Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 10 . Искусство ведения спора

Лекция № 9. Деловая беседа как форма общения.

Деловая беседа необходима для решения того или иного вопроса. Результат беседы, к сожалению, не всегда бывает положительным. Отсюда два вывода:

· Необходимо готовиться к беседе.

· Особенно тщательно необходимо готовиться к беседе, цель которой изменить мнение собеседника.

Анализ бесед показал, что проигрыш был в результате некой ошибки - либо в создании обстановки, либо в тактике беседы.

Специальные правила для подготовки и проведения деловой беседы:

1. Формулировка конкретной цели беседы.

2. Составление плана беседы.

3. Выбор подходящего места и времени беседы.

4. Задачи начала беседы:

- привлечь внимание и создать атмосферу взаимного доверия.

- учет интересов собеседника (начните разговор с темы, интересующей собеседника)

5. Подчинить тактику целям беседы - не отвлекайтесь от намеченной цели! Регулируйте направление беседы с помощью вопросов, они могут быть открытыми: на них нельзя ответить однозначно. Например: - «что вам известно…», или «как вы думаете…», или «а почему…». Открытые вопросы незаменимы, когда цель бесед – получение информации. Для убеждения, получения согласия, преодоления сопротивления – необходимо закрытые вопросы, предполагающие ответ – да, нет.

6. Все усилия на то, чтобы говорил собеседник! Из беседующих, психологическое преимущество у того, кто слушает и задает вопросы.

7. С начала похвала, потом критика.

8. Фиксация полученной информации (во время беседы необходимы пометки).

9. Прекращать беседу сразу после достижения намеченной цели.

Из наблюдений: человек лучше запоминает то, что услышал в начале беседы, а делает, то, что услышал в ее конце.

10. Инициатива окончания беседы и ухода всегда принадлежит приглаженной стороне.

 

Цель и стратегия спора.

Чтобы разобраться в сущности спора, сравним его с близкими понятиями:

ü Диспут (dispute) латинское – рассуждаю, спорю. Это коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных и других проблем, на решение которых однозначного ответа нет. В процессе диспута высказываются различные точки зрения, обсуждения и т.д.

ü Дискуссия (discussion) латинское – рассмотрение, исследование. Это публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов.

ü Полемика (polemics) по-гречески – враждебный, воинственный. Для полемики также характерна процедура спора, но спора приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений, т.е. цель полемического спора – одержать победу над противником.

Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника) претендует на монопольное установление истины.

Можно выделить 7 вариантов протекания дискуссий и споров.

1. Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон использует интуицию и здравый смысл и постепенно склоняет к своей точке зрения другую сторону.

2. Логический подход – здесь характерен жесткий, логический анализ и ориентация, при которых участники спора приходят к некоторому окончательному выводу.

Логика – наука о правильном мышлении.

3. Софический подход, – при котором одна из сторон стремится переспорить оппонента любым, даже логически не правильным путем используя софизмы (уловка, выдумка, мнительное доказательство, преднамеренное нарушение законов логики).

4. Авторитарный подход, – когда одна из сторон, опираясь на авторитеты, либо используя свой авторитет или власть, навязывает свою точку зрения.

5. Критический подход, – когда одна из сторон делает акцент лишь на недостатки и слабые стороны оппонента, не стремится увидеть положительные стороны противоположной точки зрения.

6. Демагогический подход, – когда одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные цели.

7. Прагматический подход, – когда одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, а преследует свои меркантильные цели, скрытые от собеседника.

Цели видения спора можно разделить на две группы:

1. Конструктивные (приносящие положительный результат).

- обсудить все возможные варианты.

- выработать коллективное мышление.

- привлечь внимание к проблеме.

- опровергнуть ложные слухи.

- привлечь на свою сторону.

- оценить единомышленников.

2. Деструктивные (разрушительные).

- расколоть участников спора.

- завести решение проблемы в тупик.

- опорочить идею и его автора.

- превратить дискуссию в безрезультативный спор.

- повести дискуссию по сложному пути.

- разгромить инакомыслящих.

Как вести споры, дискуссии.

Мы часто говорим, что истина рождается в споре, но истина может и погибнуть в споре под обломками личных мнений, взаимных оскорблений и обид, поэтому необходимо обладать искусством ведения споров, чтобы направлять их в конструктивное русло.

10 правил ведения спора.

1. Споря, правильно поставь цель, четко определи предмет спора (т.е. зачем и о чем?).

2. Не бойся усомниться в правоте собственной точки зрения (усомниться в самом себе – высшее искусство и сила).

3. Умей поставить себя на место оппонента, проанализировать проблему с его точки зрения, т.е. применить принцип эмпатии (сочувствия).

4. Беседуя, обсуждая, споря - ищите истину, а не навязывайте только свою и тем более не поучайте других.

5. Споря, избегайте монолога, следуйте за аргументами оппонента.

6. Учитесь правильно задавать вопрос оппоненту, чтобы ответ на него «высветил» слабые стороны.

7. Споря, опирайся на факты, т.к. факты – вещь упрямая.

8. Избегай слов «я убежден», «мне кажется», «как считает большинство».

9. Если есть необходимость, то разбей обсуждаемую проблему на подпроблему, на вопросы.

10. Веди спор, не ради спора, а как средство для достижения истины.

Советы:

· Лучший прием против спорщика - дать ему выговорится.

· В споре часто выигрывает тот, кто не лишен чувства юмора и остроумия.

· В споре не лишнее обратить внимание на то, что объединяет два противоположных мнения.

Рекомендации по саморазвитию коммуникативных лидерских способностей.

· Увеличьте число своих публичных выступлений

· Увеличивайте время общения с людьми, которые вам интересны.

· Беседуя с людьми, развивайте свою наблюдательность.

· Не увлекайтесь монологами, ведите диалог.

· Поупражняйтесь входить в контакт с незнакомым для вас человеком.

· Постарайтесь понять свои достоинства, а главное свои недостатки как собеседника.

· Развивайте умение слушать других.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 8. Мастерство публичного выступления | Лекция № 11. Имидж делового человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.