КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллективная работа над изложением
Работа с деформированным текстом. Распространение короткого рассказа. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Работы, предшествующие написанию изложений и сочинений. К началу обучения в шестом классе у детей уже выработаны некоторые умения в области письменной речи. Они и должны явиться той базой, на которой может строиться систематическое обучение связной письменной речи. Остановимся на некоторых видах работ, которые помогают формированию навыков связной письменной речи1. В младших классах учащиеся должны овладеть умением отвечать на вопросы по прочитанному тексту. В старших классах продолжается эта работа. Первоначально учащиеся получают тексты с вопросами к каждому предложению. Дети должны на каждый вопрос ответить одним предложением, точно по смыслу, но своими словами. На следующем этапе работы учащиеся должны отвечать на вопросы не к одному предложению, а к небольшим частям текста. И отвечать на них школьники должны не одним, а несколькими предложениями. Можно выделить несколько этапов этой работы. А) Распространение рассказа по вопросам с помощью готовых ответов. Б) Распространение рассказа по вопросам с помощью опорных слов и словосочетаний. В) Распространение рассказа по вопросам (без опорных слов). Г) Распространение рассказа (без вопросов и опорных слов). Помочь детям может небольшая предварительная беседа. После такой проработки коллективно составляется устный рассказ, обращается внимание на построение предложений, на трудные орфограммы, дается заголовок рассказу. Затем ученики самостоятельно записывают рассказ в тетради. Содержание этих текстов должно быть близко детям, интересно им. Иначе они не смогут уловить последовательность мыслей и восстановить текст в первоначальном виде. Начинать работу над деформированным текстом нужно коллективно, под руководством учителя. Постепенно учащимся предоставляется большая самостоятельность. При работе над деформированным текстом важно не только установить последовательность предложений, но и объяснить, почему она должна быть такой. Для самостоятельной работы полезно дать учащимся дидактический материал в виде карточек, на которых записаны отдельные предложения рассказа. Это даст учащимся возможность по-разному расположить карточки-предложения и наглядно убедиться, какая последовательность предложений будет наиболее правильной. Затем рассказ можно записать в тетради. В младших классах вспомогательной школы работа над изложением в основном проводится коллективно, при участии всего класса. В VI классе необходимо продолжить такую же коллективную работу, постепенно подготавливая учащихся к самостоятельному написанию изложений. Лучших результатов в такой коллективной работе можно добиться, если учащиеся воспринимают текст не только на слух, но и зрительно. Для этого, если используется текст не из учебника, его нужно записать на доске или на отдельных карточках. Перечитывая и разбирая содержание рассказа, учащиеся запоминают построение предложений, правописание многих слов. Затем текст закрывают, и учитель дает готовый план, составленный в форме вопросительных предложений. Ученики отвечают на каждый вопрос плана одним предложением. Для записи выбирается лучший вариант предложения. При этом внимание учащихся обращается на следующее: а) соответствует ли данное предложение основному содержанию изложения; б) все ли в данном предложении ясно, нет ли лишних слов; в) правильно ли расставлены слова в предложении; г) не следует ли заменить одно из слов другим, более удачным. В дальнейшей работе на каждый вопрос плана учащиеся отвечают уже не одним, а двумя-тремя предложениями. Учитель пишет на доске пункты плана и в скобках указывает количество предложений, которое нужно составить по каждому пункту.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |