Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые особенности налогового менталитета россиян

В России фискальная система, как форма экономической власти в сфера, в которую так или иначе вовлечен каждый гражданин, требует психологического анализа, особенного в период подготовки нового налогового кодекса.

Выполненные исследования (О.А.Дейнека) отношения к налогам в контексте представления о социальной справедливости (обследовались служащие) государственного сектора и служащие коммерческой сферы) показали, во - первых, что нравственная составляющая оценки системы налогообложения сопровождалась представлением о ней как о несправедливой, несмотря на высокую степень согласия с тем, что налоги — неизбежное и разумное явление экономической жизни.

Во-вторых, максимальное согласие с утверждением о том, что каждый гражданин имеет право на информацию о движении средств от налогов, сочеталось с невысоким показателем знания о принципах нынешней системы налогообложения.

В-третьих, поиск когнитивных механизмов, включенных в формирование отношения к налогам в контексте их справедливости, позволил выделить следующие. Прежде всего, это механизм сравнения в разных его проявлениях (сравниваются свои доходы и расходы с доходами и расходами других людей, а также сравнивается настоящее с прошлым и возможным, но не случившимся из-за реформирования или очередного кризиса, сравниваются доходы с доходами людей той же профессии в других странах и т.п.), а также механизм идентификации собственной экономической ситуации с экономической ситуацией в стране. Так, в частности, степень согласия с утверждением «социально-экономическая справедливость — это то, что дает человеку возможность чувствовать, что он не хуже других» высокозначима и связана с тем, что человек близко к сердцу принимают неблагополучие в экономике страны.

В-четвертых, миф о пропорциональной справедливости рынка (представление о рынке, как обществе, в котором доход человека находится в прямой пропорциональной зависимости от интенсивности и качества его работы) потихоньку развенчивается. А те, кто в большей степени ориентированы на пропорциональную справедливость рынка, демонстрируют представление о том, что справедливость — это своего рода «общественный договор» между людьми с различным доходом.

В-пятых, у людей срабатывает механизм подравнивания вкладов и отдач, часто являющийся причиной уклонения от налогов, люди «добирают» то, что им не додает государство.

И, наконец, в-шестых, высокозначимые корреляционные связи показали, что те, кто в большей степени удовлетворены своим потреблением, в большей степени согласны с неизбежностью и разумностью налогов. Те, кто в меньшей степени довольны экономической ситуацией как потребители, чаще считают налоги кормушкой для чиновников.

В России пока еще много проблем, связанных с несовершенством налоговой системы, отрабатываются новые законодательные акты, которые призваны упростить, сделать доступными и справедливыми налоговые правила и требования. В связи с этим полезен опыт западных экономических психологов.

Лекция 3. Потребительское поведение: закономерности, факторы,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели поведения налогоплательщика | Формы власти рынка над человеком
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.