Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология культуры

В социологическом анализе выделяют 3 уровня культуры.

1. Эмпирический – сюда относят учреждения и ведомства, непосредственно занимающиеся «аккумуляцией» культуры.

2. Нормативный – нормы, правила, регулирующие поведение человека и социальных групп (институциализированные и неформальные).

3. Фундаментальные ценности, идеи, символы.

Для нашего времени характерно, что совокупность идей и значимых символов намного превышает реальные потребности общества. Это наблюдается в самых разных формах научного знания, видах и формах искусства, литературы, живописи, поэзии. Очень свободна и условна мораль современного общества, позволяющая человеку многое, что раньше было недоступным.

Это увеличивает многообразие человеческой деятельности как выражение определенных культурных ценностей – символов, отражающих новые жизненные потребности общества, новый уровень адаптации общества к возникающим проблемам. Многообразие современной культуры – это стимул для раскрытия творческого человека.

Информационное богатство, «избыточность» имеющихся духовных ресурсов способствует повышению надежности социальной системы, помогает ей адаптироваться к непредвиденным изменениям, а неустойчивость доиндустриальных систем как раз и объясняется бедностью и ограниченностью культуры.

Культура по отношению к обществу выступает как своеобразный резервуар духовных ресурсов, накопитель и хранитель всего ценного и положительного.

Культурную основу общества составляют общеразделяемые ценности. Они тоже имеют свои уровни и масштабность:

1) смысложизненные;

2) универсальные: витальные, социальные, межличностного общения, демократичные;

3) партикулярные: привязанность к малой Родине, семье, фетишизм.

Под ценностью в социологии понимается способность того или иного объекта удовлетворять потребности, желания, интересы.

Наличие такого разнообразия в системе ценностей позволяет наряду с общеразделяемыми существовать и локальным системам и интегрировать социальные группы с разными субкультурами в единые социальные системы.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, в социологии различаются ее формы:

1) элитарная культура – создается профессионалами для привилегированной части общества, по ее заказу;

2) фольккультура – создается анонимным творчеством народных масс, проходит жесткий отбор временем, поэтому закрепляет и сохраняет только значительные образцы;

3) массовая культура – создается профессионалами по заказу властей, существует с использованием средств массовой коммуникации.

НТР резко изменила освоение людьми отдельных научных открытий и достижений. С помощью современных СМИ они быстро становятся достоянием общества, используются им в повседневной жизни. Так, например, между открытием принципа фотографии и ее использованием прошло 100 лет, телефона – 50 лет. В настоящее время на массовое освоение достаточно одного года.

СМИ активно воздействуют на современного человека, заполняют его досуг, способствуют раскрытию его сил, не только информируют о состоянии мира, но и достаточно сильно изменяют весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры.

Массовым коммуникациям в анализе культуры традиционно уделяется большое внимание. Именно они определяют характер и масштабность взаимодействия людей.

А. Тойнби (1889–1975), английский историк-философ, предложил типологизацию культуры по характеру общения. Он выделил 4 типа цивилизации: первобытно-речевую, период оформления речевого общения, освоения людьми пойм рек; морскую – приобретение навигационного опыта, развитие торговли, установление межэтнических отношений; океаническую и воздушную. По его мнению, коммуникация – это не только общение, это трансляция культурных ценностей, возникает с их появлением и сопровождает человечество, развиваясь и дифференцируясь на протяжении всей его истории.

Широко распространен подход к анализу типов культуры, где критерием является техническое оформление коммуникации, количество общающихся поколений. Исходя из этого выделяют: дописьменную культуру, где общаться могли только современники; письменную – здесь общение уже возможно без визуального и голосового сопровождения. Изобретение письменности прочно связало людей во времени, позволило не зависеть от расстояний, привело к изменению форм мышления, т. к. от образного оно перешло к логическому.

В настоящее время человечество совершает переход от письменной культуры к экранной. Это приводит к фундаментальным изменениям в культуре, о чем свидетельствует распространение нового типа общения, основанного на возможности свободного выхода личности в информационный космос; становится господствующим новый тип мышления – сращение логического и образного, синтез понятийного и наглядного; формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования; вводится новый тип включения в трудовую деятельность, где главными становятся удобства для работника, особенно в науке и искусстве.

По-прежнему сохраняется в обществе, исследуется в социологическом анализе деление культуры:

- на доминирующую – ценности и нормы поведения которой официально одобряются, поддерживаются государственной политикой;

- на субкультуру – ценности и нормы одобряются в пределах социальных групп, но они не противостоят остальным;

- на контркультуру – ценности и нормы которой разделяются только членами отдельных групп, противопоставляют эту группу остальным людям, сами противостоят доминирующим ценностям.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность культуры в системе социологического знания | Элементы и функции культуры в обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.