КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Высокое (зрелое) и позднее Средневековье
Национальные литературы Европы родом из героического эпоса. В эпоху развитого феодализма происходит переход от эпической архаики к эпической классике. Общенародные интересы и эстетические запросы представлены в памятниках героического эпоса Высокого Средневековья. Это «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия). Отличие эпоса Высокого Средневековья от древнейшего эпоса: 1) их разделяет процесс христианизации и феодализации; 2) большая масштабность, разработанность мотивов, идейная насыщенность, большая связь с историей народа, стремление отразить политическую историю нации. (Хотя прав Аристотель, в свое время отметивший: «Поэзия философичнее истории. История – о том, что было, поэзия – о том, что могло бы быть»). Носители эпической традиции, ее хранители – шпильманы (Германия), жонглеры (Франция), хуглары (Испания). Во Франции героические поэмы носили название chansons de geste – песни о деяниях. Их темы – оборона отечества, служба королю, феодальные межусобицы. Национальная мощь и единство – в числе приоритетов. Король – Карл Великий (правил в 768-814), историческая личность, коронован как император в 800 г. В «Песни о Роланде» (ок.1100 г.) племянник Карла, маркграф Роланд гибнет в Ронсевальском ущелье, отразив атаку мавров – арабов, занявших соседнюю с Францией Испанию. Историческое зерно поэмы – неудавшийся поход Карла в Испанию в 778 г., когда в Пиринеях христианами, басками был перебит арьергард франков. (Об этом сообщает биограф Карла Великого Эйнхард). Таким образом, в эпосе реальные события трансформируются, превращаясь в грандиозную битву христиан с неверными. Роланд героизирован как рыцарь и христианин, прославляется его верность королю и «Франции милой». Герой испанского эпоса – Родриго Диас по прозвищу Сид (араб. «сеид» - господин). Деятель Реконкисты (reconquistare – отвоевывать; в VIII-м веке Испанию заняли арабы, мавры (mauros – темный), вплоть до XV ст. шло отвоевание испанцами своих земель). Принадлежал к высшей кастильской знати, жил в XI-м в. «Песнь о моем Сиде» повествует об опале Сида, изгнании его королем Альфонсом VI из Кастилии, о его подвигах на чужбине, о завоевании им Валенсии, о замужестве его дочерей, предательстве зятьев, их наказании Сидом. Поэма точнее в реалистическом и бытовом отношении, чем другие национальные эпосы. «Песнь о Нибелунгах» - ок.1200 г. – нет патриотической идеи, как в романском (французском и испанском эпосах). Государственность на этих землях еще не сложилась. Сюжет уходит корнями в эпоху германского варварства, здесь соединились франкские сказания о Зигфриде, бургундские - о Гунтере, готские – о Дитрихе и Эрманарихе. Единонациональные приоритеты еще не выработаны, преобладают родовые и личностные интересы. Историческая основа эпоса – гибель в 437 г. бургундского королевства на реке Рейн (центр - г.Вормс) в результате нашествия гуннов. Вождь гуннов Аттила погиб в 453 г. на ложе германской пленницы Ильдико (Хильда, Кримхильда), мстящей за сородичей. В эпосе события переосмыслены и героиня мстит не за кровных, но за мужа, причем мстит братьям. (Уже не родовое, но христианизированное сознание, в котором муж ближе, чем брат). Две сюжетные линии в 39 авентюрах «Песни…»: 1) линия Зигфрида, его любви к Кримхильде, его помощи королю Гунтеру в сватовстве к Брюнхильде, двух свадеб, ссоры двух дам, гибели Зигфрида на охоте от руки Хагена; 2) линия второго замужества Кримхильды с Этцелем (Аттила) и ее мести братьям Гунтеру, Герноту и Гизельхеру, а также их могущественному вассалу Хагену фон Тронье. Поэма интересна соединением временных пластов: эпоха великого переселения народов (V в.) соседствует с рыцарской культурой и вассальными отношениями (XII в.), кроме того, это сказочное и мифологическое начало (мотив клада, богатырской силы, страна нибелунгов - детей тумана, карлик Альберих и его проклятие, вещие девы и др.). Примечателен мотив судьбы. Немецкий романтик Л.Уланд пишет о «Песни…», что время героев прошло и два противоборствующих их лагеря столкнулись, чтобы испепелить друг друга. Последнего уцелевшего – Дитриха – карлик уводит с собой. Клад потоплен в Рейне. Нацистская пропаганда времен Третьего Рейха обращалась к этому памятнику в поиске основ для своих идеологем. (Золотая ветвь в кладе Нибелунгов – право мирового господства).
