КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 8. Мастерство публичного выступления
Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Правило. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса, авторитета. К вопросам, обеспечивающим продуктивный диалог, относятся: - Информационные – вопросы, которые вызывают содержательный ответ, они бывает открытыми (полный ответ, несущий информацию), и закрытыми (предполагающий односложный ответ). - Зеркальные – вопросы с повторением части утверждения, для того чтобы собеседник «увидел» свое утверждение с другой точки зрения. - Эстафетные – вопросы, опережающие, развивающие высказывание партнера, не перебивая, а помогая ему.
Искусство выражать свои мысли. Сила слова, манера говорить – как важная черта личности, культуры речи. Ораторское искусство, мимика и жест, письменная речь, реклама – как средство выражения своей мысли.
Есть два приема слушания: -нерефлексивное (не отражающее, «впитывающее»); -рефлексивное (отражающее, с обратной связью к говорящему). · Нерефлексивное слушание – это форма слушания наиболее проста. Здесь необходимо лишь внимательное молчание, и минимальная словесная реакция типа - «хм-хм» или «ага». Хорошо уже то, что здесь нет прерывания общения. Нерефлексивное слушание особенно ценно, когда люди хотят высказать наболевшее. Иногда внимательно выслушать партнера оказывается вполне достаточно. · Рефлексивное слушание – здесь слушатель предоставляет говорящему некоторую обратную связь. Она служит средством контроля говорящего со стороны слушающего. Она дает знать говорящему, что его слушают, понимают, интересуются. Обратная связь может быть в виде: - Просьбы дать объяснение. Например, - «Не могли бы вы пояснить это…» или «Что вы имеете ввиду» и т.д. - В виде пересказа услышанного. Например,- «Вы имеете в виду…» или «Итак, вы полагаете…» - В виде реакции общения. Когда обсуждение вопроса затянулось, и его суть начинает ускользать, подытожить сказанное просто необходимо: «Обобщая то, что вы сказали…»; «До сих пор мы разговаривали…». Вывод. Любой новый навык, пока он не освоен, кажется искусственным, неуклюжим, то же происходит и с рефлексивным слушанием. Нужно терпеливо практиковаться и приучать себя к данному способу реагирования, чтобы он вошел в ваш стиль общения. Готовяськ публичному выступлению (докладу, беседе, лекции) необходимо детально разработать все его этапы: 1. Стержневая идея. Каждое выступление должно иметь основной тезис (стержневую идею). Его нужно четко сформулировать с самого начала выступления. Сформулировать основной тезис, - значит, ответить на два вопроса: · Зачем говорить? (это вопрос о цели выступления) · О чем говорить? (это вопрос о средствах достижения цели) Основной тезис должен: - Утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления. - Быть кратким, ясным, легко удерживаться в памяти. - Мысль должна пониматься однозначно, не быть противоречивой. 2. Структура выступления. Классическая композиция выступления включает три части: - Вступление 10-15 % - Главная часть 60-65 % - Заключение 20-30 % А) Успех выступления в значительной мере зависит от его вступления, оно должно быть ярким, запоминающимся, должно состоять из цели и задачи выступления, а также из плана. Б) Главная часть – это раскрытие, обоснование главного тезиса. Существуют различные варианты аргументации, и защиты основной мысли доклада. Например: - Проблемное изложение (т.е. выявление и анализ противоречий проблемы и пути их разрешения). - Хронологическое изложение. - Изложение от причин к следствиям. - Индуктивное изложение (от частного к общему). - Дедуктивное изложение (от общего к частному). В) Заключение – те выводы, которые следует из цели и основной идеи выступления. 3. Учет особенностей аудитории. При подготовке публичного выступления необходимо выполнить следующие требования: § Учесть интеллектуальный уровень слушателей. § Пробудить и поддерживать интерес к теме. § Учесть количество слушателей (чем больше слушателей, тем проще и доходчивей должно быть выступление). 4. Объем выступления. Не попытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Он должен быть отобран, исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть, назвать источники для индивидуального ознакомления или предложить общение после доклада. 5. План выступления. Готовясь к выступлению нет необходимости записывать всю речь. Чтение речи по бумажке много теряет по сравнению с устным выступлением. План выступления с записанными ключевыми фразами и словами – достаточная опора для вашей памяти. 6. Репетиция. Очень важно уметь видеть и слышать себя со стороны. Поможет магнитофонная запись, в крайнем случае, проговорите свое выступление перед близким человеком или перед зеркалом. 7. Наглядный материал. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Человек запоминает 10% оттого, что услышал и 50% оттого, что увидел. Требования к наглядному материалу: · Грамотный, яркий, красочный. · Выполнен крупным шрифтом, виден со всех концов. · Современный.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |