Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика работы над изложением

Свободный диктант.

Коллективная работа над составлением плана.

Картинный план, как известно, самый простой вид плана. С ним учащиеся познакомились еще в младших классах. Поэтому работа над таким планом может послужить первым этапом в обучении составлению плана.

Прослушав текст целиком, а затем по частям, учащиеся говорят, какие картинки можно нарисовать к каждой части. Вопросы к каждой картинке и представляют собой план.

Затем работа над планом усложняется. По вопросам типа О чём вы будете писать сначала? О чём вы будете писать дальше? Учащиеся учатся делить текст на части.

Следующий этап работы. Учитель читает текст по частям. После разбора содержания каждой прочитанной части учитель предлагает подумать о том, что является главным в этой части, какова ее главная мысль.

К каждой части учащиеся подбирают заголовки, которые коллективно анализируют, и наиболее удачные записывают на доске. Эти заголовки в совокупности своей и образуют план прочитанного текста.

На следующем этапе обучения учащимся предлагается текст, который они должны самостоятельно разделить на части, каждую часть озаглавить.

План в форме вопросительных предложений — самый простой. Поэтому им пользуются в младших классах и в качестве повторения используют в VI—VII классах. С VII класса следует составлять план в виде повествовательных предложений. Номинативные предложения можно использовать начиная с VIII класса.

Более высокой стадией в подготовке письма изложений является свободный диктант, который следует практиковать во вспомогательной школе с VII класса.

Методика проведения:

После вводной беседы учитель читает текст целиком и несколькими вопросами уточняет содержание прочитанного, раскрывает его идею. После этого учитель читает текст по логически законченным частям, учащиеся их пересказывают и записывают часть за частью.

Перед тем как приступить к написанию свободного диктанта, учитель предупреждает, что запоминать текст наизусть не нужно, необходимо понять смысл прочитанной части и написать ее своими словами.

 

В развитии связной речи умственно отсталых учащихся очень важную роль играют изложения — письменные пересказы текстов. Письменные пересказы, как и устные, развивают у учащихся навык связной передачи чужих мыслей, учат логически мыслить, правильно оформлять мысли. В зависимости от класса методика проведения урока изложения может меняться, но в основном она включает в себя следующие этапы.

1. Сообщение темы урока.

2. Краткая предварительная беседа о том, чему посвящено изложение. В некоторых случаях полезно использовать картину.

3. Чтение текста. Если выбранный для изложения текст имеется в учебнике (записан на доске или выписан на отдельных карточках), то учащиеся читают его сначала про себя, а потом один из лучших учеников читает его вслух.

4. Беседа по содержанию текста.

В результате анализа школьники должны представить себе главную мысль и идейное содержание рассказа, выявить последовательность событий, причинно-следственные связи. По возможности содержание рассказа или статьи следует связать с личным опытом детей.

Одновременно необходимо проводить и словарную работу: выяснить значение непонятных слов, разобрать образно-выразительные средства, имеющиеся в тексте. Следует спрашивать у детей, почему автор использовал это выражение, каким другим, близким по значению словом можно заменить употребленное в тексте слово (для того чтобы учащиеся не повторяли в изложении одни и те же слова).

5. Работа над планом. (О работе по составлению плана подробно говорилось в разделе «Работы, предшествующие написанию изложений и сочинений».)

6. Словарная работа. Под руководством учителя ребята подбирают к некоторым словам и словосочетаниям синонимы, учатся выбирать наиболее подходящие слова. Такая работа преследует расширение и активизацию словаря учащихся.

Учитель записывает заранее на доске словарь. В этот словарь могут входить (по усмотрению учителя), во-первых, слова и выражения, которые желательно включить в письменное изложение, во-вторых, слова и словосочетания, к которым учащиеся будут подбирать синонимы, и, в-третьих, слова, которые требуют предварительной орфографической работы.

7. Орфографическая подготовка. Выписанные на доске трудные в орфографическом отношении слова (с целью предупреждения ошибок) разбираются, вспоминаются соответствующие правила. В некоторых словах, записанных на доске, можно пропустить орфограммы, на которые учитель хочет обратить внимание учащихся. В словах на неизвестные учащимся правила, буква, на которую надо обратить внимание, подчеркивается. Кроме того, во время письменной работы учащимся разрешается спрашивать у учителя о написании того или иного слова.

8. Повторное чтение всего рассказа учителем.

9. Пересказ учащимися текста по плану. Сначала учащиеся пересказывают текст коллективно (каждый ученик передает содержание одного пункта, а затем один ученик пересказывает текст целиком). Школьники используют при этом словарь, записанный на доске. В некоторых случаях, когда детально разобрано содержание текста и составлен подробный план, можно отказаться от устного пересказа по частям. Иногда можно вообще отказаться от пересказа и ограничиться лишь повторным чтением текста учителем. Выбор того или иного метода работы над текстом определяется составом класса, его подготовленностью, трудностью текста.

При составлении рассказа следует обратить внимание на вступление и заключение, если они имеются, отметить основные моменты в рассказе, которые являются наиболее важными.

10. Письменное изложение текста. В то время как учащиеся пишут изложение, учитель оказывает помощь нуждающимся в ней: помогает наводящими вопросами соблюдать последовательность в изложении, устанавливать границы предложений, отвечает на вопросы о написании отдельных слов и выражений.

Рекомендуется в VI классе в начале года на изложение отводить три урока: первый урок — подготовительная работа, второй урок — письменное изложение, а третий урок посвятить анализу работ. Не целесообразно ставить шестиклассникам плохие оценки, так как это может отрицательно повлиять на всю дальнейшую работу.

Учащиеся переписывают на уроке изложение, учитывая сделанные учителем замечания (те из учащихся, кто справился с работой на предыдущем уроке, получают индивидуальные задания). И только после этого выставляется оценка с учетом всего процесса выполнения работы.

Такой подход к исправлению изложений пробуждает интерес учащихся к этому виду работ, у умственно отсталых школьников исчезает боязнь трудностей.

В старших классах вспомогательной школы учащиеся пишут подробные изложения, сжатые изложения и изложения с грамматическим заданием.

Остановимся на каждом виде изложения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коллективная работа над изложением | Методика работы над сочинением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.