КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие должностного лица как субъекта преступления
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В целях единообразного понимания термина «должностное лицо» при определении ответственности за преступления против интересов службы и преступлений, посягающих на иные объекты уголовно-правовой охраны, законодатель счел необходимым сформулировать понятие должностного лица в Уголовном кодексе Республики Беларусь. В соответствие с ч. 4 ст. 4 УК под должностными лицами понимаются: 1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе; 2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия; 3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением: ¨ выполнением организационно-распорядительных обязанностей; ¨ выполнением административно-хозяйственных обязанностей; ¨ совершением юридически значимых действий. К занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п. Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей. Заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания этого работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы, наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества, материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.). Лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица. В соответствие с Заключением Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № з-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» к лицам, совершающим юридически значимые действия наряду с иными лицами относятся ¨ преподаватели высших или средних специальных учебных заведений, уполномоченные в установленном порядке на принятие у обучаемых экзаменов или зачетов; ¨ учителя или воспитатели – на которых возложены обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения мероприятий или занятий. ¨ врачи – уполномоченные на выдачу листков нетрудоспособности или участвующие в работе ВТЭК, призывных комиссий. Под должностными лицами, занимающими ответственное положение, понимаются: ¨ Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители; ¨ руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители; ¨ руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители; ¨ судьи; ¨ прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители; ¨ следователи и начальники органов дознания; ¨ руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных органов и их заместители. NB! При решении вопроса об уголовной ответственности должностного лица за преступления, которые были совершены с использованием этим лицом своих служебных полномочий, необходимо исходить из характера и объема этих полномочий. Определение характера и объема властных или служебных полномочий должностного лица осуществляется посредством следующих правовых актов: 1. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. № 204-з «О государственной службе в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 70. 2. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 28 ноября 2001 г. № з-132/2001 «О соответствии Конституции положений пунктов 20 и 21 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10 апреля 1992 г. № 1 «О судебной практике по делам о взяточничестве» // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. 2001. № 4; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 114. 3. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № з-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. 2001. № 4; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 108. 4. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003г., № 112; Судовы веснік. 2003, № 3. Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК) Объект — нормальная и законная деятельность органов государственной власти и управления, а также права и законные интересы граждан. Объективная сторона заключается в совершении действий с использованием служебных полномочий в ущерб интересам службы. Конструктивным признаком объективной стороны при злоупотреблении властью или служебным положением является то, что виновный: ü совершает действия по службе, не выходящие за пределы предоставленных ему полномочий, ü но не в интересах службы. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде причинения ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. Крупным признается ущерб на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины. Существенный вред правам и законным интересам граждан может выражаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан. Существенный вред государственным или общественным интересам может выражаться в подрыве авторитета органов власти, создании сбоев в их работе, нарушении общественного порядка и т.п. По конструкции объективной стороны состав — материальный. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 424 УК): злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении лица получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, получение вне очереди квартиры и т.п.) Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т.п. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 424 УК). Действия, предусмотренные частями первой или второй ст. 424 УК, совершенные: ü должностным лицом, занимающим ответственное положение; ü при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества; ü либо повлекшие тяжкие последствия, то есть крупные аварии, катастрофы, длительную остановку транспорта или производственного процесса, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п. Разгосударствление — передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация — приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Субъект — специальный (должностное лицо), с 16 лет. Бездействие должностного лица (ст. 425 УК) Объект — нормальная и законная деятельность органов государственной власти и управления. Дополнительный объект — права и законные интересы граждан. Объективная сторона выражается в бездействии — неисполнении должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей: ¨ сопряженном с попустительством преступлению; ¨ повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, ¨ повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. Попустительство преступлению — это заранее не обещанное невоспрепятствование достоверно известному готовящемуся или совершенному преступлению. По конструкции объективной стороны состав — формально-материальный. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Субъект — специальный (должностное лицо), с 16 лет. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, перечисленные в ч. 2 и 3 ст. 425 УК, в большинстве своем совпадают с аналогичными признаками, рассмотренными в ч. 2 и 3 ст. 424 УК. Превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК) Объект — нормальная и законная деятельность органов государственной власти и управления, а также права и законные интересы граждан. Объективная сторона преступления выражается в совершении действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных законом должностному лицу. Эти полномочия: 1) относятся к компетенции другого должностного лица; 2) к компетенции коллегиального органа; 3) могли быть совершены должностным лицом при наличии специальных полномочий или особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; 4) не вправе совершить никто и ни при каких обстоятельствах. Обязательными признаками объективной стороны являются последствия в виде причинения ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. По конструкции объективной стороны состав — материальный. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 426 УК): превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 426 УК): действия, предусмотренные частями первой или второй ст. 426 УК, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств. Под применением насилия следует понимать такие действия виновного, которые сопряжены с нанесением потерпевшему повреждений, включая менее тяжкие телесные повреждения. Мучение — это действия, причиняющие страдания путем длительного лишения пищи, воды, тепла и т.п. Оскорбление — это унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия. К специальным средствам относятся: наручники, резиновые палки и т.п. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Субъект — специальный (должностное лицо), достигший 16 лет. Получение взятки (ст. 430 УК) Объект — нормальная и законная деятельность органов государственной власти и управления. Дополнительный объект — права и законные интересы граждан. Предмет взятки: 1. материальные ценности (деньги, ценные бумаги, санаторные и туристические путевки, вещи и т.п.) 2. выгоды имущественного характера (безвозмездное производство ремонтных, строительных и других видов работ). Объективная сторона выражается в принятии должностным лицом для себя или своих близких материальных ценностей либо приобретении выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за: 1. покровительство или попустительство по службе; 2. благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию; 3. либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий. По конструкции объективной стороны состав — формальный. Оно считается оконченным с момента получения виновным от взяткодателя или через посредника хотя бы части взятки. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 430 УК): Те же действия, предусмотренный ч. 1 ст. 430 УК совершённые при наличии следующих квалифицирующих обстоятельств: 1.Повторность имеет место при получении взятки лицом, ранее совершившим данное преступление. 2. Вымогательство взятки — это требование ее должностным лицом под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, поставление последнего в такие условия с целью предотвращения вредных последствий. 3. Предварительный сговор группой лиц – это получение взятки двумя или большим числом должностных лиц при наличии между ними предварительного соглашения. 4. Крупный размер образует взятка на сумму в 250 и более превышающий размер базовой величины. Особо квалифицированный состав (ч.3 ст. 430) Те же действия, предусмотренный ч. ч.1. 2 ст. 430 УК совершённые при наличии следующих квалифицирующих обстоятельств:
Субъективная сторона — вина умышленная, умысел прямой. Субъект — специальный (должностное лицо), с 16 лет. * Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. N 11 «О судебной практике по делам о взяточничестве».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |