КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный процесс
Общая характеристика Категории социальной динамики В недавнем прошлом глобальное противостояние марксистской и западных социогенетических концепций приводило почти к противоположному пониманию таких категорий, как, например, социальное развитие, социальный прогресс или социальное изменение. Но даже если отбросить это глобальное противостояние, то и в рамках самих западных концепций существовал, да и сейчас существует значительный концептуальный разброс при истолковании этих категорий. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, постараемся выделить такие категории, которые во всех теоретических системах, по крайней мере, признаются как необходимые, как составляющие тот смысловой каркас, без которого невозможно смоделировать картину социального развития. Не отрицая в целом факт социального развития, многие исследователи истолковывают его по-разному: одни говорят о развитии, другие об эволюции, третьи об изменении; одни делают упор на прогрессе, другим везде чудится регресс и упадок; одни видят избавление от социальных невзгод в реформах, другие же предпочитают говорить только о революции и т.д. Ясно, что все эти теоретические нюансы зависят не столько от объекта исследования, сколько от политической позиции авторов. При строгом рассмотрении можно заметить, что все эти понятия и категории не противоречат, а взаимодополняют друг друга. При этом основной категорией остается понятие "развитие ", ибо только оно во всей полноте схватывает момент качественного преобразования, перехода системы из одного состояния в другое - более высокое и совершенное. Причем оно не исключает, а наоборот, предполагает и моменты изменения, и эволюцию, и другие качественные преобразования. Учитывая это обстоятельство, все категории социальной динамики необходимо рассмотреть в их взаимосвязи и взаимодополнении. Многообразные явления в природе и обществе непосредственно или опосредованно связаны между собой. Относительно однородные серии явлений, которые связаны причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями, называются процессами, (например, смена времен года, рост организма и т.д.). Социологическая наука занимается проблемами взаимодействия людей, малых и больших человеческих групп и объединений и, следовательно, изучает социальные процессы. Социологическая категория " социальный процесс " может быть определена (исходя из задач самой социологической науки и сущности предмета изучения) как совокупность статистически устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями). Серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет временную протяженность, логически прослеживаемую последовательность, где предыдущие ее этапы с необходимостью предопределяют последующие. Социальные процессы характеризуются также непрерывностью и идентичностью. Осуществление социологического изучения многообразных социальных процессов требует учета их специфических особенностей и отличительных черт. В чем же заключаются эти особенности? К их числу исследователи относят: - массовый характер социальных процессов, что означает, что единичные действия людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социальными процессами; - общественное содержание, источники и результаты социальных процессов. Социальные процессы не могут осуществляться вне общества, т.к. их содержание - это деятельность, поведение и действия людей по отношению друг к другу или ко всему прочему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными проблемами и направлены на их снятие. Сами же социальные проблемы есть продукт общества; - устойчивость социальных процессов. Это неотъемлемая сущностная характеристика анализируемого феномена. Если в серии явлений не наблюдается устойчивая, логически прослеживаемая причинно-следственная взаимосвязь, то такую серию явлений нельзя с уверенностью относить к классу социальных процессов; - самодеятельность участников социальных процессов. Данная особенность позволяет относить к классу социальных процессов только те, которые возникают и осуществляются как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера, что зачастую было присуще командно-бюрократической системе управления. В истории социологической науки предпринимались многие попытки классифицировать социальные процессы. Первую такую попытку предпринял немецкий социолог Л. фон Визе (1876-1969). По его мнению, социальные процессы можно делить на две категории - ассоциативные (объединение, приспособление, сближение) и диссоциативные (оппозиция, соперничество, конфликт). Однако такой подход не лишен своих недостатков. Так, диссоциативные процессы, по мнению фон Визе, должны характеризоваться как сугубо негативные. Но это далеко не так. Соперничество, например, может быть конструктивным, конфликт - стабилизирующим систему, а не разрушающим ее. Социальные процессы могут делиться на процессы воспроизводства и развития. Первая группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса отношений, вторая - на качественное их изменение как в позитивном, так и в негативном направлениях. Таким образом, процессы воспроизводства могут быть функциональными и дисфункциональными. В соответствии с уровнем системы различают процессы: - внутриличностные (например, социализация, самообразование, самовоспитание); - межличностные (внутрисемейные отношения, дружба, любовь); - внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодействия и т.п.); - межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть); - социетальные - охватывающие общество в целом как таковое. Классификация социальных процессов может осуществляться по критерию их направленности. Первую группу в этой классификации будут составлять социальные процессы, которые связаны в первую очередь с совершенствованием общественных отношений. Во вторую группу входят социальные процессы, порожденные функционированием конкретной общественной системы, не ведущие в то же время к ее непосредственному изменению, это - социальная мобильность, инфляция, безработица, преступность. Социальные процессы, относимые к данной группе, могут рассматриваться как конструктивные и деструктивные. Одни служат механизмом развития общественных отношений, другие тормозят его. Перечисленные наиболее общие социальные процессы возникают в силу объективных общественных условий жизни социума, но могут контролироваться на уровне общества его управленческими институтами от имени этого общества. Социальные процессы могут становиться предметом исследования многих общественных наук (экономики, политологии, социальной психологии, истории, юриспруденции и т.д.). Занимается исследованием основных социальных процессов и социологическая наука. Целью социологического изучения того или иного социального процесса является решение проблем, им вызванных и обусловленных. Для этого необходим глубокий анализ изучаемого процесса. Знание сущности и содержания категории "социальный процесс" во многом облегчает осуществление такого анализа, помогает точнее выявить конкретный исследовательский предмет, осуществить выделение основных понятий, провести их операционализацию. Знание конкретных носителей тех или иных социальных процессов помогает социологу точнее описать объект исследования, обосновать и рассчитать выборку. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь между конкретной прикладной социологической работой и социологической теорией. Социологические исследования социальных процессов имеют определенную специфику. В чем она заключается? Уже отмечалось, что социальные процессы характеризуются устойчивостью и протяженностью. Кроме того, взаимосвязь явлений, входящих в качестве составляющих элементов в тот или иной социальный процесс, может быть представлена как некая гипотетическая ось, специальное изучение которой может помочь разобраться в сути самого процесса. Так как социальные процессы обладают свойством устойчивости, их изучение не должно быть точечным. Суть исследовательского процесса состоит в том, что предмет изучения в социологии многогранен, а, следовательно, трудно вычленяем. Для достижения цели исследования социологу необходимо понять не только сущность социального процесса в целом, но и сущность социальных явлений, составляющих этот процесс, а также познать характеристики "оси" изучаемого процесса. Социологический инструментарий по этим причинам может быть достаточно объемным. Однако в силу устойчивости социальных процессов, о чем говорилось ранее, изучение каждого социального явления, входящего в данный социальный процесс, может проводиться отдельно. Если социальный процесс есть не что иное, как динамика развития определенного общественного феномена, то и исследование этого развития должно осуществляться в определенной динамике. Изучение социального процесса предполагает: - фиксацию первоначального (стартового) состояния социологическими средствами; - сбор информации об истоках возникновения данного социального процесса (по литературе, прессе, свидетельствам очевидцев и т.д.); - создание на базе этой информации (пункты 1 и 2) базовой модели процесса; - изучение отдельных явлений, составляющих процесс; - изучение взаимосвязи между явлениями, составляющими процесс; - выделение связующей "оси" социального процесса и изучение ее сущностных характеристик; - выявление на базе анализа иерархии явлений, составляющих процесс, их "рейтинга"; - определение круга явлений, входящих в процесс, которые в доминирующей степени характеризуют его сущность; - фиксацию изменений в обществе или общностях и группах в ходе протекания процесса, поиск закономерностей становления этих изменений; - прогнозирование на базе полученной информации хода развития изучаемого феномена, ее направленности и устойчивости. Исследование социального процесса может осуществляться с использованием лонгитюдного подхода, когда устанавливается наблюдение за конкретной социальной группой - носительницей данного процесса, и информация снимается по ходу развития самого процесса. Как правило, в ходе исследования того или иного социального процесса изучаются поведение, установки и характеристики различных социально-демографических категорий людей, вовлеченных в данный процесс. Это означает, что наиболее рациональной является квотная, пропорциональная выборка. Изучение социальных процессов осуществляется различными социологическими методами. Однако, как правило, такое изучение бывает комплексным. Получение базовой информации (точечный замер состояния процесса в данный момент) осуществляется методом опроса (чаще всего, в силу объемности требующейся информации, анкетного). Информация о стартовом состоянии изучаемого процесса получается методами анализа информации (вербальных источников, документов) и опроса экспертов и очевидцев. Изменения по ходу процесса могут фиксироваться опросными методами и в ходе социологического наблюдения. При необходимости организации управленческого воздействия на изучаемый социальный процесс с целью оптимизации его функционирования или изменения направленности может использоваться метод социологического эксперимента. Прогнозирование возможностей хода изучаемого процесса осуществляется на базе всей полученной информации при условии наличия динамичности в ходе ее сбора. Особый методический подход требуется при исследовании дисфункциональных, регрессивных, диссоциативных процессов. Дело в том, что ситуация, создаваемая подобными процессами, взрывоопасна, и проблема должна быть снята в короткие сроки. Социологическое исследование подобных проблем можно определить как конструктивно-восстановительное. Реализуя подобную функцию, социологическое исследование должно проводиться в сжатые сроки с повышенной точностью. В условиях работы по изучению диссоциативных процессов наиболее сложным является этап контакта с респондентами. Дело в том, что последние, находясь в русле развивающегося процесса, подвержены его воздействию и находятся, в этой связи, в состоянии возбуждения и нервного напряжения. Это особенно характерно для исследования конфликтных ситуаций. Приступая к работе с такими респондентами, социолог должен знать и помнить: - информация, получаемая в ходе сбора, может быть искажена, если не обеспечена анонимность при ее сборе; - респонденты со значительно меньшим, чем в обычных условиях, желанием идут на контакт с интервьюером; - нетактично поставленные вопросы или неосторожные слова и действия интервьюера могут не только вызвать негативное отношение к нему самому, но и усугубить конфликтную ситуацию, ускорить ход деструктивного социального процесса; - полученная от конкретных респондентов информация не должна попасть в руки любых людей, не имеющих прямого отношения к проведению данной научно-исследовательской работы. Особые требования предъявляются к социологам и на этапе анализа социологической информации. Аналитик должен отвлечься от собственной оценки событий, собственного отношения к происходящему. Он должен быть нейтральным и беспристрастным. При анализе данных, полученных в ходе сбора информации, применяются методы структурно-функционального подхода. С одной стороны, рассматриваются особенности внутренней структуры и содержания процесса, взаимодействие явлений, его составляющих; с другой - прослеживается влияние внешних факторов на развитие изучаемого процесса. При этом рассматриваются направления воздействия внешних факторов как на изучаемый социальный процесс в целом, так и на отдельные его элементы. Как правило, вычленяются те источники внешних воздействий, которые в состоянии кардинально повлиять на статус изучаемого социального процесса, изменить его структуру или направленность. Это в определенной мере усугубляется непрогнозированностью течения множества сложных социальных процессов, вызываемых условиями жизни общества, трудностями реформ и т.д. Преодоление негативных тенденций в обществе, снятие деструктивных противоречий во многом определяются тем, насколько точно и в какой мере можно предсказать их последствия.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |