Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочинения повествовательного характера

Из сочинений повествовательного характера особое место во вспомогательной школе отводится сочинениям по картине. Именно поэтому мы остановимся более подробно на методике проведения таких сочинений.

Сочинение по картине.

Для написания повествовательных сочинений учитель должен подбирать картины, простые по композиции, с ограниченным числом изображенных на ней людей, предметов, преимущественно с сюжетом, содержащим конфликтную ситуацию.

Перед тем как показать учащимся картину, необходимо подготовить их к активному восприятию произведения живописи. Картину сразу вывешивать не следует, так как во время вступительной беседы учащиеся будут рассматривать ее, отвлекутся и потеряют интерес к предложенной учителем работе

Во вступительной беседе — первом этапе работы над картиной — полезно кратко познакомить учащихся с автором картины или с историей ее создания.

В процессе беседы можно обратиться к литературным произведениям, тематика которых близка предложенной для сочинения картине. Следует использовать и ранее накопленный опыт учащихся.

Молчаливое рассматривание картины — второй этап работы.

Свободное высказывание детей — третий этап работы над картиной. Цель этого этапа — выявить, как учащиеся поняли содержание картины, ее главную мысль, что сумели увидеть, как прочувствовали картину.

Анализ картины — четвертый этап работы. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь им рассмотреть картину во всех подробностях. Ставя вопросы, учитель раскрывает связь между предметами, изображенными на картине. Помимо вопросов, относящихся к конкретному содержанию картины, следует задавать вопросы, побуждающие детей к высказыванию своих впечатлений: «Какое настроение навевает на вас эта картина?», «Какое впечатление производит на вас изображенный на картине...?»

Не всегда школьники могут самостоятельно определить тему картины. Помочь в этом может задание озаглавить картину, так как в названии большей частью выражается основная мысль произведения (в данном случае картины). Полезно проводить такую работу дважды: до и после анализа картины.

Иногда учитель может поступить по-иному: сообщить классу название и спросить, почему художник именно так назвал картину. Необходимо учить детей правильно рассматривать картины, видеть в них главное, не заострять внимание на несущественных деталях, что свойственно детям с нарушениями интеллекта.

Составление плана — пятый этап работы.

Первоначально учитель предлагает учащимся готовый план сочинения, в дальнейшем план составляется коллективно.

План должен быть простым, небольшим по объему, пункты должны быть четкими и краткими. В VI классе он должен быть более детальным, учитывая, что по каждому пункту плана учащиеся должны написать два-три предложения. План лучше давать в форме вопросительных предложений. В VII классе следует перейти к составлению менее детального плана в форме повествовательных предложений. Учащиеся VIII—IX классов учатся составлять план, состоящий из назывных предложений.

Устный рассказ по картине — шестой этап работы.

Некоторые методисты считают, что устный рассказ не всегда играет положительную роль: учитель должен постоянно вмешиваться в рассказ учеников, исправляя их многочисленные речевые ошибки. Очевидно, учителю следует обратить внимание на это положение методистов, но не отказываться полностью от такого вида подготовительного упражнения. Нельзя забывать, что устный рассказ, помогая уяснить содержание картины, развивает устную речь учащихся.

На этом этапе проводится словарная работа, работа по конструированию предложений. И лишь когда учитель убедится, что учащиеся хорошо подготовлены, можно приступить к написанию сочинения.

Написание сочинения — седьмой этап работы. Следует разрешать ученикам во время письменной работы обращаться к учителю за помощью, пользоваться словарем.

При подготовке к письменному сочинению необходимо учитывать возможности слабых учащихся. Они должны принимать участие в устной подготовке к сочинению со всем классом, а затем им нужно дать облегченное индивидуальное задание.

Проверка и анализ сочинения — восьмой этап работы над сочинением. Работа над ошибками — одно из средств развития логического мышления, умения работать над совершенствованием своей письменной речи.

Прежде чем указать на ошибки, допущенные детьми в сочинениях, нужно прочитать лучшие сочинения. Затем проводится подробнейший анализ сочинений. Выясняется, соответствует ли сочинение плану, последовательно ли описаны события. Указывая на речевые недочеты, учитель должен одновременно показать удачно подобранные образные выражения, выписать из сочинений учащихся наиболее точные синонимы. В результате такой работы у учащихся появляется возможность написать сочинение еще раз, исправляя свои ошибки, внося что-то новое, т. е. переписывание сочинения из механической работы превращается в работу творческую.

Оценка выставляется за вторично написанное сочинение.

Подготавливаясь к анализу самостоятельно написанных сочинений, учитель должен выявить наиболее часто встречающиеся ошибки. Это может быть:

а) неправильный выбор слова, повторение одних и тех же слов;

б) ошибки в построении предложения (неумение находить границы предложений, неудачный порядок слов);

в) нарушение логической связи отдельных частей сочинения;

г) неполнота в передаче материала, искажение фактического материала;

д) неполное раскрытие темы. Без сомнения, одновременно обращается внимание и на другие ошибки, но урок посвящается работе над какой-то одной из них.

Такие уроки постепенно приучают исправлять, улучшать — редактировать собственное сочинение.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика работы над сочинением | Исторические условия перехода от античности к Средневековью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.