Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннее Средневековье

Позднее Средневековье – 14-15 вв.

 

Здесь два потока литературы:

1) древнейший эпос (эпос эпохи разложения родового строя);его общие черты – мифологизация прошлого (исторические события в мифологическом освещении); изображение борьбы человека с силами природы (образы драконов, чудовищ); главные герои – сказочно-мифологические персонажи, богатыри, наделены необычайной силой и фантастическими возможностями. Такой эпос сохранился на окраинах Европы, где не так велико было могущество папского Рима. Здесь выделяют:

а) кельтский эпос (островные кельты – ирландцы, шотландцы, уэльсцы. Островная изолированность, много веков эти племена не знали иностранных вторжений, они более архаичны). Хранителями героических преданий были друиды (жрецы), барды (поэты, певцы), филиды (прорицатели, летописцы, сказители). У кельтов существовали эпические повести – скелы (прозаические, со стихотворными вставками), иначе именуемые сагами (по аналогии со скандинавскими эпическими прозаическими повестями). Ирландский эпос (III - VIII вв.) – сохранился во всей самобытности. Древнейшая часть – саги уладского цикла (племя уладов обитало на севере, в области Ульстер (совр.Ольстер). Главный герой – Кухулин, племянник короля Конхобара (см. в хрестоматии – «Бой Кухулина с Фердиадом», «Похищение быка из Куальнге»). К уладскому циклу примыкают и скелы, в которых Кухулин не фигурирует – напр.,«Изгнание сыновей Уснеха». На юге Ирландии возник цикл о Финне, вожде фениев (военная организация с особым уставом – в т.ч. – не отказывать женщинам в еде и драгоценностях) и его сыне, барде по имени Оссиан. (В 1760 г. поэт Джеймс Макферсон создаст знаменитый сборник «Песни Оссиана» и представит его как подлинную древнюю поэзию). Все это – героические сказания. У кельтов разрабатывались и любовные мотивы, были и фантастические саги о чудесных плаваниях, о волшебной стране сид (Другой мир кельтов, кельтский парадиз – находится за Крайней Туле (Тулой, Фулой)) – Ultima Thule – реальный остров на севере Европы и сакральный, инициирующий центр). См. сагу «Плавание Брана» - триста лет, проведенные героями в стране сид, кажутся им тремя днями: ступив по возвращении на родную землю, спутник Брана сразу же становится прахом). См также сагу «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста-Битв»: «Желто-золотые кони там, на лужайках / Иные – красной масти / Иные еще, с шерстью на спинах / Небесно-голубой масти».

б) древнегерманский эпос:здесь христианизация была глубокой и ранней, привела к истреблению остатков язычества; сохранилась связанная с событиями Великого переселения народов (хотя хронология происходящего смещена и генеалогия нарушена) древненемецкая героико-эпическая «Песнь о Хильдебранте» (встреча отца с сыном, никогда прежде друг друга не видевших, их поединок – окончание отсутствует ) и англосаксонская поэма «Беовульф» (англы, саксы, юты – германские племена, переселившиеся в Британию и потеснившие бриттов и кельтов). «Беовульф» - сложился в VI в., записан в нач. X в., отражает процессы этнической неоднородности, когда нации только формируются – герои не англосаксы, но даны (датчане) и геаты – шведы. (Я.Гуревич пишет о межплеменном характере эпоса германских народов, его зарождении до государственной консолидации, до развития национального самосознания). Витязь Беовульф, сразивший чудовище по имени Грендель – перед нами языческий сюжет, но записан он, по всей видимости, христианским книжником. (См. также постмодернистскую интерпретацию этого сюжета в романе Джона Гарднера (США, ХХ век) «Грендель»)

в) к общегерманскому наследию восходит и древнескандинавская литература. Христианизация в Скандинавии прошла только в X веке. Эпоха викингов – 800-1050 гг., время, когда набеги норманнов – северных людей - терроризировали европейские побережья. Норманны колонизовали Исландию. Однообразная жизнь, долгие полярные ночи делали исландцев жадными к песням, рассказам, новостям. Здесь сохранились скандинавские древности, близкие культуре древних германцев эпохи «Великого переселения народов». Это «Старшая Эдда» (IX – XII вв.) – сборник мифологических, героических, дидактических песен. (См. в хрестоматии «Прорицание вёльвы» из «Старшей Эдды» - песнь о рождении и гибели богов и мира, именуемой Рагнарёк). Систематизация мифологической традиции осуществлена в прозаической «Младшей Эдде» (XIII в.) исландца Снорри Стурлусона. Существовала также поэзия скальдов (это дружинные певцы скандинавских конунгов – вождей). Она была обращена к современности (эддический эпос – к прошлому), отражала вкусы воинской аристократии, по своему изысканна (кеннинги – метафорические иносказания: меч – «светоч битв», голова – «скала плеч», море – «дом угря» и т.д.).

 

2) второй поток литературылитература на латинском языке. Первая письменнаялитература постантичной Европы. (На народных языках – только фольклор). Ученая античность подпитывалась в латинской письменности христианским гуманизмом. Это была как светская литература (сочинения «последних римлян» (Боэций); «каролингское возрождение» - связано с правлением Карла Великого, VIII в., существовала «Академия Карла Великого»; исторические хроники - см. в хрестоматии «Деяния датчан» Саксона Грамматика - «Gesta Danorum» Saxo Grammaticus), так и клерикальная ( церковная) литература – патристика (сочинения отцов церкви, в т.ч. Августин«Исповедь», «О граде божием»; Иероним – перевел Библию на латынь («Вульгата», т.е. библия для всех), жития святых (агиография), религиозные легенды, видения, духовные гимны). (Иероним Сидонский считается покровителем переводчиков; международный день переводчика, который (с 1991 года) отмечают 30 сентября, выбран в связи с датой смерти Иеронима). Латинская литература в этот период была единственным представителем письменной словесности, с нею связано мощное цивилизующее начало.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Г. – падение Западной Римской империи | Высокое (зрелое) и позднее Средневековье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.