Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научного познания

Метод научного познания - это те приемы и операции, ко­торые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, класси­фикации, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, ис­пользование теорий, анализ (разложение на части) и синтез(воспроизведение целого), индукция (восхождение в мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к ча­стному).

Рассмотрим более детально три основных теоретических ме­тода. При аксиоматическом методе научная теория строится в виде аксиом и правил вывода, позволяющих путем дедукции получить теоремы данной теории. Аксиома - это положение, при­нимаемое без логического доказательства и не могущее быть оп­ровергнуто на основе эмпирических фактов. В рамках евклидовой геометрии через две точки на плоскости можно провести одну и толь­ко одну прямую линию (действительно ли дело обстоит именно та­ким образом, проверить нельзя). Аксиомы не должны противоре­чить друг другу. Аксиоматический метод широко используется в ло­гике и математике. Он напрочь исключает какие-либо противо­речия. Но как показал К. Гёдель, непротиворечивость теории, по­строенной на аксиомах, нельзя доказать в этой теории. Значит прин­цип непротиворечивости рассуждений имеет более широкий, чем сугубо логико-математический, характер. Непротиворечивость ­– принцип всякого теоретического знания, и его правомерность оп­ределяется сопоставлением теории с практикой.

В науках, обладающих не только теоретическим, но и экс­периментальным уровнем исследования, идеальным является гипотетико-дедуктивный метод. На место аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза, по определению, есть знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фак­тами. Гипотетико-дедуктивный метод используется широко в фи­зике, электротехнике, радиотехнике, экономических науках. Как правило, гипотетико-дедуктивный метод требует хорошей ма­тематической подготовки.

Если гипотетико-дедуктивный метод оказывается неприем­лемым, то приходится обращаться к другим методам, назовем их описательными. Описание изучаемых явлений может быть сло­весным, графическим, схематическим. Теперь мысль исследова­теля намного чаще, чем при гипотетико-дедуктивном методе, вы­нуждена обращаться непосредственно к данным эксперимента, ей реже удается обнаружить закономерные связи. Описательные методы широко используются в биологии, медицине, психоло­гии, социологии. Если описательные методы доводятся до уров­ня гипотетико-дедуктивного метода, то это всегда триумф. Воз­можно, однако, что для некоторых особенно сложных явлений описательный метод является наиболее подходящим; сами явле­ния таковы, что они не подчиняются жестким требованиям гипотетико- дедуктивного метода.

 

5. О поговорке «Это всего лишь теория».

Великому Гёте принадлежат следующие часто цитируемые строки: «Сера, мой друг, теория, но вечно зелено златое древо жизни». В другом месте, рассуждая о естественных науках, Гё­те заявил: «Теории обычно являются продуктами торопливос­ти беспокойного рассудка, который охотно бы отделался от яв­лений и потому подсовывает на их место картины, понятия, а по­рой всего лишь слова». В одном отношении поэт, безусловно, прав: буйство и краски жизни незаменимы, в том числе и теорией. Од­нако мы не видим никаких, абсолютно никаких оснований про­тивопоставлять теории жизненным реалиям. Известная поговор­ка «Это всего лишь теория» способна ввести в заблуждение.

Чуть более 200 лет тому назад Кант посвятил большую ста­тью поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годит­ся для практики». Вывод его был такой: «то, что по соображе­ниям разума имеет значение в теории, имеет значение также и на практике», а сама практика без теории уже и не практика. Кант относится к теории намного более строго, чем Гёте. Для Канта поспешные суждения, легкомысленные анализы, фан­тазии рассудка вообще не являются теориями. Теориями явля­ются лишь такие творения разума человека, которые придают его жизни подлинный и возвышенный смысл. Без размышлений жизнь теряет свой смысл и превращается в сочетание бессмыс­ленных актов поведения.

Сказанное не противоречит факту полноценной жизни людей, далеких, на первый взгляд, от науки. Они ведут вполне разум­ную жизнь, широко используют понятия и другие обобщения. Эти люди не являются профессиональными учеными, их рассуж­дения не облекаются в форму статей и монографий, равно как и математических формул.

