Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие должностного лица как субъекта преступления

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ

В целях единообразного понимания термина «должностное лицо» при определении ответственности за преступления против интересов службы и преступлений, посягающих на иные объекты уголовно-правовой охраны, законодатель счел необходимым сформулировать понятие должностного лица в Уголовном кодексе Республики Беларусь.

В соответствие с ч. 4 ст. 4 УК под должностными лицами понимаются:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депута­ты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномо­чию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республи­ки Беларусь должности, связанные с выполнением:

¨ выполнением организацион­но-распорядительных обязанностей;

¨ выполнением административно-хозяйственных обязан­ностей;

¨ со­вершением юридически значимых действий.

К занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.

Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

Заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания этого работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы, наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества, материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.).

Лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.

В соответствие с Заключением Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № з-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» к лицам, совершающим юридически значимые действия наряду с иными лицами относятся

¨ преподаватели высших или средних специальных учебных заведений, уполномоченные в установленном порядке на принятие у обучаемых экзаменов или зачетов;

¨ учителя или воспитатели – на которых возложены обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения мероприятий или занятий.

¨ врачи – уполномоченные на выдачу листков нетрудоспособности или участвующие в работе ВТЭК, призывных комиссий.

Под должностными лицами, занимающими ответственное поло­жение, понимаются:

¨ Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты пред­ставителей и Председатель Совета Республики Национального собра­ния Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;

¨ руководители государственных органов, непосредственно под­чиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители;

¨ руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;

¨ судьи;

¨ прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (горо­дов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместите­ли;

¨ следователи и начальники органов дознания;

¨ руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, та­моженных органов и их заместители.

NB! При решении вопроса об уголовной ответственности должностного лица за преступления, которые были совершены с использованием этим лицом своих служебных полномочий, необходимо исходить из характера и объема этих полномочий.

Определение характера и объема властных или служебных полномочий должностного лица осуществляется посредством следующих правовых актов:

1. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. № 204-з «О государственной службе в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 70.

2. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 28 ноября 2001 г. № з-132/2001 «О соответствии Конституции положений пунктов 20 и 21 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10 апреля 1992 г. № 1 «О судебной практике по делам о взяточничестве» // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. 2001. № 4; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 114.

3. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № з-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. 2001. № 4; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 108.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003г., № 112; Судовы веснік. 2003, № 3.

Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК)

Объект нормальная и законная деятельность органов государ­ственной власти и управления, а также права и законные интересы граждан.

Объективная сторона заключается в совершении действий с использованием служебных полномочий в ущерб интересам службы.

Конструктивным признаком объективной стороны при злоупотреблении властью или служебным положением является то, что виновный:

ü совершает действия по службе, не выходящие за пределы предоставленных ему полномочий,

ü но не в интересах службы.

Обязательным признаком объективной стороны являются послед­ствия в виде причинения ущерба в крупном размере или существенно­го вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Крупным признается ущерб на сумму, в 250 и более раз превышаю­щую размер базовой величины.

Существенный вред правам и законным интересам граждан мо­жет выражаться в нарушении конституционных прав и свобод граж­дан.

Существенный вред государственным или общественным инте­ресам может выражаться в подрыве авторитета органов власти, созда­нии сбоев в их работе, нарушении общественного порядка и т.п.

По конструкции объективной стороны состав — материальный.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 424 УК): злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремле­нии лица получить имущественную выгоду без незаконного безвозмез­дного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, получение вне очереди квартиры и т.п.)

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремле­нии извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном та­кими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семействен­ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 424 УК). Действия, предусмотренные частями первой или второй ст. 424 УК, совершен­ные:

ü должностным лицом, занимающим ответственное положение;

ü при осуществлении функций по разгосударствлению или прива­тизации государственного имущества;

ü либо повлекшие тяжкие последствия, то есть крупные аварии, катастрофы, длительную остановку транспорта или производственно­го процесса, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п.

Разгосударствление — передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посред­ством приватизации) функций непосредственного управления хозяй­ствующими субъектами.

Приватизация — приобретение физическими и юридическими ли­цами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект — специальный (должностное лицо), с 16 лет.

Бездействие должностного лица (ст. 425 УК)

Объект нормальная и законная деятельность органов государ­ственной власти и управления. Дополнительный объект — права и за­конные интересы граждан.

Объективная сторона выражается в бездействии — неиспол­нении должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязаннос­тей:

¨ сопряженном с попустительством преступлению;

¨ повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки,

¨ повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Попустительство преступлению — это заранее не обещанное невоспрепятствование достоверно известному готовящемуся или совер­шенному преступлению.

По конструкции объективной стороны состав — формально-мате­риальный.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект — специальный (должностное лицо), с 16 лет. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, перечисленные в ч. 2 и 3 ст. 425 УК, в большинстве своем совпадают с аналогичными признаками, рассмотренными в ч. 2 и 3 ст. 424 УК.

Превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК)

Объект нормальная и законная деятельность органов государственной власти и управления, а также права и законные интересы граждан.

Объективная сторона преступления выражается в соверше­нии действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных законом должностному лицу.

Эти полномочия:

1) относятся к компетенции другого должностного лица;

2) к компетенции коллегиального органа;

3) могли быть совершены должностным лицом при наличии специ­альных полномочий или особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

4) не вправе совершить никто и ни при каких обстоятельствах. Обязательными признаками объективной стороны являются по­следствия в виде причинения ущерба в крупном размере или сущес­твенного вреда правам и законным интересам граждан либо госу­дарственным или общественным интересам.

По конструкции объективной стороны состав — материальный. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 426 УК): превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 426 УК): действия, предусмотренные частями первой или второй ст. 426 УК, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяж­кие последствия, а равно умышленное совершение должностным ли­цом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, пре­доставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специаль­ных средств.

Под применением насилия следует понимать такие действия винов­ного, которые сопряжены с нанесением потерпевшему повреждений, включая менее тяжкие телесные повреждения.

Мучение — это действия, причиняющие страдания путем длитель­ного лишения пищи, воды, тепла и т.п.

Оскорбление — это унижение чести и достоинства личности, выра­женное в неприличной форме.

Под применением оружия понимается его непосредственное ис­пользование по назначению как для физического, так и для психичес­кого воздействия.

К специальным средствам относятся: наручники, резиновые палки и т.п.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект специальный (должностное лицо), достигший 16 лет.

Получение взятки (ст. 430 УК)

Объект нормальная и законная деятельность органов государ­ственной власти и управления.

Дополнительный объект — права и за­конные интересы граждан.

Предмет взятки:

1. материальные ценности (деньги, ценные бумаги, сана­торные и туристические путевки, вещи и т.п.)

2. выгоды имущественно­го характера (безвозмездное производство ремонтных, строительных и других видов работ).

Объективная сторона выражается в принятии должностным лицом для себя или своих близких материальных ценностей либо приобретении выгод имущес­твенного характера, предоставляемых исключительно в связи с за­нимаемым им должностным положением, за:

1. покровительство или попустительство по службе;

2. благоприятное решение вопросов, вхо­дящих в его компетенцию;

3. либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

По конструкции объективной стороны состав — формальный. Оно считается оконченным с момента получения виновным от взяткодателя или через посредника хотя бы части взятки.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 430 УК):

Те же действия, предусмотренный ч. 1 ст. 430 УК совершённые при наличии следующих квалифицирующих обстоятельств:

1.Повторность имеет место при получении взятки лицом, ранее совершившим данное преступление.

2. Вымогательство взятки — это требование ее должностным лицом под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, поставление последнего в такие условия с целью предотвращения вредных последствий.

3. Предварительный сговор группой лиц – это получение взятки двумя или большим числом должностных лиц при наличии между ними предварительного соглашения.

4. Крупный размер образует взятка на сумму в 250 и более превышающий размер базовой величины.

Особо квалифицированный состав (ч.3 ст. 430)

Те же действия, предусмотренный ч. ч.1. 2 ст. 430 УК совершённые при наличии следующих квалифицирующих обстоятельств:

  1. Лицо, ранее судимое за взяточничество – лицо, имеющее не погашенную или не снятую судимость за получение, дачу или посредничество во взяточничестве.
  2. Организованная группа – группа из двух или более лиц, предварительно объединившихся в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.

Субъективная сторона вина умышленная, умысел прямой.

Субъект специальный (должностное лицо), с 16 лет.

* Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. N 11 «О судебной практике по делам о взяточничестве».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Квалификация. Если укрывательство преступления было обещано заранее, то будет иметь место соучастие в преступлении в виде пособничества | Лекция 1. Любое заряженное тело всегда имеет заряд q, равный целому числу n элементарных зарядов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.