Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1 - Введение в менеджмент. Менеджмент как вид деятельности и система управления

План лекции:

1) Сущность и содержание менеджмента как системы и вида деятельности. Содержание понятий «менеджмент» и «управление».

2) Цели и задачи управления. Философия, функции, уровни и принципы управления. Разнообразие моделей менеджмента.

3) Теория и практика менеджмента. Объект менеджмента. Методы менеджмента. Принципы менеджмента. Норма управляемости (диапазон контроля).

4) Норма управляемости. Управленческая ответственность. Управленческая информация и ее виды. Управленческие полномочия. Управленческая проблема. Управленческое решение.

1. Современный менеджмент – есть классическая теория управления.

С одной стороны это наука, так как в ее основе объективное знание или объяснительная функция, системность и упорядоченность знаний, предсказательность и четкая логическая организованность. С другой – это искусство, так как раскрываемые закономерности подвижны и требуют, порой, включения интуитивных способов деятельности, а главное – опыта.

Менеджмент (от «манус» — рука, управление, заведывание, организация) – теория и практика преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли.

Это комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала, земли) и финансов, который основывается на системе функций, принципов, форм, методов и организационной структуре. Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Это же и совокупность принципов, методов, средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли. Оскфордский словарь дает понимание менеджмента как способа, манеры обращения с людьми, власти и искусства управления, административные навыки, орган управления, административную единицу.

Впервые упоминание термина «менеджмент» произошло в докладе Г.Тауна (1844-1924 гг.) на ежегодном собрании инженеров-механиков в США. Разделение на понятия «управляемая» и «управляющая» системы, а также понятия «живой и мертвой природы организационных систем» принадлежит А.А.Богданову.

Значимость менеджмента была особенно сознана в 30-е годы 20 века (деятельность превратилась в профессию, область знания – в самостоятельную дисциплину, социальный слой – в силу).

Менеджер (наемный работник) – это управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль.

Термин «управление» является более широким в сравнении с термином «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности. Менеджмент (англ.) же функционирует исключительно в условиях рынка. Управление (рус.) – это процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

 

Менеджмент:

а) система и процесс (координации людских и иных ресурсов с целью поставленных организационных задач, повышения эффективности производства и его прибыльности);

б) группа специалистов (административно-управленческий персонал — АУП);

в) управленческий орган (подразделение, структура);

г) способ, манера обращения с людьми, власть, наука и искусство управления, особого рода умения.

Менеджер и руководитель одно и тоже, одновременно и нет. Американцы, используя понятие менеджер, почти всегда подразумевают человека, группу людей, организующих работу предприятия. Чаще синонимизируют с термином «администрирование» (обезличенное). И всегда имеют ввиду профессионального управляющего. У русских же функции управляющего может выполнять экономист, инженер, т.п. Полноценному менеджеру необходимо знать английский язык, так как первоисточники можно прочитать на нем, на нем изъясняются менеджеры всего мира при встрече. Менеджер всегда анализирует взаимосвязи между частями организации, отношения организации с внешней средой.

Виды менеджмента:

- организационный (создание организаций);

- перспективный (разработка долгосрочных целей);

- текущий (постановка конкретных задач);

- производственный (выбор основных параметров технологического процесса);

- инновационный (процесс научных исследований, прикладных разработок);

- кадровый (решает задачи подбора и расстановки кадров, обучения и повышения квалификации, создания благоприятного психологического климата);

- финансовый (составление бюджета и финансового плана организации);

- эккаунтинговый (сбор и обработка данных, вскрытие резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала);

- маркетинговый (изучение рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой политики, рекламы).

2. Важным фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации, что позволяет говорить о разнообразии моделей менеджмента.

Американская модель.

Главная задача – овладеть способностью адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности во внешней среде при сохранении эффективности производства.

Особенности: инициативность, высокий профессионализм, организованность и деловитость, оплата труда строго по сложности и продолжительности, количественный учет любой работы.

Японская модель.

Главная задача – высокое качество продукции при нулевых производственных запасах (не впрок).

Особенности: пожизненный найм работников; система непрерывного поточного производства – канбан; объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы – кайрацу; неподдельная забота о каждом работнике, сплоченность, настойчивость.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура правовой системы | Российская модель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.