Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и наука

В «Фаусте» Гёте происходит разговор между ученым Фаус­том и его подругой Гретхен. Гретхен: «А теперь скажи, как ты относишься к религии?». Фауст, не без смущения и вроде бы от чего-то защищаясь: «Не хочу никого лишать его чувства и его церкви». Чистая и наивная Гретхен верит в Христа. Фауст же ведет себя уклончиво. Разговор между Гретхен и Фаустом – это своеобразная картина сложных взаимоотношений религии и науки. В данном Случае мы говорим не о тех людях, которые про­сто-напросто не сведущи либо в религии, либо в науке. Для та­ких людей взаимоотношений религии и науки не существует, они признают что-то одно. Намного сложнее приходится тем, кто понимает достоинства как религии, так и науки. Можно ли их со­гласовать друг с другом, религию и науку - вот в чем вопрос.

В античности и средневековье на этот вопрос, как правило, отвечали утвердительно: «Конечно, можно и следует». Аристо­тель пришел к представлению о Боге-первопричине. Средневе­ковые мыслители везде видели проявление Божественного Разума, в чем их убеждала каждая новая открытая закономерность.

Такой же позиции придерживались великие естествоиспытате­ли Нового времени - Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Мопертюи. По­степенно, однако, ситуация стала меняться, все чаще ученые ста­ли подчеркивать, что наука может обойтись без гипотезы Бога.

В современном учебнике, например по физике, вы не встретите рассуждений о Боге. Основание - существование Бога нельзя подтвердить фактами.

В науке очень трепетно относятся к достоверности знания. зна­ние достоверно, если вы его хорошо обосновываете логическим путем и соответствующими экспериментами. Приведем на этот счет характерный пример. Современные физики считают, что эле­ментарные частицы состоят из кварков, частиц, которые невозможно «оттащить» друг от друга, ибо силы их взаимного притяжения с увеличением расстояния между ними резко нараста­ют. Выходит, что кварк нельзя подобно электрону или позитро­ну «вытащить на белый свет» и провести над ним эксперимен­ты. Тем не менее большинство физиков верят в существование кварков. Они рассуждают так: допустим, что кварки существу­ют, в таком случае в экспериментах должно быть это и это. Экс­перименты дают как раз те результаты, которое были предсказаны. Значит, нет оснований отрицать существование кварков.

.В случае же с религией экспериментальные методы бессиль­ны в вопросе подтверждения или опровержения существования Бога. Бог, по определению, дан в его откровениях и чудесах. экс­периментально это нельзя не подтвердить, не опровергнуть. По­этому неопозитивисты и аналитики не считают религию наукой. Но они и не собираются ее осмеивать, так как сознают, что ре­лигия - это культурный феномен, отказ от нее если не всегда, то, по крайней мере, в очень многих случаях равносилен забве­нию духовности. «Какими были бы наши чувства, если бы мы ничего не слышали о Христе?» - вопрошал Витгенштейн. Но что же в таком случае есть вера в Бога? В ответе на этот во­прос ученые, как правило, стремятся избежать всякой мистики. Вера в Бога - это чувство, считают многие аналитики, вера в Бо­га - это универсальная мысль о добре, полагают, между прочим вслед за Кантом, другие.

Итак, вера в Бога есть некоторая ценность, правомерность которой подтверждается не физическими экспериментами, а практикой жизни. Религия выступает некоторой устремленностью че­ловеческого сознания, которое в отличие от искателей полезных ископаемых не вгрызается в толщу земли, а строит лестницу в не­бо. Нет никаких научных оснований препятствовать этому стро­ительству. Отсюда родилась защищаемая многими учеными формула, согласно которой религия и наука не отрицают, а вза­имодополняют друг друга. Нет необходимости противопоставлять науку религии или же возвышать одну над другой.

Положение о дополнительности религии и науки не каждо­му по нраву - часто отдают приоритет либо религии, либо на­уке. Если эта приоритетность выражается в резкой форме, то де­ло доходит до противостояния. Вопрос в том, насколько высоко ценят религию и науку. В этой связи показательны следующие стихотворные строчки Гёте:

 

Наукой, искусством владея,

Религию скупо оценят.

Науку, искусство не зная,

Религию искренне любят.

 

Что касается современной, новейшей философии, то она чаще, чем когда бы то ни было ранее, отдаёт приоритет науке. Религиозное содержание философии уменьшается. Вместе с тем широко распространены варианты христианской философии. В России культивируется православная философия, на Западе – неокатолическая и неопротестантская.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы научного познания | Г.В. Довнар
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.