КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика основных судебно-психологических методов воздействия
Характеристика основных мер правомерного психического воздействия, применяемых при расследовании преступлений. Принципы воздействия: 1) Учет конкрет. особенностей личности. Свойствами личности определяется эф-т воздействия. Необходимо так же учитывать псих, состояние лица. 2) Процесс воздействия, условия, средства, поведение участников общения, их обратная реакция на воздействие, способы получения информации от воздействия, методы стимулирования и усиления- реакций должны предварительно прогнозироваться и планироваться. 3) Положительное восприятие и воздействие должно стимулироваться (#, словесные поощрения). 4) При планировании воздействия должна быть учтена вся структура воздействия, не только лиц правосудия, но и родственников... 5) При воздействии обязательно должны учитываться внешние условия, в которых оно будет осуществляться. Мешающие должны быть убраны, а помогающие — созданы. 6) Воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкр. фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенных псих, процессов у допрашиваемого. 7) Воздействие должно быть комбинированным и реализовываться с учетом возможного регулирования изменения возбуждения или торможения состояния лица, на которое оказывается воздействие. Методы должны применяться с учетом влияния широкого спектра влияния. 8) При осуществлении воздействия необходимо вызвать псих, активность лица, на которое оно направлено. Воздействие будет эф-но, если оно активно воспринимается. Должна быть активность, проявленная самим лицом, оказывающим воздействие. 9) Установление псих, контакта. 1. Метод передачи информации. Суть: заранее собранная и в определенных условиях передаваемая инф-ция включает в интеллектуальные и волевые процессы лицо, на которое оказывается воздействие. Речь идет о целенаправленной передаче информации. Данный метод применяется для решения различных задач: оказание помощи для воспоминания забытого, изменение эмоц. состояния. При использовании данного метода необходимо учитывать: 1) Условия-передачи информации. Они должны обеспечивать концентрацию внимания на предъявляемую информацию. 2) Способы переда информации: В основном используется устная речь, возможно использование письм. речи, предъявление предметов, субъектов, невербальное поведение. Инф-ция может восприниматься различными органами чувств раздельно или одновременно.;Информация, расчитываемая на зрительное восприятие, должна быть представлена.... 3) Форма передачи информации. Может быть передана в какой-нибудь грамматической форме (повествовательная, восклицательная и т. д.). При этом немедленную реакцию рекомендуется предовать в вопросительной форме, когда нет такой необходимости — повествовательная форма. 4) Определение порядка и последовательности и скорости передачи инф-ции. Сила воздействия инф-ции определяется ее логической связанностью, неожиданностью проявления, ролью данного лица, отношением к ней. Учет этого фактора должен способствовать активизации псих, процессов и их напрвленности. 2. Метод убеждения. Согласно ему с помощью довыдов и аргументов следователь разъясняет значение передаваемой инф-ции, обосновывая свою точку зрения о необходимости давать правдивые показания. Главное предназначение этого метода — изменение взглядов лица, отношение к свободному поведению и фактам расследуемого события, помощь в даче показаний. Убеждения проводятся в различных формах. Рассчитано на критическое восприятие, осмысливание и осознанное применение точки зрения сл-ля. Формы: 1) логические, т.е. тщательно продуманное изложение фактов, объямнение взаимосвязи, выводов, которые следуют из наличия данной связи; 2) эмоц., которые рассчитаны на пробуждение и использование последующих мыслительных процессов, его отношений, чувств и ранее сложившегося убеждения. Воздейстие на чувства предполагает и логическое убеждение, т.е. логическое убеждение воспринимается сильнее. Чтобы метод убеждения дал результаты, необходимо возбудить мыслительную деятельность, направить ее, чтобы она привела к нужным нам выводам. Желательно вовлечение в дискуссию. Это позволит прогнозировать ход мыслей, направленность, менять доводы. Результаты применения этого метода будут глубже. Следователь продолжает изучать личность по внешним реакциям. Достижение целеубеждения может быть достигнуто только при наличии у убеждаемого желания воспринимать доводы. Предполагается, что убеждение достигло цели, если лицо не только восприняло доводы, но и осмыслило их. 3. Метод приказа как разновидность метода внушения. Внушение (в широком смысле) — прием псих, возд-я, рассчитанный на некритическое восприятие и принятие слов, мыслей, воли того лица, которому оказывает внушение. Внушение рассчитано на подавление, подчинение воли. Крайняя степень — гипноз (не является доказательством). Этот метод неприменим в процессе расследования (?). Нельзя внушать показания, поэтому нельзя использовать наводящие вопросы. Внушение допустимо, когда его цель — внушение должного поведения. Способ — метод приказа рассчитан на немедленное изменение поведения лица, активизацию мышления, снятие повышенной эмоциональности, заторможенности. Применение этого метода должно опираться на проц. нормы. 4. Метод примера. Он реализуется в процессе общения, т.к. именно там даются примеры поведения. Может исп-ся метод личного примера в виде оценочных суждений по поводу высказываний других лиц. Эффект будет только в тех случаях, когда убеждение следователя уже восприняты. Метод может реализоваться в виде сообщений о действиях др. лиц (авторитетных). Может использоваться пример героев из книг. 5. Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие оказывается приемами постановки вопросов, направленностью мыслительных процессов, в результате постановки вопросов, оказывается помощь в решении поставленных вопросов. Для успеха необходимо знать особенности..... вопросов, возможные варианты поведения при их постановке. Постановка играет роль и с псих, стороны. Всю психол. ситуацию можно прогнозировать. Можно использовать свое оценочное отношение к этим вопросам с помощью мимики, жестов, интонации. Значение: этими методами убеждения и передачи инф-ии нельзя добиться активной переработки фактов или принятия лицом решения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |