КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичной информации
ОПРОС КАК МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ Опрос — метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Качество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса. Понятие опроса применяется в различных науках для обозначения приемов получения информации, носителем которой является человек. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни. Специфика социологического опроса: • при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий; • опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению; • опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом; • опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества; • опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей; • при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности; • вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса. Основные элементы опроса: 1. Социолог, конструирующий инструментарий, 2. Анкетер или интервьюер. 3. Анкета или план интервью. 4. Ситуация опроса. 5. Респондент. 7. Социальная реальность. Основные этапы подготовки и проведения опроса: 1. Определение целей и задач опроса, определение проблемы, предмета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, определение исходных понятий. 2. Обоснование выборки: определение генеральной и выборочной совокупности. 3. Обоснование опросного листа: а) содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов; б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации; в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса; г) обеспечение условий для обработки результатов исследования на ЭВМ; д) обоснование сроков опроса, тиражирование документов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервьюеров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка. В социологических исследованиях используются различные виды опросов. По формам контакта исследователя и респондента выделяют варианты опроса: а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный); б) индивидуальный или групповой; в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный). г) устный или письменный; д) сплошной или выборочный; е) по месту жительства или работы. В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям: 1) анкетирование— опосредованный, письменный опрос, 2) интервью — непосредственный, устный опрос. Анкетный опрос — один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Композиция анкеты: 1. Титульный лист и вводная часть. Указывается, кто и с какой целью проводит опрос, приводится инструкция заполнения анкеты, определяется способ возврата анкеты. 2. Основная (содержательная) часть. а) контактные вопросы: заинтересовывают респондента, простые в своих формулировках, б) основные вопросы: содержание их полностью определяется целями и задачами исследования, в) заключительные вопросы: снимают напряжение. 3, Социально-демографическая часть — паспортичка об объективном положении, статусе опрашиваемого. В заключение выражается благодарность за участие в опросе. Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут — в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса — наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты. Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента — это недостатки анкетного опроса. Преимущество его — минимум влияния анкетера на респондента. Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое. Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие вопросы называются индивидуальными и групповыми. Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки №т.д. Преимущества почтового опроса: 1) прост в организации и проведении; 2) позволяет провести опрос одновременно на большой территории; 3)позволяет выбрать респонденту удобное для него время заполнения; 4)отсутствует психологический барьер, который может возникнуть при прямом контакте с анкетером. Недостатки почтового опроса: 1) низкий процент возврата анкет, 2) возможность группового заполнения анкеты. 3) искажается выборочная совокупность. Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Преимущества прессового опроса: 1) экономичность исследования, 2) оперативный зондаж общественного мнения. Недостатки: 1) невозможно определить репрезентативность данных, 2) процент возврата не превышает 5%, 3) ограниченность размера анкеты. Интервью — другой вид опроса, использующий непосредственное со циально— психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Две функции интервью: а) получение информации; б) воздействие на респондента. Преимущества интервью: 1) позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента; 2) возможность следить за степенью искренности при ответах; 3) личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника. Недостатки интервьюирования: 1) значительные временные затраты; 2) обстановка интервью может не располагать к откровенности; 3) трудность подготовки интервьюеров. Длится интервью в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты. В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают свободное, формализованное и фокусированное интервью. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы. Уместно на стадии уточнения проблемы исследования. Формализованное (стандартизированное) интервью— общение респондента и интервьюера строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Самый распространенный вид интервью. Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Такое интервью имеет своей целью сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные достоинства — оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью— 10-15минут, вопросы не должны быть длинными. Методы стимулирования процесса интервью: выражение согласия; использование коротких пауз; повторение основного вопроса; частичное несогласие; указание на противоречие в ответах; повторение последних слов респондента; уточнение путем неправильного повторения ответа; • требование добавочной информации. Достоверность и надежность полученных данных во многом зависят от личности интервьюера. Возможные причины искажения информации при интервьюировании: 1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера: а) различия в возрасте опрашиваемого и интервьюера, б) различия образовательного уровня, в) различия пола, г) негативное влияние прически, фигуры, одежды. 2. Стиль поведения интервьюера: а) унижение чувства собственного достоинства опрашиваемого, б) демонстрация собственной точки зрения интервьюера, в) полемика в ходе интервью, г) демонстрация превосходства над опрашиваемым. 3. Неправильный выбор места и времени интервью. 4. Чрезмерная длительность интервью. 5. Неадекватное восприятие интервьюера опрашиваемым (например, как представителя администрации). 6. Небрежное оформление протокола интервью. При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на -& которые отвечают респонденты. Вопрос анкеты (интервью) — это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса. Классификация вопросов: • по содержанию вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента; • по форме: прямые и косвенные, открытые, полузакрытые, закрытые); 3) апробация анкеты (проведение пилотажного исследования) Далее — исправляются все обнаруженные погрешности и анкета размножается.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |