Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система географических наук

Читайте также:
  1. Cуперкластерная система
  2. DNS — доменная система имен
  3. I Система планов и принципы планирования.
  4. I. Система трудових показників і взаємозв’язків їх елементів
  5. II. Генуэзская валютная система (1922 - 1944 гг.).
  6. II. Тарифна система оплати праці та її елементи
  7. III. Работа после 1937 года: переход от единичного действия к системам действия
  8. IV. Ямайская валютная система (с 1976 г. - по настоящее время).
  9. IX Маркетинговая информационная система
  10. SQL Server как многоуровневая система клиент/сервер
  11. VII. Общая система действия, ее подсистемы и среды
  12. А. Система с выделенным каналом.

Лекция №2

Enumerate different cases of SPECIALIZATION and give examples.

Give examples of the main oppositions in the semantic structure of a polysemantic word.

Name the components of connotative meaning and give examples.

Name the components of denotative meaning and give examples.

Define lexical, grammatical and lexico-grammatical meanings and give examples of each.

Test

Sn coll.-a body (group, number) of people(men, persons) who V (Ving,Ved).

D1,D2, D3(male, young, human) -distinctive features

Girl (female (non-adult (human being))).

Woman (female (adult (human being))),

L. Hielmslev’s commutation test.

D1=boy = man =bull(male::female)

Girl=woman=cow

D2=boy=girl

Man=woman(young::adult)

D3=boy=girl

Bull=cow(human::animal)

J.Katz and J.Fodor, R.S. Ginzburg:

semantic markers (common features) and distinguishers (distinctive features): spinster – noun (class seme), count noun, human, adult, female, who has never been married (distinguisher) as in opposition: spinster::widow, bride, etc.

Method of logical definition:

cow – a full grown female of any animal of the ox family;

calf – the young of the cow.

Transformational analysis: team ‘a group of people acting together in a game’:

 

5. What semantic change is gradual and what is momentary?

7. What types of similarity can metaphor be based on?

 

На протяжении многих десятилетий структура географи­ческой науки остается одним из самых спорных вопросов отечественной географии. Интересными, но спорными были предложения, высказанные по этому поводу В. П. Семеновым-Тян-Шанским в 1913 году. Особенно бурные дискуссии начались в 20—30-х годах, в период борьбы районной шко­лы Н. Н. Баранского с «леваками», которые объявляли бур­жуазной идею целостности географии как науки и отрицали тесную взаимосвязь физической и экономической геогра­фии. С новой силой они возобновились в период длитель­ных дискуссий о «единой географии» и общих судьбах гео­графии, когда свои соображения по этим вопросам высказа­ло большинство ведущих географов. Некоторые из них предложили также графические схемы общей структуры географических наук; в качестве примера таковой приведем схему Б. Н. Семевского (рис. ). Хотя в последнее время подобные споры поутихли, это вовсе не означает, что в дан­ном вопросе все географы пришли к единому мнению.


 

 

Рис. Принципиальная схема географических наук

 

А, Б, В, Г ... Г + X — частные (отраслевые) естественно-географические науки; А1, Б1, В1, Г1 ... Г1 + Х1 — частные (отраслевые) экономико-геогра­фические науки; 1 — система естественно-географических наук и систе­ма экономико-географических наук; 2 — система географических наук



 

Достаточно напомнить о терминологическом разнобоев отношении того, что в действительности являет собой географическая наука — комплекс, систему и т. п. Еще в се­редине 60-х годов акад. А. А. Григорьев, а затем и акад. С. В. Калесник предложили употреблять термин «комплекс» для обозначения совокупности наук, изучающих разнород­ные, а термин «система» — для наук, изучающих однород­ные закономерности. Следовательно, речь шла о комплексе географических наук, включавшем системы физико-географических и экономико-географических наук. Но эта терми­нология, предложенная еще в ту пору, когда смешение ес­тественных и общественных закономерностей считалось тяжким идеологическим грехом, так и не получила всеобще­го признания. И поныне по отношению ко всей географиче­ской науке чаще применяется термин «система» с последу­ющим подразделением на подсистемы. То же можно сказать и о более дробной классификации (иерархии) географиче­ских наук. Отсюда сам собою напрашивается вывод о том, что терминологическая путаница в этом важнейшем методо­логическом вопросе еще далеко не преодолена.

С известной степенью условно­сти, но все же можно говорить о том, что здание географи­ческой науки имеет как бы четыре «этажа».

Вполне логично, что «первый этаж»этого здания форми­руют науки, образующие теоретическое ядро географии. Прежде всего это теоретическая география, а также история географии. При этом больше всего проблем возникает в свя­зи с теоретической географией. Нет сомнения в том, что те­ория географии зародилась и развивалась вместе с самой этой наукой. По существу она представляет собой совокуп­ность всех более частных наук, входящих в систему геогра­фических наук, но с добавлением общегеографической про­блематики. Однако с вступлением в эпоху НТР, началом ин­формационного взрыва и возникновением перепроизводства научной информации (при котором обобщение и теоретичес­кое осмысление стало отставать от накопления фактов) воз­никла потребность как-то выделить, вынести «за скобку» на­иболее общие вопросы, чтобы решать их на уровне самосто­ятельной научной дисциплины. Этому способствовало также развитие общей теории систем и внедрение математических методов. Так возникли теоретическая физика, теоретическая биология, а затем и теоретическая география.

Идея теоретической географии зародилась на Западе и распространению ее на российской почве способствовал перевод книги американского географа Вильяма Бунге «Теоре­тическая география», а также монографий Питера Хаг-гета и Дэвида Харвея. В качестве главных пропо­ведников этой идеи в нашей стране выступали Ю. Г. Саушкин, Б. Б. Родоман, А. М. Смирнов, Б. Л. Гуревич, В. М. Гохман, Ю. В. Медведков.

Проблемам теоретической географии в 60—80-е годы был посвящен ряд специальных симпозиумов и летних школ. На них доказывалось, что теоретическая география ставит своей целью выявление наиболее общих законов и построений пространственно-временных систем и структур, изучаемых географическими науками с использованием в значительной мере новой терминологии (географическое пространство, географическое поле). Возникновение теоре­тической географии на них рассматривалось как результат развития всей системы географических наук, включая пере­ход к абстрактным моделям географических объектов, про­цессов, пространственных систем и структур. Особо отмеча­лась роль, которую сыграло в становлении теоретической географии внедрение математических методов, хотя — в от­личие от Вильяма Бунге — знак равенства между математи­ческой и теоретической географией отнюдь не ставился.

Идеи теоретической географии и в период ее зарождения имели немало противников. Есть они и теперь, о чем свиде­тельствует, например, недавнее высказывание А. Г. Исачен­ко, который отнес теоретическую географию «к области на­учных курьезов». Тем не менее вообще отрицать правомер­ность конструирования подобного научного направления, ко­торым ныне занимаются и многие молодые ученые (В. А. Шу-пер, С. А. Тархов, А. Л. Валесян) было бы, наверное, непра­вильно.

С историей географии все обстоит значительно проще. Она изучает историю географических знаний, географиче­ских открытий, формирования географической мысли. В области географических открытий, помимо авторских работ русских путешественников и многих переводных книг науч­но-популярного жанра, широко известны работы И. П. и В. И. Магидовичей, А. Б. Дитмара, Н. Г. Фрад­кина и многих других историко-географов. О развитии гео­графической мысли, географических идей много писали академики Л. С. Берг, А. А. Григорьев, И. П. Герасимов. Эта проблематика нашла отражение в работах Ю. Г. Саушкина [93], А. Г. Исаченко, И.М.Забелина, Л. С. Абрамова, А. И. Соловьева, Н. П. Никити­на, Д. М. Лебедева, В. А. Есакова и др.

«Второй этаж»в здании географической науки занима­ют науки, которые нередко именуют «стволовыми». Это прежде всего физико-географические (природно-географические) и социально-экономико-географические (обще­ственно-географические) науки. Вряд ли могут быть особые сомнения и по поводу третьей «стволовой» ветви, которую образует картография, хотя и не все рассматривают ее «на равных» с первыми двумя. Основные же разногласия начи­наются, когда речь заходит о страноведении, положение ко­торого в системе географических наук до сих пор оконча­тельно еще не определено. Представляется, однако, что при­дание страноведению ранга «стволовой» ветви было бы бо­лее правильным решением этого спорного вопроса.

На «третьем этаже»следует разместить те науки, кото­рые образовались в результате членения, дифференциации «стволовых» ветвей. Хотя ученые называют их по-разному — отраслевыми, частными, дочерними, специальными, все они имеют много общего. Эта общность заключается прежде все­го в том, что они обладают поисковыми функциями и зани­маются приращением нового знания. Но им присущи и ин­формационные функции, а также разработка «своих» тео­рий, пополняющих общую «копилку» географии.

Наконец, «четвертый этаж»отводим под так называе­мые пограничные или стыковые науки и научные направле­ния, которые действительно занимают место на рубежах гео­графии с другими науками. Пограничность, стыковость — явление очень характерное для всей современной науки. И отражение его в системе географических наук следует расценивать как процесс вполне закономерный.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Система географических наук

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.006 сек.