Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность культуры в системе социологического знания

Специфика гуманитарного знания отражена в самом его названии –humanus – человеческий. В отличие от естествознания, которое исследует природу, оно изучает человеческий, во многом искусственный мир, не материю человека, а его субъективность, социальное бытие, то есть культуру.

Культура – это то, что характеризует переход из животного состояния в социальную жизнь, в сферу собственно человеческого бытия и общественных отношений. Она имеет своей функцией осуществление человеческой деятельности, обеспечивает ее единство и целостность.

Культура – это то, что целенаправленно создано человеком; это опосредствующее звено между общественным и личностным развитием.

Социальная жизнь людей имеет две особенности: а) носит групповой характер; б) поведение людей регулируется системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Сущность социальной жизни проявляется во взаимодействии людей с помощью языка, верований, знаний, ценностей. Именно это и нужно учитывать, чтобы понимать поведение человека в его реальной жизни.

Любая потребность человеком воспринимается через соответствующие нормы и стандарты. Сама форма, способ удовлетворения потребности является результатом усвоения человеком норм и правил поведения.

Социология рассматривает культуру в аспекте, непосредственно связанном с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества.

Таким образом, культура в социологии понимается как: во-первых, общеразделяемая система ценностей, символов и значений; во-вторых, то, что усваивает человек в процессе жизнедеятельности, т. е. формирование внегенетической программы поведения и жизнедеятельности; в-третьих, трансляция опыта поколений.

Изучение феномена культуры имеет свою историю, которая включает историю самой культуры и историю изучения культуры. Само понятие культуры стало использоваться в науке с XVIII в. К этому времени в общественной жизни человека произошли существенные изменения. Развитие промышленности привело к появлению буржуазных отношений и разрушающему воздействию их на все старое – традиционные, патриархальные связи и отношения, до того привязывавшие человека к еще во многом природным условиям его жизни и к его «естественным повелителям».

Происшедшие перемены, особенно в способе производства, четко обнаружили общественно-производительную мощь труда, а следовательно, мощь человека, что привело к осознанию действительных возможностей человека и породило понятие, наиболее полно фиксирующее результаты и последствия его деятельности, – понятие культура.

Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах существования людей, но естественно, еще не адекватно отражающихся в их сознании.

Пока жизнь людей зависела от неподвластных им сил природы, от естественных, еще не преобразованных трудом обстоятельств, решающую роль в своей жизни они, как правило, отводили не самим себе, а этим обстоятельствам, которые обожествлялись, превращались в предмет религиозного почитания.

Мифологические и религиозные культы древности, выражая зависимость людей от природы, наделяли ее человеческими свойствами – сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих. По мере осознания этого вырабатываются первые, вначале еще расплывчатые и неопределенные представления о культуре. Таким образом, в понятии «культура» находит выражение осознание человеком своей роли в действительном мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию ни природных, ни божественных сил, что означало рождение культа самого человека, пришедшего на смену всем культам древности.

Если в средневековье главным авторитетом в жизни человека было священное писание и церковь, то со времен эпохи Возрождения авторитетом становится право человека на собственную мысль и творчество.

Дж. Манетти писал в XV в.: «После первоначального и еще незаконченного творения мира, все, по-видимому, было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства нами. Ведь наше, т. е. человеческое, поскольку сделано людьми, то, что вокруг: все жилища, укрепления, города, наконец, все сооружения на земле … Наши – живопись, скульптура, ремесла, науки. Наконец, наши – все орудия, достойные удивления и восхищения …».

Приведенное высказывание иллюстрирует «открытие» модели самих себя, своих возможностей, а значит, свидетельствует об осознании людьми своих позиций на земле. Созданное человеком, если и не уравнивает его с Богом, то поднимает надо всем остальным существующим, т.к. человек своим трудом завершает дело творения.

Благодаря этому человек возвышается над ограниченностью своего физического существования; преодолевает свою физическую конечность, приобщается к гармонии целого, к бесконечности мира.

Своим существованием в мире человек как бы устанавливает границу, отделяющую и отличающую его от других форм жизни. Введение в употребление понятия культура свидетельствует об окончательной «эмансипации» сознания человека от божественного и природного миров. Граница, отделяющая человека от остального мира, т.е. граница самой культуры, – это историческая дистанция, задаваемая не внешней природой (как у животных) и не сверхприродным существом, а самим человеком. Человек в силу собственной разумности ставит себе такую границу. В этом смысле человек есть самоизменяющееся, саморазвивающееся существо, субъект своего развития. Культура же представляет собой область существования человека в качестве такого субъекта, или культура есть развитие человека как разумного существа.

Культура способна развиваться и жить в одновременности, в диалоге, т. е. в общении, в контексте настоящего. Проще говоря, в культуре все ее составные сосуществуют в пространстве и времени. Культура – это единое произведение, созданное и пересоздаваемое людьми во все времена.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы обработки первичной социологической информации | Типология культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.