Высокое Средневековье справедливо ассоциируется с двумя символическими фигурами: рыцарь и святой аскет – тот и другой по-своему воплощают средневековую духовность. Соответственно замок и храм/ монастырь – две эмблемы Средневековья (два эмблематических сооружения). Зрелое Средневековье создает, кроме героического эпоса (народно-эпического творчества) три пласта литературы: 1) рыцарская или куртуазная (от слова «двор», т.е. придворная) литература. (Рыцарство возникло во Франции, здесь рыцарей называли шевалье; в Испании – кабальеро, в Германии – риттеры – все это в переводе – конник). История не знала акта, вводившего институт рыцарства. Экономическая основа этого явления – право майората, передачи наследных земель старшему сыну в семье. Младшие – священники или рыцари. Церковь воспользовалась институтом рыцарства – воинства Христова (христианизированная форма военного быта), как вооруженной силы к услугам невооруженной истины. В XV в. рыцарство прекратило свое существование ввиду появления огнестрельного оружия. Турнир – поединок рыцарей (от франц. «турне» - кружить). Расцвет рыцарской литературы приходится на XII-XIII вв. Здесь различают провансальскую поэзию (лирику трубадуров – Бернард Вентадур, Бертран де Борн и др.) и рыцарский роман. Жанры лирики трубадуров: альба, канцона, тенсона, пасторела, сирвента (см. словарь в методичке). Основная тема - любовь (fin amor), войне посвящен лишь жанр сирвенты. До нас дошел сборник биографий трубадуров, составленный в XIII в. (См. историю Вильгельма де Кабестан и его дамы сердца Маргариты Руссильонской). Прованс (юг Франции, тогда еще самостоятельное государство) в XIII веке постигла политическая катастрофа – альбигойские войны, но поэзия трубадуров была подхвачена на севере Франции (труверы) и в Германии (миннезингеры – часто примыкали к народной, фольклорной песне. Знаменит Вальтер фон дер Фогельвейде ). Рыцарский роман (роман – написанное на романском языке, не на латыни), как правило, стихотворен. Отличается от эпоса сосредоточенностью на судьбе одного человека, а не целого народа. Фантастика и авантюра – его непременные слагаемые. Рыцарство – институт вне времени и пространства, оно мыслится как присущее всем векам и народам. Рыцарский кодекс предполагал героику (заступничество за слабых, готовность к подвигу, готовность пролить кровь за святую церковь) и куртуазность – вежество, культ Прекрасной Дамы, щедрость. Культ дамы связан с представлением о тонкой чувственной любви, воспринятом рыцарями на Востоке (крестовые походы), причудливо соединившимся с культом девы Марии – недосягаемого существа женского пола. Возникла целая система идеального служения Прекрасной Даме, понятие «дальней любви». Несовершенство института брака также способствовало развитию рыцарской любви, бескорыстной и поэтической. Дама – чаще всего замужняя. В рамках этого культа самый худородный рыцарь мог считать дамой своего сердца даже королеву английскую. В сражениях рыцарь добывает славу, чтобы сложить ее к ногам возлюбленной. Ульрих фон Лихтенштейн в стихотворной книге «Служение даме» пишет о 30 годах своего служения - куртуазные фантазии уже граничат с пародированием (отрубленный палец рыцаря в шкатулке и т.д.) Тематические разновидности рыцарских романов: а) «античные» - роман об Александре Македонском, о Трое, об Энее; б) связанные с кельтскими сказаниями – именно так кельтский мир вошел в Средневековье - в т.ч. артуровские романы (Артур – полулегендарный король бриттов) или романы Круглого стола. Известный автор артуровских романов – французский писатель XII в. Кретьен де Труа. Кроме того, с кельтской традицией связаны так называемые бретонские лэ (стихотворная новелла любовно-фантастического содержания). К ней восходят романы о Тристане и Изольде (см. обработку этого сюжета Готфридом Страсбургским, немецким автором нач.XIII в.; во Франции – обработки Беруля и Тома). Знамениты романы о святом Граале (Грааль - очевидно, некая кельтская языческая святыня, трансформированная в христианскую – в чашу с кровью Христа; только чистый душой рыцарь может быть хранителем Грааля – чудесной святыни; один из претендентов – Парцифаль/Персеваль; см. роман Кретьена де Труа «Персеваль или Повесть о Граале»; в немецком романе Вольфрама фон Эшенбаха действие связано уже с сыном Парцифаля - Лоэнгрином); в) существовали также «византийские» романы, сюжеты которых связаны с позднегреческим любовно-авантюрным романом и арабскими повестями («Флуар и Бланшефлер», «Окассен и Николет»). См. книгу Джона Мэттьюза «Традиция Грааля» (ХХ век) - о том, что Грааль связан с идеей духовного пробуждения; это объект личного поиска, способствующий духовному росту, человеческому развитию и исцелению. Предмет поисков – не сам Грааль, а те эффекты, которые с ним связаны. Легенды о Граале символизировали поиски человеком своего совершенства, подлинный духовный импульс. 2) клерикальная литература Высокого Средневековья посвящена религиозным сюжетам (гимнография – обращена к Богу, агиография – к человеку (жития святых – об аскетах, миссионерах и защитниках угнетенных), религиозные легенды (часто о культе Богоматери), видения (о загробной жизни, напр. «Видение Тнугдала»), проповеди, нравоучения в христианском духе (см. сборник «Gesta Romanorum»), но не исчерпывается ими. Поскольку клирики получали образование в монастырских и епископских школах, то они создавали и всю «научно-популярную» литературу эпохи (книги о животных – «бестиарии»; трактаты о камнях - «лапидарии»; своего рода энциклопедии – «зерцала»). В рамках клерикальной литературы возникла и средневековая драма, выросшая из богослужения, литургии (см. в словаре: мистерия, миракль, моралите; развитие светского, комического театра произошло из комических элементов мистерий и жонглерских выступлений – фарсы, соти, фастнахтшпили) и получившая свое развитие в условиях роста городов. В эту поруотмечается упадок классического латинского языка, на смену ему приходит язык недоучившихся монахов, который называют «кухонной латынью».
3) городская литература - возникла в XIII в. в связи с расцветом городов, становившихся своеобразным противовесом, оппозицией замку (рыцарская культура) и монастырю (культура клерикальная). Здесь крепнет централизованная королевская власть, появляются первые университеты (4 факультета: подготовительный – артистический, а также теологический, медицинский, юридический); старейшие – Болонский и Парижский; в городах поселяется самая предприимчивая и деятельная часть населения. Город скептически оценивает несоответствие между христианским идеалом и образом жизни церковников, рыцарскую идею также подвергает критике как теряющую связь с реальной жизнью. Городская литература характеризуется торжеством здравого смысла, склонностью к изображению обыденных событий, к сатире и дидактике. Жанры: краткие стихотворные рассказы бытового содержания с комическим эффектом (фаблио во Франции (напр., Рютбёф, «Завещание осла»), шванки в Германии – Штриккер, «О попе Амисе»), большие сатирические и аллегорические романы: французские «Роман о Лисе», называемый животным эпосом – эпосом о зверях (лис Ренар, волк Изенгрим, медведь Брён, лев Нобль, петух Шантеклер – греко-римская басенная традиция); «Роман о Розе» - аллегорическое сочинение, создававшееся последовательно двумя авторами – Гильомом де Лоррисом (неоконченная редакция куртуазной истории о Поэте и Розе, Великодушии, Привете, Отказе, Злоязычии и др.) и Жаном де Меном (самостоятельное продолжение о Природе и Разуме). Большой резонанс имела аллегорическая поэма XIV в. на среднеанглийском языке, приписываемая Уильяму Ленгленду – «Видение о Петре Пахаре» (ее персонажи - Правда, Зло, Совесть, Обман и др.). К городской поэзии по праву относят сочинения вагантов или голиардов ( XII-XIII вв.) – это школяры, бродячие клирики, монахи-расстриги. Они писали стихи на латыни, но это не была латынь официальная и ученая, а латынь, славящая радости жизни (эпикурейские, вакхические мотивы – «Всепьянейшая литургия», «Gaudeamus») и клеймящая жадность и разврат церковников («Евангелие от марки серебром»). В Германии на смену рыцарской лирике миннезингеров выступает бюргерская - мейстерзанг, лирика городского сословия (Ганс Сакс). Городская лирика – это и творчество крупнейшего поэта средневековья Франсуа Вийона (род.1431 – ум. после 1463).(См. в хрестоматии его «Балладу повешенных», «Балладу о дамах былых времен», «Балладу поэтического состязания в Блуа» и др.) В английской литературе баллада была короткой народной песней повествовательного содержания и самыми известными из исторических баллад остаются баллады о Робине Гуде, «смелом беззаконнике» и его «веселых ребятах» в «зеленом лесу».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |