КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод экспертной оценки
Метод экспертной оценки в социологии — в котором респондентами являются эксперты -ной области деятельности. Основное назначение метода экспертной оценки —выявление наиболее сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности получаемой информации, выводов. Экспертный опрос применяется при изучении всех сфер деятельности для диагностики и прогнозирования, проектирования, для оценки состояния социального субъекта и принятия решений. Разновидности экспертного опроса применяются и на всех этапах прикладных социологических исследований. Отличительная особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. Экспертиза — процедура получения информации от экспертов. Экспертные оценки — это суждение экспертов о различных сферах человеческой деятельности, предполагающий процедуру сравнения объектов и их свойств по выделенным критериям. Основные нормативные требования: • тщательность подбора экспертов; • оценка надежности представленной экспертами информации; • создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования; • учет факторов, влияющих на суждения экспертов; • сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования. Специфика опроса экспертов: 1. Нет необходимости применять в анкете косвенные или контрольные вопросы. 2. Программа опроса экспертов не детализирована и носит концептуальный характер. 3. В анкете используются преимущественно открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа. Качество и надежность экспертных оценок снижает неупорядоченный подбор экспертов. Критерии отбора экспертов: 1. Степень компетентности эксперта. Ее показатели — ученая степень, ученое звание, стаж работы по специальности, служебное положение, число опубликованных работ и т.д. 2. Эксперт должен ориентироваться в последних достижениях современной науки в тех областях, которые являются предметом экспертизы. 3. Сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта. 4. Способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, умение перерабатывать и усваивать качественно новую информацию. 5. Высокие моральные качества эксперта. 6. Требуется сочетание психологически приемлемых друг для друга в группе экспертов различного возраста, различных научных школ и т.д. Экспертная группа не может быть многочисленной. Методы отбора экспертов: объективный — использование специальных методик отбора, субъективный— привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов. ~ Объективный подход имеет два варианта: а) документальный метод — подбор экспертов на основе социально-демографических данных. б) экспериментальный метод — отбор на основе тестирования кандидата. Субъективный подход также имеет несколько вариаций: а) аттестация — подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы(может проводиться в несколько туров); б) метод взаимной оценки в баллах или ранжированием; в) метод самооценки компетентности. Формы экспертного опроса: 1) разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью); 2) однократный коллективный опрос (совещания, мозговой штурм); 3) индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника); 4) коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор). Важной формой экспертного опроса является метод мозгового штурма. Сущность такого метода заключается в исключении в процессе обсуждения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом проведения мозгового штурма является предположение, что чем больше идей и чем они разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые. Результаты мозговой атаки оказывают влияние на развитие личных качеств членов коллектива. Особое значение она имеет в социальном прогнозировании. Американские исследователи отмечают, что ситуация мозгового штурма повышает общую производительность его участников при соблюдении следующих правил: 1. Сформируйте проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт, 2. Не объявляйте ложной и не прекращайте исследовать ни одну идею, 3. Подхватывайте идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной. 4. Оказывайте поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности. Наиболее трудная задача для организаторов мозгового штурма — комплектация группы, которая должна включать специалистов в области исследуемой проблемы и одновременно людей с развитым творческим воображением. Один из ведущих экспертов назначается руководителем, президентом круглого стола, удерживающим внимание на центральной теме дискуссии. Дискуссию может назначить специально выделенный докладчик. Эксперты-аналитики раскрывают современное состояние и тенденции исследования поставленной проблемы. Эксперты-генераторы высказывают нетривиальные, оригинальные идеи. Эксперты-регуляторы “притормаживают” обсуждение случайных идей: Эксперты-стимуляторы стремятся оживит оставленные в стороне конструктивные идеи. Эксперты-селекторы оценивают высказанные предложения и дают слово руководителю, который подводит итоги. Эксперты-методисты отвечают за подготовку, проведение и обработку материалов дискуссии. Оптимальное число экспертов — 20-25 человек. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5-2 часа. Важным средством выяснения возможный путей решения проблемы является “традиционная дискуссия” — метод беседы с небольшой группой экспертов на тему социологического исследования. Целью дискуссии является выработка группового коллективного мнения. Предпосылкой успешной групповой дискуссии является четкая формулировка предмета дискуссии и знакомство с ней подавляющего большинства участников. В значительной мере успех дискуссии зависит от культуры, подготовки, проведения и оформления коллективного мнения экспертов. “Метод отнесенной оценки” — повторение нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепенной выработки единого мнения всех или большинства участников экспертизы, с оставлением за несогласными права на частное заключение. Методы экспертизы при коллективной работе ее участников имеют много явных преимуществ, но одновременно обладают и рядом недостатков. Главный недостаток связан с воздействием экспертов друг на друга. Этот недостаток преодолевается с помощью индивидуального опроса в несколько туров. Заочный вариант “метода отнесенной оценки” приобрел название метода Дельфи, или дельфийской техники (от названия древнегреческого города, получившего известность как центр предсказаний оракулов). Дельфийская техника гарантирует соблюдение анонимности респондентов — эксперты друг с другом не встречаются и заполняют анонимные анкеты или подключаются непосредственно к работе с ЭВМ. После первого тура эксперты знакомятся с итоговыми характеристиками позиции группы в целом. Во втором туре они получают возможность либо сблизить свое мнение с позицией большинства, либо изучит причину отклонения. В третьем туре новая информация открывает возможность еще раз пересмотреть свою точку зрения. Упрощенные вариации дельфийской техники (“минидельфи”) позволяют собрать экспертные оценки по 2-3 турам за несколько часов или дней. Недостатки “метода Дельфи”: - сложность подготовки, проведения и обработки результатов, - сравнительно большие временные затраты времени и средств. Несмотря на недостатки, дельфийская техника получила значительное распространение. По масштабам применения во многих странах она оказалась впервой пятерке наиболее популярных методов социального прогнозирования. Экспертный опрос в современном виде часто строится на совместном использовании различных методов, форм и процедур. Так, на основе использования дельфийской техники построена одна из американских систем прогнозирования — “Паттерн”, которая позволяет создать систему информационных моделей в виде дерева целей. Работа по созданию системы начинается с создания сценария, т.е. описания состояния и направления развития исследуемого объекта. На следующем этапе строится дерево целей, для всякой цели разрабатываются необходимые и достаточные подцели, являющиеся условием достижения общей цели. На третьем этапе определяются коэффициенты относительной важности критериев и целей на всех уровнях. Далее определяются конкретные виды необходимых работ, ресурсы и сроки их осуществления ^ Самая длинная цепочка есть время исполнения всего комплекса работ.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |