Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы власти рынка над человеком

Человек и мир вещей

Эффекты

Существуют различные точки зрения на проблему влияния рыночной системы на человека.

Т. Веблен показал, что потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их иногда покупать ненужные им товары. Жажда прибыли толкает предпринимателей на неэтичные поступки.

Веблен Торстейн (1857-1929) - американский экономист, основоположник институционализма. Т. Веблен попытался применить в экономике идеи о биологической эволюции. Работы Веблена представляют собой пример наиболее фундаментальной и острой критики неоклассической экономики. В Теории «праздного класса» он утверждал, что поведение потребителей, вопреки представлениям неоклассической теории, определяется не индивидуальными оценками товаров по степени их полезности. Так, поведение «праздного класса» часто обусловлено желанием подчеркнуть свою привилегированность с помощью «демонстративного потребления» и «демонстративного расточительства», а низшие классы порой стремятся копировать поведение «праздного класса».    

 


Ф. Найтговорит о влиянии потребителей на производство товаров и услуг. Стремление прибыли, толкает предпринимателей производить то, что нужно потребителю, а прибыль является наградой предпринимателю за деятельность в условиях рынка.

Найт, Фрэнк Хейнеман (1885 – 1974) - американский экономист. Найту принадлежит приоритет в выявлении особого рода риска - нестрахуемой неопределенности, который играет решающую роль в возникновении феномена предпринимательской прибыли. Ф. Найт выделил основные источники такой неопределенности: экономическое развитие и неустранимые различия в деловых способностях людей.

 

 


Оба автора занимают крайние позиции в оценке влиянии на человека. На самом деле, верно, нечто среднее. Рынок влияет на человека, его психику, вносит свои развивающие и деформирующие элементы.

  • навязанные потребности (рынок посредством рекламы формирует новые потребности или формы их удовлетворения)
  • ускоренное потребление (вещи проживают все более короткую жизнь)
  • опережающее потребление или кредит (жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение, что увеличивает стоимость вещи)
  • выбор из маргинальных различий (поток вещей различается несущественно, что осложняет выбор нужной альтернативы)

Накапливается дискомфорт от рекламы. Реклама это тоже товар, но бесплатный. Потребление реклам вызывает неосознанное чувство вины, которое провоцирует человека к совершению покупки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Некоторые особенности налогового менталитета россиян | Подходы к потребительскому поведению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.