Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек в традиционном обществе

Общество.

Проблема об­щества, его специфики, сущности и связи с человеком является цен­тральной в социальной филосо­фии. К определению общества есть несколько подходов. Одни видят в нем надындивидуальную духовную реальность, основан­ную на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм) или ре­альность, порожденную извест­ной направленностью духа и су­ществующую не объективно, а как иллюзия сознания, «объек­тивация» человеческих отноше­ний (Н. А. Бердяев) или такое ду­ховно-нравственное образование, которое связано с подчинением человеческой воли «должному» (С. Л. Франк). Другие в отличие от приведенного взгляда дают понима­ние общества, близкое к материали­стическому: общество - это такое взаимодействие людей, которое яв­ляется продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей, действий (М. Вебер); это такая сис­тема отношений между людьми, связующим началом которой явля­ются нормы и ценности (Т. Пар­сонс). Третьи подходят к обществу с последовательно-материалистиче­ских позиций (К. Маркс, его едино­мышленники и последователи). Они определяют общество как такую со­вокупность объективных обще­ственных отношений, которая суще­ствует в исторически определенных формах и складывается в процессе совместной практической деятель­ности людей. Общество, таким об­разом, представляется как все те связи и отношения, в которых инди­виды находятся друг к другу, как ан­самбль общественных отношений, в которых живет и действует человек. Данный подход выглядит наиболее предпочтительным, особенно близ­ким к подлинной социальной реаль­ности. Он хорошо обосновывается наукой, дающей достоверные зна­ния об объективных законах, тенденциях развития общества и входящих в него общественных отноше­ний.

 

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, учёные разделяют на определенные типы. Существует множество способов классификации обществ. Один из них предполагает выделение традиционного (доиндустриального) общества и индустриального (промышленного) общества.

Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу.

Традиционное общество появ­ляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой и характерна для всех обществ, кроме европейского. В Ев­ропе сложилась другая модель, основанная на частной соб­ственности. Основные принципы традиционного общества действовали вплоть до эпохи промышленного переворота, а во многих государствах существуют и в наше время.

Основная структурная ячейка традиционного общества - соседская община. В соседской общине преобладает зем­леделие с элементами скотоводства. Крестьяне-общинники обычно консервативны по образу жизни вследствие повто­ряющихся из года в год природно-климатических и хозяйственных циклов и однообразия жизни. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всего, стабиль­ности, которую могло обеспечить только сильное государство. Ослабление государства всегда сопровождалось смута­ми, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстройством экономики, особенно бедственным в условиях иррига­ционного земледелия. Как следствие - неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населения. Поэтому об­щество всегда предпочитало сильное государство, передавая ему большую часть своих полномочий.

В рамках традиционного общества государство является высшей ценностью. Оно, как правило, функционирует в ус­ловиях четкой иерархии. Во главе государства стоял прави­тель, пользующийся практически неограниченной властью и представляющий собой заместителя бога на земле. Ниже располагался мощный административный аппарат. Положе­ние и авторитет человека в традиционном обществе опреде­ляется не его богатством, а, прежде всего, участием в госу­дарственном управлении, которое автоматически обеспечивает высокий престиж.

Характерными чертами такого общества являлись:

- традиционализм – ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур;

- низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности;

- в мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т.д.;

- нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;

- коллективизм в общественной жизни;

- преобладание государства над обществом;

- государственная и корпоративная формы собственности;

- основной метод управления – принуждение.

Как видим, человек в таком обществе занимал не самую высокую ступень. Принципиально иной тип общества сложился в Европе с его динамизмом – ориентацией на новизну, утверждением достоинства и уважения к человеческой личности, индивидуализмом и рациональностью. Именно на основе западного типа цивилизации возникает индустриальное общество и сменяющее его постиндустри-альное общество.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство | Происхождение и сущность глобальных проблем человечества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.