждения. Достигается эта свобода через изме­нение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу, независимость, самостоятельность) или через изме­нения внутреннего настроя (борьба с собой, самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей)". Так, в концепции прав человека - ведущей, начиная с Нового времени, в западной гумани­тарной мысли, непременной при­надлежностью свободы считается единство личной независимости и самоограничения; проявляющееся в нераздельности прав и обязанно­стей личности. «Свобода состоит в возможности делать все, что не при­носит вреда другому. Осуществле­ние естественных прав каждого че­ловека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим чле­нам общества пользование теми же самыми правами» («Декларация прав человека и гражданина», 1789). Принцип равной свободы (суверен­ности) людей органично связан с принципами самоопределения лич­ности и ненасилия. Существует еще одна трактовка отрицательной (не­гативной) свободы как возможности выбора чего угодно, в том числе и зла. Однако в рамках классической традиции европейской филосо­фии (античной, средневеково-христианской, новоевропей­ской) такого рода выбор относит­ся не к свободе, а к произволу. Кант, например, считает свобод­ной только волю к добру. Поло­жительная - «свобода для» – это самоосуществление через ос­воение мира: преобразование не­благоприятных (чуждых или от­чужденных) обстоятельств в бла­гоприятные (свои), наращивание многообразия и целостности лич­ного существования. В этом духе строится идеал Просвещения ­– свободное развитие каждого как условие свободного развития всех. Без «свободы от» «свобода для» недостижима.

Свобода состоит из внутрен­ней, где главное - свобода воли (самоопределение, автономия во­ли), и внешней - свободы дейст­вия (волеизъявления, осуществ­ления воли). Свобода слагается из взаимодействия многих факто­ров, поэтому возникает вопрос о ее обусловленности, отношении к необходимости. Наиболее спор­ной является проблема свободы воли, особенно остро встающая в теистических учениях при ос­мыслении взаимоотношения Бо­жественной и человеческой воли. Детерминисты, отстаивающие идеи о причинной обусловленно­сти человеческих намерений и поступков, понимают свободу как следование некой внешней, по отно­шению к человеческой воле, необхо­димости. Для объяснения того, как при этом можно что-либо ставить в вину или заслугу человеку, некото­рые философы отрицают свободу воли, но не свободу действия. Осоз­нание того, что поступки делятся на хорошие и дурные, что есть нормы, исполнение или неисполнение кото­рых поощряется или осуждается, влияет на волю, склоняя ее в опреде­ленном направлении. Человек несет ответственность (моральную, юри­дическую и проч.) за свои действия по исполнению воли. Крайнее про­явление детерминизма – фатализм (Кальвин, Лаплас) – представление о жесткой, исключающей вероят­ность и случайность, предопреде­ленности (судьбой, Божественной волей, цепью естественных причин) всех событий - сводит на нет саму свободу. Тем самым подрываются основания для признания человека самостоятельным деятелем, совер­шающим ценностный выбор и несу­щим ответственность за содеянное; ставится под вопрос его способ­ность быть нравственным и, вообще, творческим существом. Полюса детерминизма (все неизбежно) и ин­детерминизма (все случайно) совпа­дают в том, что оба не оставляют ме­ста свободе. В видении большинст­ва философов пространство свобо­ды располагается между этими по­люсами. Признавая необходимость, они не отождествляют ее с неизбеж­ностью. Необходимость имеет ве­роятностный характер, поэтому человек может выбирать между возможностями, устанавливать в соответствии со своими идеала­ми, а также знаниями о собствен­ных границах и закономерностях внешней действительности, свой порядок жизни, встраивая его в порядок мира. По Лейбницу, «де­терминироваться разумом к луч­шему - это и значит быть наибо­лее свободным». Кант полагал, что воля человека автономна, по­скольку он руководствуется внут­ренним нравственным законом категорическим императивом, и поэтому способен разомкнуть цепь внешней эмпирической де­терминации, дать начало новому причинному ряду. В европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Для антич­ной философии – это необходи­мость космического порядка ­логоса, средневековой - воли и разума Бога, Нового времени законов природы, человеческого естества, мирового духа, обще­ства, трансцендентных ценно­стей. Для постмодернистов, про­возглашающих принципиальный ценностный плюрализм, главное в свободе - свобода коммуника­ции, дискурса, текста, интерпре­тации.

Лекция № 13.

Тема: Социальная философия. Государство и общество. Человек в традиционном обществе. Происхождение и сущность глобальных проблем человечества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Смысл жизни. Личность - отдельный чело­век, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-воле­вых проявлений | Государство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.