Итак, теория и есть успешное размышление. Поговорка «Это всего лишь теория» часто имеет следующий смысл: «Это еще не теория. Подумай, а потом скажешь. Нам нужна настоя­щая теория».

 

6. Идеалы науки. Этика учёного.

Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное от­ношение к миру. Превыше всего в науке ценится истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. Истина - это главная ценность ученого, но далеко не единственная. В сообществе ученых высоко ценятся непротиво­речивость суждений, теоретическое и экспериментальное обос­нование достоверности знания, а также критическое отношение к догмам и всякого рода авторитетам, честность, порядочность, мужество в отстаивании своих воззрений.

Итак, наука как область человеческой деятельности глу­боко насыщена ценностными измерениями. Она не является ценностно нейтральной.

Более спорным считается вопрос об этическом содержании на­уки. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений, в частности отношений со своими кол­легами, учениками. В научном сообществе считается недопусти­мым «списывать» чужие результаты, выдавая их за свои (это на­зывается плагиатом).

В то же время есть немало ученых, которые считают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Мы, мол, ученые, а не этики. На это им возражают в том смысле, что ученые должны соизмерять свою активность с состоянием общества. Недопусти­мо, ссылаясь на свою научную специализацию, передавать в ру­ки тех, в ком течет кровь холодного злодея, средства массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтроль­ного вмешательства в их дела. В этой связи обычно указывают на ядерное, биологическое и химическое оружие, на данные по манипуляции с генами животных и людей, на внесение в бан­ки данных компьютеров чуть ли не исчерпывающих сведений о каж­дом члене общества.

В последние годы все большее число ученых склоняется к тому, что науку неправильно считать ведомством всего лишь по добыче истины, ее следует включать, подчеркивали Н. Бор и В. Гейзенберг, в широкие общественные взаимосвязи. А это оз­начает, что ученые берут на себя ответственность, если не пол­ностью, то, по крайней мере, в существенной степени, за свои тво­рения. Они становятся этиками. Ибо ответственность – это этическая конструкция. Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать безопасности людей, следует сто раз подумать, сверить свое мнение с другими. А, приняв решение, не следует уходить от ответственности.

Подлинный ученый не стоит в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Он всецело принимает их досто­инства. Для ученого истина - это знак добра (и красоты).

 

7. Обзор: философия и наука.

Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различа­ли. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоя­нием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе ив философии, принципы всестороннего как теоретического, таки экспериментального обоснования знания.

В Новое время, главным образом благодаря работам Декар­та и Гегеля, было введено представление об универсальной на­уке, каковой и считали философию; остальные науки выступа­ли как части философии. Это спокойное согласие философии и на­уки продолжал ось недолго. С одной стороны, в самой философ­ской среде возникло движение против признания философии на­укой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой сто­роны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках не­опозитивизма (ХХ век) философия уже не считал ась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не за­нимается истиной.

В наши дни каждое из двух утверждений - «философия ­– это наука» и «философия не является наукой» - имеет своих сторонников. Однако, как нам представляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в на­стоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.

Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философ­ские положения. Правомерность этих положений определяет­ся среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с ма­тематикой философские положения также подвергаются про­верке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.

Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверно­сти философского знания. В философию нельзя допускать нео­боснованное знание - так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки - вместе с тем ценности философии.

В-третьих, надо признать, что научный характер филосо­фии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и фи­зике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.

Философия имеет научное содержание, поэтому она явля­ется наукой. Но наряду с научным философия обладает так­же эстетическим и этическим содержанием.

Из четырех главных современных философских движений­ аналитизма, феноменологии, герменевтики и постмодерниз­ма - наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию позна­ния, ее влияние на современную науку пока еще не очень зна­чительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их влияние сказывается сколько-нибудь Существенно только в области гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается пока неясным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретический уровень научного исследования | Религия и наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.