Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение задавать вопросы

Лекция № 7.

Лекция № 6. Слушание. Правила продуктивного слушания.

Умение слушать является критерием коммуникабельности (не более 10% людей умеют выслушать собеседника спокойно и целеустремленно).

В процессе слушания реализуется две важные коммуникативные функции: восприятие информации и осуществление обратной связи (т.е. как слушающий воспринимает его поведение и речь).

Правила продуктивного слушания:

1. Старайтесь сдержать себя в попытке прервать собеседника. Дайте ему высказаться. Постоянно оценивайте свое понимание сообщения.

2. Дайте собеседнику время высказаться. Не подчеркивайте своим поведением, что его слишком трудно слушать.

3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания, замечания достаточно, чтобы подчеркнуть свою заинтересованность.

4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник замолчал, повторите главный пункт его монолога своими словами, и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду, это гарантирует от недопонимания.

5. Избегайте поспешных выводов. Постарайтесь понять точку зрения собеседника, т.е. его взгляд на вещи.

6. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника. Следите за его мыслью, не будьте субъективным.

7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Воздерживайте от эмоций! Доводите беседу до конца.

8. Не лицемерьте! Не притворяйтесь, когда ясно, что речь собеседника лишена полезной информации.

9. Не отвлекайтесь! Для разговора необходимо создать обстановку, чтобы не проникали посторонние звуки.

10. Ищите истинный смысл слов собеседника. Следите за жестами, мимикой.

11. Следите за главной мыслью. Не отвлекайтесь на частности (мелочи). Хороший собеседник анализирует, какие мысли являются главными, а какие второстепенными. Главная мысль это та, которая отвечает цели вашего разговора.

12. Не монополизируйте разговора. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение плохой слушатель. Входные отверстия его мозга закрыты и не впускают новые мысли и идеи.

13. Приспосабливайте темп мышления к речи. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Слушание не пассивно – мозг работает. Пока говорит партнер, подготовьте контур-аргументы.

 

Умение задавать вопросы другому означает самораскрытие.

Спрашивать, значит:

· Делать свою систему ценностей прозрачной для других.

· Обеспечивать взаимопраницаемость.

· Приобретать сведения и выражать сомнения.

· Критически мыслить и обнаруживать собственную позицию.

· Оказывать доверие собеседнику и проявлять к нему интерес, терпимость, готовность уделить ему время.

Вопрос, обнаруживающий истинный интерес к другому человеку – это, как говорят французы, «весна диалога».

Множество конфликтов и недоразумений возникает между людьми, из-за незаданных вовремя вопросов. Избегание вопросов и, как следствие низкий диалогизм межличностной среды, воспитывают людей с малоподвижной психикой, которые не умеют, и бояться задавать вопросы самим себе.

В результате наш внутренний диалог оказывается столь же бедным и вязким, как и внешний. Ведь основным инструментом внутреннего диалога любого человека является вопрос.

Вопрос предшествует сознательному акту человеческой деятельности. Отсюда качество и уместность вопросов, приходящих к нам в голову. Их точность и последовательность определяет успешность большинства предпринимаемых нами действий.

Как правило, цель диалога сводится к анализу какой-либо проблемы. Для этого требуется соответствующий набор вопросов.

Еще античная риторика знала 7 классических вопросов. Последовательный ряд, состоящий из этих вопросов, позволяет охватить всю проблемную ситуацию для ее анализа:


1. Кто? (субъект)

2. Что? (объект)

3. Зачем? (цель)

4. Где? (место)

5. Чем? (средство)

6. Как? (метод)

7. Когда? (время)


Другой вариант вопросов анализа проблемной ситуации – набор из 6 вопросов, призванных прояснить:


1. Факты (каковы факты?)

2. Чувства (что чувствую я, другие?)

3. Желания (что хочу я, другие?)

4. Препятствия (что мешает мне, другим?)

5. Время действия (когда следует делать что-либо?)

6. Средство (какие средства есть у меня, у других для решения данной ситуации?)

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проксемические особенности невербального общения | Лекция № 8. Мастерство публичного выступления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.