Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8. Мастерство публичного выступления

Нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Правило.

Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса, авторитета.

К вопросам, обеспечивающим продуктивный диалог, относятся:

- Информационные – вопросы, которые вызывают содержательный ответ, они бывает открытыми (полный ответ, несущий информацию), и закрытыми (предполагающий односложный ответ).

- Зеркальные – вопросы с повторением части утверждения, для того чтобы собеседник «увидел» свое утверждение с другой точки зрения.

- Эстафетные – вопросы, опережающие, развивающие высказывание партнера, не перебивая, а помогая ему.

 

Искусство выражать свои мысли.

Сила слова, манера говорить – как важная черта личности, культуры речи. Ораторское искусство, мимика и жест, письменная речь, реклама – как средство выражения своей мысли.

 

Есть два приема слушания:

-нерефлексивное (не отражающее, «впитывающее»);

-рефлексивное (отражающее, с обратной связью к говорящему).

· Нерефлексивное слушание – это форма слушания наиболее проста. Здесь необходимо лишь внимательное молчание, и минимальная словесная реакция типа - «хм-хм» или «ага».

Хорошо уже то, что здесь нет прерывания общения.

Нерефлексивное слушание особенно ценно, когда люди хотят высказать наболевшее. Иногда внимательно выслушать партнера оказывается вполне достаточно.

· Рефлексивное слушание – здесь слушатель предоставляет говорящему некоторую обратную связь. Она служит средством контроля говорящего со стороны слушающего. Она дает знать говорящему, что его слушают, понимают, интересуются.

Обратная связь может быть в виде:

- Просьбы дать объяснение. Например, - «Не могли бы вы пояснить это…» или «Что вы имеете ввиду» и т.д.

- В виде пересказа услышанного. Например,- «Вы имеете в виду…» или «Итак, вы полагаете…»

- В виде реакции общения. Когда обсуждение вопроса затянулось, и его суть начинает ускользать, подытожить сказанное просто необходимо:

«Обобщая то, что вы сказали…»;

«До сих пор мы разговаривали…».

Вывод.

Любой новый навык, пока он не освоен, кажется искусственным, неуклюжим, то же происходит и с рефлексивным слушанием.

Нужно терпеливо практиковаться и приучать себя к данному способу реагирования, чтобы он вошел в ваш стиль общения.

Готовяськ публичному выступлению (докладу, беседе, лекции) необходимо детально разработать все его этапы:

1. Стержневая идея.

Каждое выступление должно иметь основной тезис (стержневую идею). Его нужно четко сформулировать с самого начала выступления. Сформулировать основной тезис, - значит, ответить на два вопроса:

· Зачем говорить? (это вопрос о цели выступления)

· О чем говорить? (это вопрос о средствах достижения цели)

Основной тезис должен:

- Утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления.

- Быть кратким, ясным, легко удерживаться в памяти.

- Мысль должна пониматься однозначно, не быть противоречивой.

2. Структура выступления.

Классическая композиция выступления включает три части:

- Вступление 10-15 %

- Главная часть 60-65 %

- Заключение 20-30 %

А) Успех выступления в значительной мере зависит от его вступления, оно должно быть ярким, запоминающимся, должно состоять из цели и задачи выступления, а также из плана.

Б) Главная часть – это раскрытие, обоснование главного тезиса. Существуют различные варианты аргументации, и защиты основной мысли доклада. Например:

- Проблемное изложение (т.е. выявление и анализ противоречий проблемы и пути их разрешения).

- Хронологическое изложение.

- Изложение от причин к следствиям.

- Индуктивное изложение (от частного к общему).

- Дедуктивное изложение (от общего к частному).

В) Заключение – те выводы, которые следует из цели и основной идеи выступления.

3. Учет особенностей аудитории.

При подготовке публичного выступления необходимо выполнить следующие требования:

§ Учесть интеллектуальный уровень слушателей.

§ Пробудить и поддерживать интерес к теме.

§ Учесть количество слушателей (чем больше слушателей, тем проще и доходчивей должно быть выступление).

4. Объем выступления.

Не попытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Он должен быть отобран, исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть, назвать источники для индивидуального ознакомления или предложить общение после доклада.

5. План выступления.

Готовясь к выступлению нет необходимости записывать всю речь. Чтение речи по бумажке много теряет по сравнению с устным выступлением. План выступления с записанными ключевыми фразами и словами – достаточная опора для вашей памяти.

6. Репетиция.

Очень важно уметь видеть и слышать себя со стороны. Поможет магнитофонная запись, в крайнем случае, проговорите свое выступление перед близким человеком или перед зеркалом.

7. Наглядный материал.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Человек запоминает 10% оттого, что услышал и 50% оттого, что увидел.

Требования к наглядному материалу:

· Грамотный, яркий, красочный.

· Выполнен крупным шрифтом, виден со всех концов.

· Современный.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Умение задавать вопросы | Лекция № 10 . Искусство ведения спора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.